Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
10 января 2007 (1)
Анна Смирнова

Не челом, а регламентом

Административная реформа заставит чиновников находить общий язык с населением

КОМПЕТЕНТНО АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

МНЕНИЕ людей о работе чиновников зависит от каждого посещения госучреждения. Потому актуальность административной реформы понятна всякому, кто хоть раз "мариновался" в очередях для оформления паспорта, документов на приватизацию жилья, получение льгот и так далее.

На ближайшие два года поставлены задачи: оптимизировать и регламентировать процессы взаимодействия органов власти федерального и регионального уровней с населением. Результатом должно стать повышение качества государственных услуг. То есть реформа коснется каждого человека как потребителя.

О ходе и перспективах реформы в Архангельской области рассказывает директор Центра социально-политических исследований Вадим Трескин.

Российская газета | Вадим Геннадьевич, в регионе оценивалось отношение населения к качеству оказания государственных услуг?

Вадим Трескин | В этом плане область оказалась впереди многих субъектов. В 2005 году по проекту Всемирного банка, направленному на поддержку реформы на Северо- Западе, проведено социологическое исследование оценки населением качества государственных и муниципальных услуг. В частности, из публичных хуже всего оценили культурно-досуговые услуги. Результаты исследования дали понимание, с какого уровня должна стартовать реформа в регионе. В рамках проекта также проведена работа по описанию критериев для оценки эффективности госуслуг. Также в области созданы рабочие группы по направлениям реформы - бюджетирование по результатам, оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции.

РГ | Итак, стартовая площадка для реформы есть. Как выглядит регион в сравнении с другими - идет в ногу, ушел вперед?

Трескин | Каждый регион внес свой вклад в развитие административной реформы. Тюменская область - лидер в разработке критериев оценки управления и услуг. Ростовская область добилась больших успехов в подготовке персонала органов госуправления. А Липецкая область лидирует в разработке регламентов. В 2005 году выделялось порядка 400 миллионов рублей для пилотных проектов в рамках реформы в некоторых регионах. К сожалению, Архангельская в их число не вошла.

РГ | И все же, о каких результатах говорить можно?

Трескин | Ощутимые показатели пока есть в деятельности федеральных органов власти, и это объективно, ведь именно с федерального уровня началось реформирование. Некоторые службы, к примеру налоговая, внедрили принцип "одного окна". Сначала получалось на оценку "очень хорошо": работало в прямом смысле одно окно, но к нему - длинная очередь. Сейчас в налоговой инспекции региона организовано порядка десяти окон, информация о режиме работы размещена в СМИ и Интернете, четко указано, кому в какое окно обращаться. Соблюдаются временные нормативы оформления документов, ожидания посетителем в очереди. Аналогичная работа, в духе реформы, проведена и в архангельском загсе, ряде паспортных столов - перечень подобных реализованных проектов достаточно широк.

РГ | Для обслуживающих "окна" специалистов и чиновников, работающих с населением, определить критерии эффективности просто. А как оценить работу чиновника уровня руководителя департамента, управления? Не по числу же подписанных бумаг...

Трескин | Работа руководителей должна оцениваться по объемным, но исчисляемым параметрам. Для департамента здравоохранения можно применить такой стратегический показатель, как продолжительность жизни населения. Для сферы образования один из критериев - средний балл учеников по ЕГЭ. Главное - период оценки работы чиновника должен быть не менее года, а качество оказания услуги обязательно должно определяться потребителем. Государственный служащий может пребывать в уверенности, что все сделано хорошо. Реформа подталкивает получателя и источник услуги договариваться о критериях.

РГ | Кроме результата важен

и процесс оказания услуги.

Трескин | Как должна оказываться государственная или муниципальная услуга, прописывается в административных регламентах. Разработка их немыслима без участия получателей услуги. Худшее, что может случиться, - регламент напишут те, кто услугу оказывает. Кстати, регламенты и должностные инструкции, как работать с гражданами, должны быть созданы на сегодняшнем этапе административной реформы. В них необходимо заложить критерии качества. Так, в Англии во время почтовой реформы определили: житель должен добраться до почты не более чем за 10 минут. На машине, вертолете, пешком - не указано. Но если такой критерий доступности услуг связи не достигнут, налогоплательщик может требовать увеличения числа почтовых отделений. Регламент предусматривает и санкции за его нарушение. Например, в Чувашии нагрубивший посетителю чиновник или служащий уже лишается части премии.

РГ | Чтобы работать по регламентам, необходим и должный уровень профессионализма исполнителей. Это задача реформы или ее проблема?

Трескин | Это задача системы образования. Она должна давать не столько профессиональные знания, сколько умение работать в условиях сервисной экономики. Из-за демографического кризиса 90х скоро встанет проблема - кого обучать. Уже сейчас стоит думать о переподготовке - в соответствии с требованиями экономики - взрослых людей, по крайней мере занятых в сфере услуг. Иначе реформа столкнется с кругом проблем: критерии заданы, регламенты есть, а люди к работе в их рамках не готовы.

Эффект зависит от интенсивности и качества работы чиновника, оказывающего публичную услугу. Это не только моральная ответственность, но и, например, умение чиновника работать с компьютерной техникой.

РГ | То есть между органами власти должна ходить информация, а не люди...

Трескин | Одна из задач реформы - создание системы, при которой человек будет обращаться в государственные органы не сам, а посредством электронных систем связи. При этом встает вопрос доступности людей к электронным ресурсам. Сегодня же компьютеры есть у 20 процентов населения, выход в Интернет - у 15-17.

РГ | Вернемся к регламентам. Помимо мнения потребителей для их разработки необходим и экспертный потенциал.

Трескин | Людей, способных разработать регламенты, немного. Можно привлечь специалистов из среды бизнесконсультантов, но со стороны бизнеса пока нет потребности в такой работе. Наверно, на уровне государства надо создавать условия для привлечения специалистов, создания экспертных групп, проведения конкурсов на разработку регламентов. Этим сформируется новый рынок услуг.

РГ | В свете реформы мы говорим о внедрении в госслужбу рыночных принципов - конкуренция при приеме на работу, отчетность по результатам. А экономически наиболее активная часть общества что получает от реформы?

Трескин | Исследования выявляют проблемы во взаимоотношениях между предпринимателями и государством. Формально регламенты соблюдены, а реально административные барьеры не сняты. Одним из итогов реформы может стать четкая организация работы, скажем, проверяющих служб. Это вопрос местного законодательства и договора служб с общественными организациями предпринимателей. Реформа делает акцент на борьбу с коррупцией, но надо обеспечить и возможность прямого пользования правами, без дополнительных процедур одобрения.

РГ | Как административная реформа отразится на муниципальном уровне власти?

Трескин | С местным уровнем есть проблемы. Руководители муниципалитетов считают, что они выведены изпод системы госконтроля. Отсутствие культуры влияния населения на власть приводит к появлению "местных царьков". Только жители муниципалитета через свое избирательное право могут повлиять на тех, кто принимает решения. Люди могут воздействовать на власть, участвуя в разработке регламентов в рамках административной реформы. К слову, по итогам соцопроса в 2004 году лишь 14 процентов населения удовлетворены качеством госуправления. Задача реформы - поднять этот уровень до 80 процентов.

РГ | Как административная реформа будет проходить в 2007 году?

Трескин | В регионе завершат реформирование своей работы федеральные ведомства. Подключатся и областные департаменты, будет создано несколько регламентов. Конкурс на их разработку уже объявлен. Регион готов изменить процесс рассмотрения обращений граждан: работать не по отдельным звонкам, а анализировать картину в целом и принимать системные решения.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя
Имя:

Пароль:




Забыли пароль?