Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
11 января 2007 (2)
Валентин Иванов

Прицельный рубль

У региона будет больше самостоятельности в расходовании федеральных средств

ПЕРСПЕКТИВЫ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОНЧИЛСЯ срок реализации федеральной программы, нацеленной на сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов. Но это не означает, что ее итогом явился одинаковый уровень жизни в субъектах федерации. Выравнивание базовых стандартов в разных краях продолжится и дальше.

С нового года программа переходит под "зонтик" так называемого Фонда регионального развития, который формируется в рамках федерального бюджета. Из него Архангельской области, например, полагается 72 миллиона рублей. Такая "перестройка" финансовых потоков имеет определенную цель. Прежде для регионов расходование средств прописывалось строго: например, на строительство тех или иных объектов. При этом области необходимо было обосновать и защитить в Министерстве экономического развития и торговли свои потребности. Теперь же регион получит больше самостоятельности в распоряжении федеральными деньгами. Он сам будет определять, что нужно сделать для выравнивания уровня жизни своего населения до общероссийской планки.

Архангельская область начала работать по программе сокращения различий два года назад. За это время в областном центре введен в эксплуатацию многолетний долгострой - станция "скорой помощи". Из федерального бюджета на нее удалось получить почти 50 миллионов рублей. На сельскую школу в Вилегодском районе Москва выделила 25 миллионов. Еще 33 миллиона рублей получено на строительство средней школы в Онеге. За счет программы "Дети России" идет строительство детского реабилитационного центра в Котласе, поддержка будет осуществляться до 2009 года. Или, например, комплекс мероприятий под общим названием "Национальная технологическая база", который способствует развитию военнооборонного комплекса. Хотя деньги поступают напрямую (не через областной бюджет) в Северодвинск и Плесецк, все же это реальные ресурсы, которые превращаются в капитальные объекты на территории региона. Кроме того, областная казна получает дополнительные деньги в виде подоходного налога.

Если и дальше говорить языком цифр, то общий объем финансирования Поморья только по линии федеральных программ из бюджетов всех уровней составил в 2005 году 4,7 миллиарда рублей, а в 2006м - уже почти 11 миллиардов. Но показательными являются не столько эти общие цифры, сколько суммы, которые вложил в Архангельскую область именно бюджет федеральный. Даже с учетом инфляции финансовая помощь центра за последние три года реально увеличилась на 20 процентов.

Нередко приходится слышать о том, что наши чиновники не слишком расторопны: то не подали бумаги вовремя, то из какой-нибудь федеральной программы непонятно почему были выкинуты нужные области проекты. Отчасти это верно. Особенно в отношении некоторых национальных проектов. Даже когда звено "федерация - область" срабатывает четко, при переходе с областного на муниципальный уровень случаются сбои. Например, медицинское оборудование для районной больницы уже прибыло, а помещение еще не готово. Оказалось, муниципальные власти даже не заложили в местный бюджет расходы на такую подготовку. Крайними в таких случаях бывают не только муниципальные, но и областные чиновники.

Для того, чтобы "вбить" объект в федеральную программу, надо подготовить его по всем правилам: иметь утвержденную на уровне региона проектносметную документацию, заключение Главэкспертизы и так далее. Но ее представительства в Архангельской области нет. За ключевым документом всякий раз надо ехать в столицу. А это сроки, необходимость иметь финансовые гарантии областного бюджета под каждый объект, да и решения экспертов стоят денег. И при этом шансы, что все пройдет гладко, не всегда велики. Такие согласования могут тянуться годами, а строить-то надо "еще вчера".

Конечно, идет налаживание системной работы и в самом регионе. Второй год подряд в бюджеты закладываются средства на проектирование, создана нормативная база, которая определяет, кто на региональном уровне отвечает за тот или иной объект, начиная от заявочной кампании и заканчивая сдачей "под ключ". Это позволяет эффективнее организовать работу по привлечению ресурсов различных федеральных программ, решать социально-экономические задачи Архангельской области.

КОММЕНТАРИИ Алексей Верещагин,

председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Архангельского областного Собрания депутатов:

- В этом году областной бюджет депутаты формировали на принципах программноцелевого метода. Он позволяет видеть перспективу развития отраслей на несколько лет вперед, своевременно готовить документацию и объекты к работе.

Результатом такого подхода стали 29 региональных программ, каждая из которых принята в виде отдельного областного закона. Все проекты предусматривают долевое федеральное финансирование. Например, в дорожном хозяйстве участие госказны составляет 70 процентов, областной бюджет добавляет еще 30. В 2007 году это соответственно 263 и 126 миллионов рублей.

Из года в год мы работаем с федеральной программой "Модернизация транспортного комплекса России". Она действует с 2002 по 2010 год, сейчас продлена до 2025го. В 2006 году федеральное финансирование по ней составило 100 миллионов рублей, и эти деньги мы получили полностью.

Другое дело, что согласно самой программе финансирование должно быть выше. Например, в 2005 году федеральная субсидия предполагалась в размере 2,5 миллиарда рублей. Но нет худа без добра: в рамках выполнения программы область сама определяет первоочередные объекты для капвложений.

Программный подход исключил практику произвольного перебрасывания средств из одной статьи бюджета в другую. Теперь для того, чтобы закрыть неожиданно возникшую бюджетную "дыру", депутаты должны получить обоснование поправки в тот или иной "программный" закон, она проходит два чтения и только после этого вступает в силу. Чтобы обеспечить оперативность такой работы, принято решение в этом году проводить депутатские сессии ежемесячно.

Андрей Тутыгин, исполняющий обязанности директора областного департамента экономического развития:

- Чтобы необходимый области объект попал в федеральные целевые программы (ФЦП), нужно приложить немало усилий. А ведь потом еще придется следить, чтобы шло его регулярное финансирование. Поэтому в администрации области налажен четкий контроль за реализацией федеральных программ.

Один из принципов, которого последовательно придерживается региональная власть, - включение в ФЦП объектов с высокой степенью готовности и доведение "до ума" в первую очередь именно их. Но делать это с каждым годом становится все труднее. Действующая ныне методика расчетов объектов капитального строительства несовершенна и рассчитана на многомиллиардные проекты. А какой масштаб строек в регионе? Школы, больницы, детсады - суммы не те. Поэтому для того, чтобы включить в федеральную программу какой-то объект, приходится привлекать депутатов всех уровней, региональное представительство в Москве, выезжать специалистам профильных департаментов областной администрации.

В последнее время действие федеральных программ акцентируется на объектах, представляющих по большей части общегосударственный интерес, хотя нам бы и хотелось, чтобы финансовая "рука Москвы" покрасила каждый школьный забор.

Центр понять можно: он взял на себя заботу о четырех национальных мегапроектах. Сегодня стоит задача перевести планирование бюджета на уровне федерации на трехлетнюю перспективу, а это значит, что министерствам и ведомствам надо представить свои инвестиционные программы на срок до 2010 года. А откуда они возьмут данные для них? Из инвестиционных программ регионов, в том числе и Архангельской области. И, конечно, очень важно, чтобы выделенные центром средства поступали более ритмично.

Кстати

В регионе действуют двадцать федеральных целевых программ. Шесть направлены на развитие инфраструктуры (дороги, ЖКХ, связь). Семь касаются обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Еще четыре нацелены на повышение качественного уровня региональной экономики. Например, по ним финансируются научноисследовательские и опытноконструкторские работы. По двум идет реформа правосудия. Есть программа для детей и молодежи. Сюда же следует добавить общероссийскую программу, предполагающую адресные расходы федеральной казны практически на все объекты капитального строительства на территории регионов.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя


www.artil.ru/index.html>