Пресса Архангельской области
 

www.medikforum.ru/" target="_blank">Пластическая хирургия Структура центра. Сведения о врачах.


Северный комсомолец
22 мая 2009 (18-19)
Вера КОНОНОВА

Врачебная тайна

Архангельск давно не сотрясала народная инициатива. Слух о том, что медики собираются устроить акцию протеста, показался даже чересчур смелым. Как это возможно в нашу эпоху национальных проектов и процветания федеральных программ?

КОГДА-ТО ПРИДЁТСЯ ВЫБИРАТЬ...

Причина, по которой медики Архангельска, Новодвинска, Северодвинска 29 мая собираются выйти на митинг, - невозможность оказывать экстренную медицинскую помощь даже на элементарном уровне.

- Это не митинг Первой городской больницы, как пытаются представить власти, - уверяет один из организаторов митинга хирург Алексей Попов. - Но даже в нашей больнице состояние оборудования близко к катастрофическому. Сломано два рентген-аппарата из четырёх, переносные рентген-аппараты выдают нечитаемые плёнки, из восьми гастроскопов работает всего один. Сложности с оборудованием для ЭКГ, не работает единственная видеоэндоскопическая стойка. В кардиологическом отделении с 14 мая нет стентов - специальных пружинок, которые вставляются в артерию для лечения инфарктов.

Если при развитии инфаркта в течение нескольких часов не поставить стент, то пациент может либо стать инвалидом, либо погибнуть. Наркозный аппарат один - это в больнице Скорой помощи, - и он 67-го года выпуска.

- Гастроскоп мы используем в исключительных случаях - когда поступает желудочное кровотечение, - включается в разговор хирург Иван Ростовский. - Случись с ним что - и мы останемся с голыми руками. Но рано или позд-но случится так, что на стол попадут два больных с полным ртом крови и хирургу придётся выбирать, кого из них спасать. Как это сделать? Никогда, даже в 90е годы, такого не было. Было нечего есть иногда, но инструментами, оборудованием больница снабжалась как по часам. И экстренную помощь мы всегда могли оказать в полном объёме, потому что на карту поставлена жизнь человека, который лежит на операционном столе. Все поставки были запланированы на годы вперёд. Ремонт осуществлялся беспрекословно. При Еликаниде Егоровне ни разу не встал вопрос о функционировании больницы и оказании экстренной помощи больным.

КАК ЭТО БЫЛО ПРИ ЕЛИКАНИДЕ ЕГОРОВНЕ?

- Вы хотите сказать, что поставки оборудования полностью заморожены?

- Нет. Сейчас закупается современный томограф стоимостью 87,95 миллиона рублей. Это второй томограф в нашей больнице. Он, безусловно, нужен. Но не в ущерб всему остальному! В област-ную больницу пришёл томограф ещё более дорогой. А там дела с оборудованием и инструментами ещё хуже, чем у нас. Это всё равно, что покупать в семью "Мерседес" и говорить: кризис ведь, так что давайте пару лет без еды поживём. Мы ни в коем случае не против федеральных программ. Но нужно определять приоритеты, исходя из реальных нужд больницы. Как это было при Еликаниде Егоровне? Собирались заведующие отделениями, она говорила: есть 10 миллионов, давайте решим, на что они уйдут. Так и получалось, что даже при небольшом финансировании всё необходимое было. И никогда не было такого, чтобы нам сверху спускали, что закупать. Нам, Первой городской, хватило бы миллиона, чтобы сделать из службы экстренной помощи конфетку. Мы против системы, при которой главным врачам выгодно закупать оборудование по строго определённой тематике. И я не хочу думать о том, почему они заключают такие контракты.

- Эти проблемы есть только у Первой городской?

- Конечно, нет. В Северодвинской больнице работают всего два электрокоагулятора, в то время как их должно быть 16. Это значит, что хирурги вынуждены работать как в каменном веке, - а кто ответит, если больной погибнет от кровотечения? А такой коагулятор стоит от 50 до 80 тысяч рублей - копейки в таком масштабе. В детской областной больнице ночные дежур-ства оплачиваются только на 50 процентов, выходные - не оплачиваются вовсе. У каждой больницы Архангельска, Северодвинска, Новодвинска есть проблемы, о которых никто не знает. Не хотят знать.

Хирурги не уходят на пенсию...

- Почему вы прибегаете к такой крайней мере, как митинг?

- Крайняя мера - это забастовка. В течение двух с половиной лет мы передавали наши просьбы депутатам через сейчас уже бывшего главного хирурга области Березина, но эффекта не было. В течение февралямарта этого года мы раз в две недели собирались с нашим новым главврачом, Сергеем Красильниковым, создавали инициативные группы, чтобы обсудить с ним насущные проблемы, но эти разговоры ни к чему не привели. Лишь исчерпав все мирные пути решения этих проблем, мы решили выйти на митинг.

- Каковы цели митинга?

- Главная наша задача - привлечь внимание властей и общественности к проблемам здравоохранения. Это не у Первой городской больницы проблемы - это преддверие катастрофы. Кроме ужасающего положения с оборудованием, наша больная проблема - кадры. За последние два с половиной года из больницы ушло 23 врача. Анестезиологами мы укомплектованы на 28 процентов. Такого нигде в России нет, это преступление. Потому что анестезиолог иногда вынужден подавать наркоз одновременно на три стола! В нарушение всех правил. Но у нас нет выхода, иначе люди погибнут, не дождавшись операции. А анестезиолог - один на дежурстве. Иногда приходится подавать наркоз одновременно в разные отделения или даже на разные этажи.

Хирургов у нас лишь 60 процентов от нормы. Каждый из нас работает на две-три ставки - на износ. За по-следние 10 лет ни один хирург Первой городской не ушёл на пенсию. Все они погибали на рабочем месте, всех с почестями выносили из траурного зала. А как привлекать молодых специалистов? У нас очень интересная работа, к нам рвутся работать молодые, они видят эти интересные клинические случаи, они видят объём работ, жизнь бьёт ключом, но они смотрят на зарплату, на положение с оборудованием и... уходят.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ?

- Кто из коллег подтвердил участие в митинге?

- Нас не поддерживает онкодиспансер по понятным причинам: Андрей Красильников много лет был его главврачом. На митинг собирались прийти Новодвинская и Северодвинская городские больницы, областная дет-ская, областная психиатрическая, Седьмая городская, Первая городская. От областной больницы мы ждём минимальное количество участников. Надеемся, их не запугают.

- Как власти реагирует на подготовку митинга?

- В понедельник было совещание главных врачей. Задача ставилась такая: провести работу среди сотрудников, чтобы митинг не состоялся. Судя по откликам, которые мы получаем, такая работа ведётся усиленно. Нас ссорят между собой. В среду с нами, инициативной группой, встречался директор областного департамента здравоохранения Андрей Красильников. Нас было человек двадцать. Он сообщил, что если мы не свернём митинг, то относительно Попова и Ростовского он представит запрос о соответствии занимаемой должности ввиду того, что 14 мая они в составе рабочей комиссии были в мэрии, а не на рабочем месте. В мэрию нас вызвала Надежда Макарова, директор городского департамента здравоохранения и социальной политики. Как мы могли отказаться? Но мы не отменили ни одной операции, ни одной перевязки.

- Андрей Валентинович говорил о перспективах сотрудничества с Первой городской?

- Да. Директор департамента пообещал, что в случае если больница выйдет на митинг, то он прекращает её финансирование. При этом на нас замыкается 90 процентов всех экстренных операций, почти вся нейрохирургия и львиная доля кардиологической неотложной помощи. Мы принимаем и областных больных, потому что уровень технологий и квалификации специалистов позволяют нам делать операции, которые пока больше никто не делает. Что будет со всеми этими больными? Согласно Конституции наши граждане имеют право на неотложную медицинскую помощь.

- Что будет, если на митинг придёт семь человек?

- Семерых уволят. Не сразу, но в течение полугода условия создадут соответствующие. Если придёт 500 - будем полагать, нас услышат.

- А что будет с вами?

- Если акция не состоится, то понятно, что нам не работать ни в этой больнице, ни в этом регионе. Уволят нас, уйдут несогласные с этим увольнением. Город не найдёт столько хирургов, способных закрыть такое количество операций. Мы пролечиваем 30 тысяч больных в год. Но главное - если люди не придут, не будет резонанса, значит, ничего не изменится. Система останется той же. А это приведёт к катастрофе в ближайшие месяцы. Ни один томограф не заменит тот список для экстренной помощи, которого сейчас нет. Статистика - вещь скольз-кая. Но смертность спрятать не удастся.

Пока материал готовился к печати, из мэрии пришло письмо за подписью заместителя мэра Юрия Пачина, в котором говорится, что митинг 29 мая проводить не разрешается по причине возможного проведения ремонтных работ на площади Ленина в указанное время. Организаторы митинга отступать не собираются.

Вера КОНОНОВА

КОММЕНТАРИЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" ПРОЛЕТЕЛ НАД НАШЕЙ БОЛЬНИЦЕЙ, КАК ФАНЕРА НАД ПАРИЖЕМ...

Александр Николаевич Совершаев, заведующий эндоскопическим отделением Первой городской больницы:

-В больнице из восьми имеющихся гастроскопов работает всего один. Все они - 94го года выпуска, а срок службы такого аппарата - 5 лет. Эндоскопы нам нужны ежедневно, на каждом дежурстве. Поэтому мы таскаем его со второго на шестой этаж из отделения интенсивной терапии в плановую. Это агрегат стоимостью полтора миллиона рублей. У нас всего один бронхоскоп. Хорошо, что братья-норвеги подарили нам бывалые, но хорошие колоноскопы для обследования толстой кишки. Для лапароскопии не хватает инструментария. Нет хорошего осветителя - хирургу иногда приходится работать наугад. Лампочки из Сибири мы ждали почти четыре месяца! Онкодиспансер не принимает у нас больных с раком пищевода - мы вынуждены просить родственников покупать стенты для раширения пищевода: у нас их нет. Это время и деньги. А ведь при таком заболевании счёт идёт на сутки, порой на часы. Вчерашняя встреча с директором департамента Красильникова меня совершенно не убедила, что есть понимание у руководства о настоящей ситуации. Налицо нежелание руководства трогать эту систему. Я работаю в Первой городской 32 года. Семнадцать из них мы строили кардиокорпус. Теперь строим сосудистый центр. Всё это прекрасно, он нужен. Но зачем делать из него икону? Мы больница Скорой помощи. Что будет, если завтра эту помощь мы не сможем оказать? Национальный проект "Здоровье" пролетел над нашей больницей, как фанера над Парижем...

"У нас работа на острие ножа"

Марина Знаменская, врачхирург хирургического отделения Новодвинской центральной городской больницы:

- Идти на митинг собираюсь. Может, и еще кого-нибудь из коллег сагитирую пойти. Почему? Потому что то, что происходит сегодня в нашей медицине, нас совершенно не устраивает, более того - приводит в ужас. Во-первых, это касается отношения к нам, медикам. Во-вторых, наших возможностей по отношению к пациентам.

Когда несколько лет назад государство обратило внимание на медицину, нас это воодушевило - мы надеялись на повышение зарплат, на получение необходимого нового оборудования и так далее. Надежды не оправдались. Пример: у врачахирурга первой категории оклад 4502 рубля, с северными надбавками получается около десяти тысяч рублей. А ведь у нас работа на острие ножа, мы же не велосипеды ремонтируем... Мне, врачу высшей категории, для того, чтобы получить 20-25 тысяч, нужно брать 8-10 дежурств - это значит, отрывать время от детей, от семьи, после ночного дежурства идти в операционную... Работа в выходные дни оплачивается так же, как и в будни. Даже спецодежду, спецобувь, бумагу, клей и тому подобное мы покупаем на свои деньги.

Несколько лет назад в Новодвинске закрыли медицинский вытрезвитель, и теперь "клиентов" вытрезвителя привозят в приемный покой больницы. Пьяные там бродят, скандалят на глазах у пациентов... Работать с ними приходится по очереди хирургам, терапевтам, травматологам - и никакого вознаграждения за эту нагрузку мы не получаем.

И при этом мы работаем по нормам 70х годов - на одного хирурга приходится 25 коек, как на терапевта! Хотя и условия нашей работы, и нагрузка в операционных давно изменились. Мы просто не укладываемся в рабочее время.

А что касается снабжения оборудованием и медикаментами... Да, приходит аппаратура по программе госгарантий - но качества она невысокого, да и не та, что насущно необходима. Из-за этого мы сейчас уходим в лечении на шаг назад. В новодвинской больнице, например, нет возможности пересаживать кожу ожоговым больным, нет эндоскопического оборудования, и некоторые заболевания мы не можем самостоятельно диагностировать и принимать решение о лечении, приходится отправлять пациентов в Архангельск, в Первую городскую больницу. Также большая проблема - отправить больного на лечение в онкодиспансер: после того как там произошло сокращение коек - операции приходится ждать по 2-3 месяца!

И конечно, велика кадровая проблема. Молодежь приходит на практику, видит, какая у нас стрессовая работа и какая низкая зарплата, - и в больницу после вуза уже не идет. А государство ее особенно-то и не стимулирует... У нас в Новодвинске, например, не хватает реаниматологов, невропатологов, участковых терапевтов, терапевтов в стационаре, окулистов, хирургов-стоматологов.

Поэтому я и пойду на митинг. Не знаю, насколько власть нас услышит, и изменится ли что-нибудь, но ведь говорить об этом надо...

"Я НИЧЕГО НЕ БОЮСЬ, НО МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ СОХРАНИТЬ АНОНИМНОСТЬ"

Сотрудник 7-й городской больницы:

- Часть нашего коллектива на митинг собирается, но я, скорее всего, не пойду: у меня как раз на то время сутки дежурства стоят. А проблем в нашей больнице много. Например, как и в 1-й горбольнице, есть проблема с эндоскопическими установками - у нас она однаединственная, и той нужен ремонт, а на это, опять же, нужны деньги. Еще у нас "полетел" колоноскоп.

Но самая большая проблема на сегодня, которая очень скоро себя в полной мере проявит, - нехватка кадров. Ну не идет молодежь в больницы работать, нет у нас смены поколений! Зарплата не устраивает, условия труда...

Так что назрело оно, давно назрело. И я полностью поддерживаю требования и претензии, высказываемые организаторами митинга. Но агитировать участвовать в митинге коллег я и не хочу, и не могу. Митинг этот устраивают врачи 1-й горбольницы, а у нас-то немного другая ситуация. Понимаете, ведь 1-ю горбольницу никто трогать не будет, а вот в нашей, чуть что не так, могут просто-напросто сократить количество ставок. И ни я, ни Лёша Попов, в случае чего, не сможем устроить всех уволенных на новую работу.

И еще есть один момент. Немного страшно, что митинг этот может дать обратный эффект, не тот совсем, который ожидается. Вон в понедельник вечером по центральным телеканалам крутили передачи, в которых всячески "катали" и хаяли отечественную медицину - тут врачи плохо лечат, там работают не так. Понимаете, у людей после таких передач складывается определенное впечатление о системе здравоохранения, и народ может подумать - у вас, врачей, куча смертей, куча всего нехорошего, а вы еще и зарплату требуете вам поднять! Не было бы обратного эффекта...

Я ничего не боюсь, но мне хотелось бы сохранить анонимность. Надо дожить до завтрашнего дня...

"А ВДРУГ МИЛИЦИЯ НАЧНЕТ РАЗГОНЯТЬ НАРОД ДУБИНКАМИ?!"

Татьяна ТАРАТИНА, профсоюзный лидер Архангельской областной психиатрической больницы:

- Я еще не решила, буду ли принимать участие в митинге. Дело в том, что митинг организовывается врачами 1-й городской больницы. И требования, которые будут высказаны на этом митинге, - это их требования. А у нас с ними - немного разные задачи. Например, требование внедрить новую систему оплаты труда для нас по определенным причинам абсолютно неприемлемо!

В целом врачейхирургов, организовывающих митинг, я прекрасно понимаю. Никто же и не спорит: проблем в системе здравоохранения много, и их надо срочно решать. Но, я считаю, на данный момент митинг абсолютно не готов, не организован на должном уровне. Представьте, а вдруг митинговать придет больше людей, чем ожидается, и милиция начнет разгонять народ дубинками?! Об этом кто-нибудь подумал?

Мне кажется, на данном этапе гораздо эффективнее было бы собраться с представителями городской и областной власти за круглым столом и попытаться решить назревшие проблемы методом конструктивных переговоров. Ведь власть готова пойти на определенные уступки, готова сотрудничать, и нельзя это игнорировать!

А вот если и после переговоров не будет никаких подвижек, можно будет подумать и о забастовке...



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя