Российская Газета
10 января 2007 (1)
Анна Смирнова
Не челом, а регламентом
Административная реформа
заставит чиновников находить общий язык с населением
КОМПЕТЕНТНО
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
МНЕНИЕ людей о работе чиновников зависит от каждого посещения госучреждения.
Потому актуальность административной реформы понятна всякому, кто хоть раз
"мариновался" в очередях для оформления паспорта, документов на приватизацию
жилья, получение льгот и так далее.
На ближайшие два года поставлены задачи: оптимизировать и регламентировать
процессы взаимодействия органов власти федерального и регионального уровней с
населением. Результатом должно стать повышение качества государственных услуг.
То есть реформа коснется каждого человека как потребителя.
О ходе и перспективах реформы в Архангельской области рассказывает директор
Центра социально-политических исследований Вадим Трескин.
Российская газета | Вадим Геннадьевич, в регионе оценивалось отношение населения
к качеству оказания государственных услуг?
Вадим Трескин | В этом плане область оказалась впереди многих субъектов. В 2005
году по проекту Всемирного банка, направленному на поддержку реформы на Северо-
Западе, проведено социологическое исследование оценки населением качества
государственных и муниципальных услуг. В частности, из публичных хуже всего
оценили культурно-досуговые услуги. Результаты исследования дали понимание, с
какого уровня должна стартовать реформа в регионе. В рамках проекта также
проведена работа по описанию критериев для оценки эффективности госуслуг. Также
в области созданы рабочие группы по направлениям реформы - бюджетирование по
результатам, оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие
коррупции.
РГ | Итак, стартовая площадка для реформы есть. Как выглядит регион в сравнении
с другими - идет в ногу, ушел вперед?
Трескин | Каждый регион внес свой вклад в развитие административной реформы.
Тюменская область - лидер в разработке критериев оценки управления и услуг.
Ростовская область добилась больших успехов в подготовке персонала органов
госуправления. А Липецкая область лидирует в разработке регламентов. В 2005 году
выделялось порядка 400 миллионов рублей для пилотных проектов в рамках реформы в
некоторых регионах. К сожалению, Архангельская в их число не вошла.
РГ | И все же, о каких результатах говорить можно?
Трескин | Ощутимые показатели пока есть в деятельности федеральных органов
власти, и это объективно, ведь именно с федерального уровня началось
реформирование. Некоторые службы, к примеру налоговая, внедрили принцип "одного
окна". Сначала получалось на оценку "очень хорошо": работало в прямом смысле
одно окно, но к нему - длинная очередь. Сейчас в налоговой инспекции региона
организовано порядка десяти окон, информация о режиме работы размещена в СМИ и
Интернете, четко указано, кому в какое окно обращаться. Соблюдаются временные
нормативы оформления документов, ожидания посетителем в очереди. Аналогичная
работа, в духе реформы, проведена и в архангельском загсе, ряде паспортных
столов - перечень подобных реализованных проектов достаточно широк.
РГ | Для обслуживающих "окна" специалистов и чиновников, работающих с
населением, определить критерии эффективности просто. А как оценить работу
чиновника уровня руководителя департамента, управления? Не по числу же
подписанных бумаг...
Трескин | Работа руководителей должна оцениваться по объемным, но исчисляемым
параметрам. Для департамента здравоохранения можно применить такой
стратегический показатель, как продолжительность жизни населения. Для сферы
образования один из критериев - средний балл учеников по ЕГЭ. Главное - период
оценки работы чиновника должен быть не менее года, а качество оказания услуги
обязательно должно определяться потребителем. Государственный служащий может
пребывать в уверенности, что все сделано хорошо. Реформа подталкивает получателя
и источник услуги договариваться о критериях.
РГ | Кроме результата важен
и процесс оказания услуги.
Трескин | Как должна оказываться государственная или муниципальная услуга,
прописывается в административных регламентах. Разработка их немыслима без
участия получателей услуги. Худшее, что может случиться, - регламент напишут те,
кто услугу оказывает. Кстати, регламенты и должностные инструкции, как работать
с гражданами, должны быть созданы на сегодняшнем этапе административной реформы.
В них необходимо заложить критерии качества. Так, в Англии во время почтовой
реформы определили: житель должен добраться до почты не более чем за 10 минут.
На машине, вертолете, пешком - не указано. Но если такой критерий доступности
услуг связи не достигнут, налогоплательщик может требовать увеличения числа
почтовых отделений. Регламент предусматривает и санкции за его нарушение.
Например, в Чувашии нагрубивший посетителю чиновник или служащий уже лишается
части премии.
РГ | Чтобы работать по регламентам, необходим и должный уровень профессионализма
исполнителей. Это задача реформы или ее проблема?
Трескин | Это задача системы образования. Она должна давать не столько
профессиональные знания, сколько умение работать в условиях сервисной экономики.
Из-за демографического кризиса 90х скоро встанет проблема - кого обучать. Уже
сейчас стоит думать о переподготовке - в соответствии с требованиями экономики -
взрослых людей, по крайней мере занятых в сфере услуг. Иначе реформа столкнется
с кругом проблем: критерии заданы, регламенты есть, а люди к работе в их рамках
не готовы.
Эффект зависит от интенсивности и качества работы чиновника, оказывающего
публичную услугу. Это не только моральная ответственность, но и, например,
умение чиновника работать с компьютерной техникой.
РГ | То есть между органами власти должна ходить информация, а не люди...
Трескин | Одна из задач реформы - создание системы, при которой человек будет
обращаться в государственные органы не сам, а посредством электронных систем
связи. При этом встает вопрос доступности людей к электронным ресурсам. Сегодня
же компьютеры есть у 20 процентов населения, выход в Интернет - у 15-17.
РГ | Вернемся к регламентам. Помимо мнения потребителей для их разработки
необходим и экспертный потенциал.
Трескин | Людей, способных разработать регламенты, немного. Можно привлечь
специалистов из среды бизнесконсультантов, но со стороны бизнеса пока нет
потребности в такой работе. Наверно, на уровне государства надо создавать
условия для привлечения специалистов, создания экспертных групп, проведения
конкурсов на разработку регламентов. Этим сформируется новый рынок услуг.
РГ | В свете реформы мы говорим о внедрении в госслужбу рыночных принципов -
конкуренция при приеме на работу, отчетность по результатам. А экономически
наиболее активная часть общества что получает от реформы?
Трескин | Исследования выявляют проблемы во взаимоотношениях между
предпринимателями и государством. Формально регламенты соблюдены, а реально
административные барьеры не сняты. Одним из итогов реформы может стать четкая
организация работы, скажем, проверяющих служб. Это вопрос местного
законодательства и договора служб с общественными организациями
предпринимателей. Реформа делает акцент на борьбу с коррупцией, но надо
обеспечить и возможность прямого пользования правами, без дополнительных
процедур одобрения.
РГ | Как административная реформа отразится на муниципальном уровне власти?
Трескин | С местным уровнем есть проблемы. Руководители муниципалитетов считают,
что они выведены изпод системы госконтроля. Отсутствие культуры влияния
населения на власть приводит к появлению "местных царьков". Только жители
муниципалитета через свое избирательное право могут повлиять на тех, кто
принимает решения. Люди могут воздействовать на власть, участвуя в разработке
регламентов в рамках административной реформы. К слову, по итогам соцопроса в
2004 году лишь 14 процентов населения удовлетворены качеством госуправления.
Задача реформы - поднять этот уровень до 80 процентов.
РГ | Как административная реформа будет проходить в 2007 году?
Трескин | В регионе завершат реформирование своей работы федеральные ведомства.
Подключатся и областные департаменты, будет создано несколько регламентов.
Конкурс на их разработку уже объявлен. Регион готов изменить процесс
рассмотрения обращений граждан: работать не по отдельным звонкам, а
анализировать картину в целом и принимать системные решения.
|