Северный комсомолец
15 мая 2009 (16-17)
Марья ЛОГИНОВА
"Человечество вынуждено смотреть на Север"
Легендарный ледокол "Ленин", старожил Российского "Атомфлота", поставленный на
вечную стоянку в Мурманске, впервые в своей истории принял на свой борт
экскурсантов. Произошло это 9 мая, в День Победы. Первыми увидеть "Ленина"
изнутри удостоились чести российские и иностранные журналисты, приехавшие в
Мурманск на ежегодное собрание медждународной ассоциации журналистов
Баренц-пресс. В составе делегации были и журналисты "Северного комсомольца".
Атомные ледоколы - это гордость нашей страны. Сконцентрирована она в Мурманске -
именно там находится главная и единственная база гражданского атомного флота
России. На сегодняшний день, кроме России, ни одна страна в мире не
эксплуатирует гражданский атомный флот. Пытались построить и использовать
атомные ледоколы и США, и Япония, но дело у них не заладилось.
Только один факт может сказать о мощности и автономности российских атомных
ледоколов. Ледокол "Арктика", вышедший в море 3 мая 1999 года, в порт вернулся 4
мая 2001 года. Без единого захода! Обычный ледокол сопоставимой мощности должен
тратить 400 тонн топлива в сутки и больше полутора месяцев работать во льдах не
может. Теперь же навигация в Арктике круглогодичная. И от Мурманска, например,
до Дудинки, а это 1350 морских миль, можно дойти всего за семь дней!
"Ленин", который теперь красуется в центре Мурманска, у Морского вокзала, -
главная гордость и краса атомофлотовцев. "Лениным" гордятся, любят его, он -
первый в мире!
Построить ледокол было решено в 1953 году. Строили в едином ритме 510
предприятий Советского Союза, и к концу пятидесятых "Ленин" был готов.
Водоизмещение - 20 тысяч тонн, мощность ядерной энергетической установки - 44
тысячи лошадиных сил, первый экипаж - 230 человек.
"Ленин" на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации и
отработал на ледовых трассах 30 лет. За это время он прошел через льды путь,
равный полету от Земли до Луны и обратно, - это более 13 кругосветных
путешествий. Кстати, побывал он и в Северодвинске: с 1966 года по 1970 год там
меняли двухреакторную ядерную установку на трехреакторную. Эксплуатацию "Ленина"
прекратили в 1989 году в связи с чернобыльской катастрофой.
Разные идеи возникали по поводу его дальнейшей судьбы - и на металлолом
разрезать, и ресторан из него сделать, и гостиницу. Но в конце концов решили
сохранить его как мемориальный музей.
"НАПРЯМУЮ, ЧЕРЕЗ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС"
После экскурсии по ледоколу мы поговорили с Владимиром Блиновым, заместителем
начальника отдела внешних связей ФГУП "Атомфлот".
- Владимир Михайлович, сейчас особенно актуален вопрос - чья Арктика? Скажите,
атомные ледоколы дают России преимущество в этом соревновании?
- Еще какое! Это наша главная сила. Ледоколы - своеобразные ключи от Арктики.
Север же традиционно развивается за счет морского пути. Были, конечно, попытки в
30е годы построить железнодорожную ветку параллельно Транссибу, но близко к
Арктическому побережью, а это оказалось практически невозможно. И, выходит,
кроме морского пути ничего не остается.
- Часто приходится слышать, что Россия теряет Арктику...
- Отчасти это так. Длительное время она не особо-то и была нужна кому-то. А
потом там обнаружились шельфовые запасы, и все засуетились. Сейчас, по некоторым
расчетам, до 25 процентов мировых запасов нефти и газа расположены в зоне
Северного Ледовитого океана. Мировой энергетический кризис, политическая
нестабильность ведут к тому, что крупные развитые страны ищут гарантированные
источники получения углеводородного сырья. Человечество вынуждено смотреть на
Север.
- Как же нам его отстоять?
- Атомные ледоколы - наш козырь. Пока мы демонстрируем свою транспортную и
хозяйственную активность, все видят, что это наша земля и мы здесь хозяева. Как
только ледоколы постареют и мы оттуда уйдем - моментально придут
страны-конкуренты: Америка, Канада, Финляндия, Германия. Евросоюз уже
разрабатывает транзиты из Европы в Америку через Северный полюс, разрабатываются
даже варианты подводных грузовозов. Дело в том, что последние исследования
ученых показывают, лед легче ломать снизу, а не сверху. И если построить суда с
мощной системой, позволяющей взламывать лед снизу, можно будет ходить напрямую
через Северный полюс.
- Сколько атомных ледоколов есть у России?
- Всего построено девять ледоколов, шесть из них на ходу, а реально используется
четыре ледокола: объем работ по перевозке грузов не так велик.
- Кстати, туристы на Северный полюс попадают с помощью атомных ледоколов?
- Да, этим занимаются две турфирмы, грубо говоря, они берут наши ледоколы в
аренду. Круиз длится 12-14 суток, включая остановки и посещение Земли
Франца-Иосифа. Ледоколы не были построены как пассажирские судна, поэтому больше
ста туристов за один раз на борт взять не могут. В среднем за лето проходит пять
рейсов, но в этом году спад: туристов набралось только на два рейса, в основном
- иностранцы. Тур стоит примерно 20 тысяч долларов с человека.
- А с Архангельском сотрудничаете? Все-таки это тоже портовый город...
- Скорее конкурируем, чем сотрудничаем. У нас с вами вечное перетягивание
каната. Архангельск любит, ссылаясь на свою большую историю, претендовать на
звание первого порта России. Но есть история, а есть реальность. И она такова,
что вся система обеспечения плавания судов на Северном морском пути
сконцентрирована здесь. Известно, что Архангельск - это замерзающий порт. У вас
там скапливается по 20-30 судов, которые не могут пройти до порта. Ваши портовые
ледоколы только на ближайшей акватории могут что-то сделать, и в горле Белого
моря без наших ледоколов не обойтись. Нынче вон так прихватило, что пришлось
готовить и отправлять к вам атомный ледокол "Россия", чтобы обеспечить работу.
Это очень дорого, но ничего другого пока не придумали.
Спрашивала Марья ЛОГИНОВА
|