|
Северный комсомолец
3 апреля 2009 (12)
Ирина СИДОРОВА
"Синема, синема, от тебя мы без ума!"
КОРОЛЬ, ГДЕ ТВОЁ КОРОЛЕВСТВО?
Единственное, что сохранилось сегодня от знакомого с детства кинотеатра "Север", так это чудом уцелевшие над крышей здания слова: "Кино "Север" театр". Буквы эти уже давно не
светятся неоном, но их силуэты над фронтонам крыши в вечернем небе напоминают корону старого короля, потерявшего своё королевство. То самое, о котором мы с восторгом пели:
"Синема, синема, от тебя мы без ума". Я мысленно сбрасываю зеленую ремонтную сетку с обветшалого здания. И тотчас память сердца снимает завесу в четыре десятка лет...
И вижу я людей, их много, дети с родителями, девушки и парни. Все они направляются туда, откуда уже слышны звуки музыки. Это наш любимый оркестр, который играет, словно
приветствуя каждого, кто входит в кинотеатр. Кто-то занимает места в зале перед оркестром, чтобы послушать концерт. Другие устремляются в буфет, где их ждет мороженое: эскимо
на палочке и сливочное в вафельных стаканчиках. Но вот подают звонки, зрители рассаживаются на свои места, хлопая и скрепя старенькими деревянными сиденьями. Вокруг
приятное оживление. И наступает момент, когда тяжелый бархатный бордовый занавес начинает медленно раздвигаться, обнажая загадочную белизну экрана. И вмиг всё забылось,
отодвинулось куда-то...
Посещение кино было в 60-х одним из любимых увлечений. Один только фильм "Человек-амфибия" собрал в нашей стране сто миллионов зрителей. Среди них конечно же были и мы...
Кто-то ходил на фильм по нескольку раз, чтобы запомнить слова песни: "Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно..." Другие - чтобы полюбоваться необычными для того времени
подводными киносъемками. Третьи, среди них была и я, наслаждались игрой очаровательных актеров: Анастасии Вертинской и Владимира Коренева. Кстати, Вертинская исполняла все
трюки под водой без дублерши. И это вызывало у нас восторг!
Архангельск 60-х был богат кинотеатрами и кинозалами. Кроме "Севера" в центре города действовали кинотеатры "Мир", "Искра" и "Молодежный" (он стоял на месте нынешнего
Пенсионного фонда). А дальше в Соломбале - "Революция", в Маймаксе - "Октябрь", на Сульфате - "Заря", а на Майской Горке - "Луч". Уютный деревянный кинотеатр
"Летний", утопая в зелени акаций и тополей, стоял по Обводному, недалеко от насыпи. Там "катили" замечательные фильмы. В "Летнем" я смотрела "Гамлета" Григория Козинцева с
Иннокентием Смоктуновским и Анастасией Вертинской в главных ролях. Позже всей семьей в этом кинотеатре мы смотрели "Ромео и Джульетту" итальянского режиссера Франко
Дзеферелли.
А еще в каждом, самом скромном, "очаге культуры" ежедневно зажигался киноэкран. Это давало нам возможность выбора: посмотреть сегодня "Ночи Кабирии" в Доме офицеров,
"Письмо незнакомки" в Доме строителей или "Леди Гамильтон" в Доме работников просвещения.
Только вот загвоздка: на самые заманчивые фильмы дети до 16 лет не допускались. И контролерши у входа в зал строго за этим следили. На какие только ухищрения мы не шли, чтобы
попасть на "запретный фильм". Взбивали на головах грандиозные "бабетты", отчаянно подводили черной тушью глаза, красили ресницы. И это срабатывало.
В школе у нас шефами были пограничники. Однажды они пригласили нас в свой клуб (а был он в стенах еще не восстановленного Никольского храма) на замечательный фильм "Сорок
первый" Григория Чухрая. Это было моё первое потрясение в кино. С того самого момента у меня появился кумир - актер Олег Стриженов. Славянский тип красоты, тонкая
благородная душа, драматическая судьба героя - всё это дивно соединилось в нем на экране.
В газетных киосках продавались фотографии актеров отечественного кино. Их издавало Бюро пропаганды советского киноискусства огромными тиражами, до 500 тысяч экземпляров.
У девочек нашего поколения было увлечение "собирать артистов". Мы даже играли в такую игру: "Отправь по указанным адресам четыре фотографии артистов, и тебе через две
недели пришлют уже 16! Не подведи! С нами играют ребята из Чехословакии, Польши и Болгарии..." Да, были времена... Как добрая память о них у меня остался альбом с
фотографиями актеров советского кино.
МОИ ЛЮБИМЫЕ ЗВЕЗДЫ ЭКРАНА
Отечественное кино тех лет подарило миру много замечательных экранизаций русской классики: "Дама с собачкой", "Метель", "Гамлет", "Дворянское гнездо", "Анна Каренина",
"Преступление и наказание". Не могу не назвать "Неоконченную пьесу для механического пианино" Никиты Михалкова, мой любимейший фильм.
Событием в жизни каждого из нас стал вышедший на экраны четырехсерийный фильм "Война и мир" Сергея Бондарчука. Его посмотрели все. У нас в школе снимали уроки, и мы
культпоходом шли в кинотеатр "Север". С каким волнением ждала я встречу на экране с моей любимой героиней Наташей Ростовой в исполнении никому неизвестной тогда Людмилы
Савельевой. В картине жила красота русского национального характера. Красота русского пейзажа, и русской национальной охоты, и народного танца. Всё это мы воспринимали как
откровение о России. После просмотра фильма многие взялись за романы Толстого.
Самой популярной из зарубежных киноактрис у нашего поколения была роскошная красавица Софи Лорен. Она получила приз за лучшее исполнение женской роли в фильме "Брак по-
итальянски" на IV международном кинофестивале в Москве. А после выхода фильма на наши экраны Софи Лорен была признана лучшей киноактрисой года на конкурсе читателей
журнала "Советский экран". Мы старались не пропустить ни одного фильма с её участием: "Вчера, сегодня, завтра", "Любовь под вязами", "Затворники Альтоны".
Пожалуй, не меньший интерес, чем "Брак по-итальянски", вызвал фильм "Подсолнухи" Витторио де Сика с участием Софи Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмилы Савельевой. К
тому же ряд эпизодов итальянской картины снимался на Украине, в селе Чернечий Яр, что рядом с прославленной Николаем Васильевичем Гоголем Диканькой.
В те годы на мировом киноэкране царствовали Софи Лорен, Джина Лолобриджида и Брижитт Бардо. Но ни одна из них не затмила в моей душе очарование актрисы, которая принесла
на экран совсем иной образ женской красоты. Я вижу как сейчас невероятные бездонные глаза Анук Эме. В них отражалась красота души героинь, созданных актрисой на экране. Она
дивно сыграла роль Луизы в фильме "8 ?" Федерико Феллини. Очарование Анук Эме пришло ко мне с фильмом "Мужчина и женщина" Клода Лелуша. Этот пленительный фильм мы
Ирина СИДОРОВА
| |