Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
23 октября 2007 (236)
Анна Беляева

Деньги врозь

Финансовые отношения Архангельской области и Ненецкого округа по-прежнему не урегулированы

СИТУАЦИЯ

АРХАНГЕЛЬСК-НАРЬЯН-МАР

АДМИНИСТРАЦИЯ Архангельской области внесла в региональный парламент проект бюджета на 2008 год. Главный финансовый документ региона сверстан с учетом того, что договор между субъектами подписан не будет. То есть полномочия исполнительной власти на территории округа возьмет на себя администрация Архангельской области. Это означает, что в областной бюджет уйдут все федеральные налоги, собранные на территории НАО, - порядка 7,5 миллиарда рублей.

При таком раскладе область должна будет исполнять 28 государственных полномочий в Ненецком округе. Областной исполнительной власти нужно будет самостоятельно финансировать здравоохранение, образование, транспорт, сельское хозяйство и другие направления. Область должна будет создать на территории округа органы управления для исполнения полномочий.

По расчетам специалистов управления финансов администрации НАО, для работы по 28 направлениям потребуется порядка четырех миллиардов рублей. То есть финансирование сохранится на уровне 2007 года. Кроме того, округу будут перечисляться субвенции на те полномочия, которые должны реализовывать непосредственно власти НАО.

Проект областного бюджета в первом чтении депутаты архангельского регионального парламента рассмотрят, вероятно, на внеочередной сессии: комитеты могут не успеть ознакомиться с документом до ближайшей сессии, которая назначена на 31 октября.

Между тем характер финансовых отношений должен быть отражен в бюджетах обоих регионов. Срок внесения законов о бюджете на 2008 год и для Архангельской области, и для НАО истек еще 1 октября. Администрация области брала отсрочку по внесению бюджета до 12 октября и выдержала этот срок. А органы исполнительной власти Ненецкого округа направили в парламент проект окружного бюджета до 1 октября. Однако после рассмотрения документа в рабочей группе депутатов законодательного собрания НАО было решено отправить документ администрации округа на доработку. Как пояснил заместитель председателя собрания Иван Ледков, поводом стало отсутствие ясности, будет ли договор подписан, а без понимания этого нет правовой основы для рассмотрения бюджета.

Стоит отметить, что бюджет НАО сверстан с учетом того, что договор между субъектами будет подписан. Во-первых, потому что финансисты окружной администрации не получали противоположной информации. Во-вторых, в переговорном процессе, который продолжается до сих пор, стороны не достигли понимания только по одному пункту - о сроке действия договора. Архангельская область предлагает оформить отношения на год, НАО - на три.

Округ отстаивает трехгодичный срок действия договора по аналогии с федеральным бюджетом, который принят на такой же период. Кроме того, заключение долгосрочного договора гарантирует финансовую стабильность во взаимоотношениях между субъектами.

У Архангельской области свои аргументы в пользу заключения договора на год. В частности, действующее федеральное законодательство не содержит четких норм по выстраиванию отношений между такими субъектами, как Архангельская область и НАО. Например, у регионов есть право как заключать договор, так и передавать исполнение полномочий соседнему субъекту. Не исключено, что в федеральное законодательство будут внесены поправки, которые установят четкие правила игры между соседними регионами. А это может произойти и через два года, и через год или даже раньше. Поэтому нет смысла закреплять отношения долгосрочным соглашением.

Все прочие договорные моменты урегулированы первыми лицами регионов. Обсуждаемым проектом договора предусмотрено, что в бюджет Архангельской области будет перечисляться вся региональная доля федеральных налогов, собираемых на территории НАО. В областной казне из перечисленных средств останется половина налога на прибыль организаций, 40 процентов налога на прибыль организаций, поступающего в рамках соглашения о разделе продукции (оно действует по Харьягинскому месторождению), 2,5 процента налога на добычу полезных ископаемых и столько же - роялти. Все вместе это составит около 3,3 миллиарда рублей - точная сумма зависит от цен на нефть.

К НАО в виде субвенции на исполнение государственных полномочий вернутся 4,6 миллиарда рублей - это почти половина доходов бюджета округа на 2008 год. Объем субвенции согласован с департаментом финансов Архангельской области. На эту сумму власти округа будут исполнять 28 полномочий в соответствии с действующей нормативной базой НАО. То есть снижения зарплат, компенсаций к пенсиям и социальных пособий, а также сокращения социальных программ не будет. Задержек с выплатой средств тоже не произойдет - в договоре прописано, что субвенции должны перечисляться ежедневно. В бюджете округа останутся региональные налоги - на имущество, транспортный, - а также неналоговые платежи.

Стоит отметить, что органы исполнительной власти субъектов на данный момент предпочитают не комментировать сложившуюся ситуацию. Ответ от них пока один: переговорный процесс идет.

КОММЕНТАРИИ

Виктор Фомин, заместитель председателя комитета по вопросам социально- экономического развития окружного Собрания депутатов:

- Я считаю, что договор между субъектами все-таки должен быть подписан. Если этого не произойдет, области будет сложно справиться с исполнением полномочий. Да, законодательство говорит, что положение людей не должно ухудшиться. Но создать органы управления на территории округа будет непросто. Непонятно даже, где их можно разместить: в НАО у области нет собственности. Законодательной базы для передачи имущества от одного субъекта к другому сегодня тоже нет. В итоге, я считаю, произойдет ухудшение ситуации. Интересы жителей округа могут быть ущемлены.

В то же время из существующего варианта договора непонятно, почему округ должен отчитываться перед областью за расходование средств, которые будут перечисляться в виде субвенции на исполнение полномочий. Возникает и другой вопрос: почему стороны остановились именно на варианте субвенций? Поэтому нельзя сказать однозначно, что депутаты НАО ратифицируют договор в его сегодняшнем виде.

По моему мнению, причина сложившейся ситуации с подписанием договора в том, что существующее бюджетное законодательство не учитывает особенности отношений таких субъектов, как Архангельская область и НАО, при которых большая область имеет меньшую бюджетную обеспеченность, чем автономный округ. Я считаю, что в данной ситуации приемлемым вариантом было бы оставить вариант договора, при котором от округа перечислялась фиксированная сумма (на выравнивание бюджетной обеспеченности), а помимо этого, разрабатывались бы совместные социально значимые проекты. Это укрепило бы взаимопонимание между субъектами.

Алексей Верещагин, председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Архангельского областного Собрания депутатов:

- С одной стороны, если заключить договор, Архангельской области будет проще: надо только перечислить субвенции, а полномочия будут исполнять власти округа. Но стоит отметить, что конструктивная работа возможна при любом исходе событий, без договора или с ним. Главное - чтобы между сторонами было согласие.

Подчеркну: если область будет исполнять полномочия на территории Ненецкого округа, объем социальных обязательств власти перед населением не уменьшится. Принятые ранее законы не имеют обратной силы. Поэтому компенсации, выплаты, финансирование программ должно быть обеспечено в полном объеме.

Необходимая нормативная база для реализации полномочий на территории НАО есть - это федеральное законодательство. В нем учтены подобные варианты событий, когда субъекты остаются без договора.

Ряд полномочий области удастся выполнять без дополнительных затрат на организацию исполнительных органов в НАО. В частности, функции по контролю за ремонтом и содержанием окружных дорог может взять на себя ОГУ "Архангельскавтодор".

Артур Чилингаров, заместитель председателя Государственной Думы РФ:

- На мой взгляд, форсировать события с объединением области и округа не стоит. Хотя референдум и предусмотрен законом, решить проблему объединения регионов он не сможет. Необходимо искать иные пути интеграции. Многие годы Архангельская область и Ненецкий автономный округ договаривались. Считаю, что этот договорный процесс и дальше должен быть продолжен. Между субъектами должны быть добрососедские отношения. Думаю, в данном случае это единственный вариант выстраивания межрегиональной политики.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя
Имя:

Пароль:




Забыли пароль?