Российская Газета
27 ноября 2007 (265)
Анна Чистякова
Капитальные вложения
Средние специальные учебные заведения будут заниматься подготовкой кадров
совместно с предприятиями
ОБРАЗОВАНИЕ
АРХАНГЕЛЬСК
РЫНОК труда большинства областей и республик Северо-Запада испытывает нехватку
рабочих кадров. Решению этой проблемы был посвящен межрегиональный телемост
"Колледжи - бизнесу", проведенный пресс-центром министерства образования и
науки.
В мероприятии приняли участие Архангельская, Мурманская, Ленинградская области и
Республика Карелия. В ходе сеанса связи обсуждалось положение дел по подготовке
кадров в средних специальных учебных заведениях в каждом регионе.
Мурманскую область представлял Оленегорский горнопромышленный колледж, который
два года назад стал сотрудничать с горно-обогатительным комбинатом. Благодаря
партнерству в учебном заведении появились новые пособия и методички, а
трудоустройство выпускников приближается к стопроцентной отметке. В
Петрозаводске автотранспортный техникум активно сотрудничает с дорожными
предприятиями республики, в этом году на его базе решили создать центр
переподготовки и переквалификации кадров для дорожной отрасли. В Ленинградской
области целая сеть предприятий предоставляет студентам Волховского алюминиевого
колледжа базу для практики. За несколько лет взаимовыгодного сотрудничества у
студентов появились отремонтированное общежитие и электронная библиотека и
лаборатории.
От Архангельской области в телемосте принял участие лесотехнический колледж,
выпускники которого - одни из самых востребованных специалистов на рынке труда
региона. Его директор Василий Гальвас заявил, что представители бизнес-
сообщества не всегда адекватно реагируют на просьбы оказать поддержку колледжу,
будь то финансовая помощь, ремонт помещений или предоставление базы для
прохождения практики.
Проблемы социального партнерства средних специальных учебных заведений и бизнес-
структур во всех регионах одинаковые: инвестируют в образование единицы
предприятий, но в то же время многие работодатели недовольны качеством знаний
выпускников колледжей.
Для того чтобы теоретические знания как можно меньше расходились с реалиями
производства, база для прохождения практики должна быть постоянной. Только так
учащиеся смогут получить навыки работы с необходимым оборудованием. Так,
например, многие лесозаготовительные предприятия Архангельской области в
последнее время закупают дорогое и высокотехнологичное оборудование - харвестеры
и форвардеры. Такая техника позволяет отказаться от тяжелого ручного труда
вальщиков леса и снизить время на обработку древесины. Специалистов для работы
на таких машинах не хватает. Чтобы решить эту проблему, одно из самых крупных
предприятий по лесозаготовке приобрело тренажер - виртуальную кабину форвардера.
Но прибор для обучения предприятие установило не в колледже, а в своем офисе.
Именно туда приходят студенты, которые хотят позаниматься с опытным
инструктором. По словам Василия Гальваса, хотя между колледжем и предприятием
заключен договор, гарантий, что выпускники учебного заведения придут работать
именно в эту фирму, никто не дает. На практике получается, что, вкладывая деньги
в подготовку квалифицированных кадров, компания-партнер не получает полной
отдачи, а у конкурентов есть возможность переманить к себе лучших специалистов,
не вкладываясь в их образование.
К сожалению, пока на федеральном уровне не прописано, как именно должно
осуществляться взаимодействие работодателей и учебных заведений. Представители
бизнеса заявили, что оптимальное решение кадровой проблемы - это налоговые
льготы предприятиям - социальным партнерам техникумов и колледжей.
МНЕНИЯ
Александр Иванов, и.о. генерального директора лесозаготовительной компании
(Архангельская область):
- Мы обратились в администрацию региона с просьбой выделить для студентов
лесотехнического колледжа лесную делянку, на которой можно было бы тренироваться
в валке деревьев. Дело в том, что виртуальное управление форвардером зачастую не
дает достаточных знаний для работы. Чтобы получить практические навыки,
требуется очень много времени. С новичками должны заниматься инструкторы, а это
потеря рабочего времени. В свою очередь, мы готовы предоставить технику для
доставки практикантов на место и своих специалистов для обучения. Делянки, на
которых работает наше предприятие, очень удалены от города, работа в основном
ведется вахтовым методом, поэтому, чтобы доставить туда студентов, потребуются
большие затраты.
Всеволод Осипов, консультант департамента образования и науки администрации
Архангельской области:
- В нашей области работают 33 средних специальных учебных заведения, из них 13
находятся в ведении областного департамента образования и науки, девять -
федерального подчинения. В Архангельске создан специальный совет директоров
ссузов, на котором решаются основные проблемы, в том числе - как работать с
бизнес-структурами, которые хотят участвовать в обучении кадров.
Бюджетные средства на развитие с условием софинансирования выделяются только тем
ссузам, у которых заключен договор на подготовку специалистов с каким-либо
предприятием. Благодаря этому техникум города Мирного получил в этом году
федеральную субсидию в размере 25 миллионов рублей, ведь он готовит кадры для
космодрома Плесецк. В таком ракурсе сотрудничество выгодно всем - и предприятию,
на которое приходят работать квалифицированные специалисты, и колледжам, которые
имеют возможность получить средства на развитие.
|