Пресса Архангельской области
 



Версия для распечатки  
  

Северный комсомолец
15 мая 2009 (16-17)
Марья ЛОГИНОВА

"Человечество вынуждено смотреть на Север"

Легендарный ледокол "Ленин", старожил Российского "Атомфлота", поставленный на вечную стоянку в Мурманске, впервые в своей истории принял на свой борт экскурсантов. Произошло это 9 мая, в День Победы. Первыми увидеть "Ленина" изнутри удостоились чести российские и иностранные журналисты, приехавшие в Мурманск на ежегодное собрание медждународной ассоциации журналистов Баренц-пресс. В составе делегации были и журналисты "Северного комсомольца".

Атомные ледоколы - это гордость нашей страны. Сконцентрирована она в Мурманске - именно там находится главная и единственная база гражданского атомного флота России. На сегодняшний день, кроме России, ни одна страна в мире не эксплуатирует гражданский атомный флот. Пытались построить и использовать атомные ледоколы и США, и Япония, но дело у них не заладилось.

Только один факт может сказать о мощности и автономности российских атомных ледоколов. Ледокол "Арктика", вышедший в море 3 мая 1999 года, в порт вернулся 4 мая 2001 года. Без единого захода! Обычный ледокол сопоставимой мощности должен тратить 400 тонн топлива в сутки и больше полутора месяцев работать во льдах не может. Теперь же навигация в Арктике круглогодичная. И от Мурманска, например, до Дудинки, а это 1350 морских миль, можно дойти всего за семь дней!

"Ленин", который теперь красуется в центре Мурманска, у Морского вокзала, - главная гордость и краса атомофлотовцев. "Лениным" гордятся, любят его, он - первый в мире!

Построить ледокол было решено в 1953 году. Строили в едином ритме 510 предприятий Советского Союза, и к концу пятидесятых "Ленин" был готов. Водоизмещение - 20 тысяч тонн, мощность ядерной энергетической установки - 44 тысячи лошадиных сил, первый экипаж - 230 человек.

"Ленин" на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации и отработал на ледовых трассах 30 лет. За это время он прошел через льды путь, равный полету от Земли до Луны и обратно, - это более 13 кругосветных путешествий. Кстати, побывал он и в Северодвинске: с 1966 года по 1970 год там меняли двухреакторную ядерную установку на трехреакторную. Эксплуатацию "Ленина" прекратили в 1989 году в связи с чернобыльской катастрофой.

Разные идеи возникали по поводу его дальнейшей судьбы - и на металлолом разрезать, и ресторан из него сделать, и гостиницу. Но в конце концов решили сохранить его как мемориальный музей.

"НАПРЯМУЮ, ЧЕРЕЗ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС"

После экскурсии по ледоколу мы поговорили с Владимиром Блиновым, заместителем начальника отдела внешних связей ФГУП "Атомфлот".

- Владимир Михайлович, сейчас особенно актуален вопрос - чья Арктика? Скажите, атомные ледоколы дают России преимущество в этом соревновании?

- Еще какое! Это наша главная сила. Ледоколы - своеобразные ключи от Арктики. Север же традиционно развивается за счет морского пути. Были, конечно, попытки в 30е годы построить железнодорожную ветку параллельно Транссибу, но близко к Арктическому побережью, а это оказалось практически невозможно. И, выходит, кроме морского пути ничего не остается.

- Часто приходится слышать, что Россия теряет Арктику...

- Отчасти это так. Длительное время она не особо-то и была нужна кому-то. А потом там обнаружились шельфовые запасы, и все засуетились. Сейчас, по некоторым расчетам, до 25 процентов мировых запасов нефти и газа расположены в зоне Северного Ледовитого океана. Мировой энергетический кризис, политическая нестабильность ведут к тому, что крупные развитые страны ищут гарантированные источники получения углеводородного сырья. Человечество вынуждено смотреть на Север.

- Как же нам его отстоять?

- Атомные ледоколы - наш козырь. Пока мы демонстрируем свою транспортную и хозяйственную активность, все видят, что это наша земля и мы здесь хозяева. Как только ледоколы постареют и мы оттуда уйдем - моментально придут страны-конкуренты: Америка, Канада, Финляндия, Германия. Евросоюз уже разрабатывает транзиты из Европы в Америку через Северный полюс, разрабатываются даже варианты подводных грузовозов. Дело в том, что последние исследования ученых показывают, лед легче ломать снизу, а не сверху. И если построить суда с мощной системой, позволяющей взламывать лед снизу, можно будет ходить напрямую через Северный полюс.

- Сколько атомных ледоколов есть у России?

- Всего построено девять ледоколов, шесть из них на ходу, а реально используется четыре ледокола: объем работ по перевозке грузов не так велик.

- Кстати, туристы на Северный полюс попадают с помощью атомных ледоколов?

- Да, этим занимаются две турфирмы, грубо говоря, они берут наши ледоколы в аренду. Круиз длится 12-14 суток, включая остановки и посещение Земли Франца-Иосифа. Ледоколы не были построены как пассажирские судна, поэтому больше ста туристов за один раз на борт взять не могут. В среднем за лето проходит пять рейсов, но в этом году спад: туристов набралось только на два рейса, в основном - иностранцы. Тур стоит примерно 20 тысяч долларов с человека.

- А с Архангельском сотрудничаете? Все-таки это тоже портовый город...

- Скорее конкурируем, чем сотрудничаем. У нас с вами вечное перетягивание каната. Архангельск любит, ссылаясь на свою большую историю, претендовать на звание первого порта России. Но есть история, а есть реальность. И она такова, что вся система обеспечения плавания судов на Северном морском пути сконцентрирована здесь. Известно, что Архангельск - это замерзающий порт. У вас там скапливается по 20-30 судов, которые не могут пройти до порта. Ваши портовые ледоколы только на ближайшей акватории могут что-то сделать, и в горле Белого моря без наших ледоколов не обойтись. Нынче вон так прихватило, что пришлось готовить и отправлять к вам атомный ледокол "Россия", чтобы обеспечить работу. Это очень дорого, но ничего другого пока не придумали.

Спрашивала Марья ЛОГИНОВА



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя