Российская Газета
8 ноября 2007 (249)
Анна Беляева
Общий коридор
Соединение транспортных схем откроет региону выход к портам мира
ПЕРСПЕКТИВА
НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПРОЕКТ "Северный морской коридор" открывает новые возможности для развития
Ненецкого автономного округа. Такой вывод сделали специалисты из НАО,
участвовавшие в международной конференции, посвященной перспективам
сотрудничества Европейского союза и России в сфере морской транспортной
инфраструктуры и нефтегазового комплекса Арктического региона.
Встреча участников проекта "Северный морской коридор" прошла в норвежском городе
Тромсе. В конференции приняли участие представители заинтересованных стран:
России, Норвегии, Великобритании, Голландии, - руководители региональных
администраций, крупнейших компаний нефтегазового сектора и транспортных
предприятий. Ненецкий автономный округ представляли начальник управления по
международным и межрегиональным связям администрации НАО Сергей Кокарев, а также
сотрудники нарьян-марской авиакомпании.
Специалисты из округа отметили возросший интерес европейского сообщества к
Северному морскому коридору. Как пояснил корреспонденту "РГ" Сергей Кокарев,
значительную долю внимания проект заслужил благодаря последним решениям,
принятым в части освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. В
частности, одна из норвежских компаний получила долю оператора Штокмановского
проекта, став таким образом вторым иностранным партнером России.
Запасы "Штокмана" оцениваются в 3,7 триллиона кубометров газа - это крупнейшее
шельфовое месторождение углеводородов в мире. По оценкам экспертов, запасов газа
на "Штокмане" хватит для поставок в Европу и США на десятилетия. Месторождение
находится практически в центре Баренцева моря - примерно в 600 километрах к
северу от Кольского полуострова. Таким образом, при транспортировке
углеводородов должен быть задействован Северный морской путь. В свою очередь,
Севморпуть связан с Северным морским коридором - они "стыкуются" в районе
архипелага Новая Земля.
Возрождение Северного морского пути (а за последние 17 лет его грузооборот
сократился в пять-шесть раз) позволит транспортировать не только газ, но и
твердые полезные ископаемые в страны Европы и Америку. Таким образом, будут
задействованы и ресурсы НАО.
По словам Сергея Кокарева, береговая линия Ненецкого автономного округа проходит
вдоль Севморпути. Одна из точек соприкосновения - поселок Индига. Сейчас на
уровне правительства обсуждается проект строительства нефтепровода к Индиге от
Харьягинского месторождения. Новая трубопроводная система существенно увеличит
экспортные возможности России в северо-западном направлении. Перспективные
месторождения Тимано-Печорской нефтяной провинции получат дополнительный импульс
к развитию. Сейчас же освоение сдерживается дефицитом транспортных возможностей.
Конечный пункт нефтепровода - терминал в Индиге, где нефть будет перегружаться
на танкеры.
Кроме того, как отметил Сергей Кокарев, планируется строительство
железнодорожной ветки в направлении Индиги - этот проект фигурирует в
стратегических планах российского оператора железных дорог. А вдоль
предполагаемой трассы в НАО сосредоточены значительные залежи полезных
ископаемых - кстати, уже разведанные. Таким образом, их можно будет
транспортировать по железной дороге и перебрасывать наряду с наливными грузами в
направлении Америки и Европы.
Чтобы осуществить эти планы, подчеркнул Кокарев, в Индиге необходимо обустроить
новый порт. Преимущества этой портовой зоны - благоприятные ледовые условия и
большие глубины. В порту можно будет принимать суда водоизмещением до двухсот
тысяч тонн. Данный проект, отметили представившие его участники со стороны НАО,
вызвал большой интерес у европейских партнеров проекта "Северный морской
коридор".
Помимо этого, в ходе конференции обсуждалась возможность привлечения к работам
на шельфе Нарьян-Марского авиаотряда. Преимущества предприятия - выгодное
расположение баз, а также огромный опыт работы летного состава в арктических
широтах. Сейчас авиакомпания занимается разработкой наиболее удобных маршрутов
доставки людей для работы на шельфе.
МНЕНИЕ
Валерий Афанасьев, генеральный директор региональной авиакомпании НАО:
- Северный морской коридор - проект, в котором принимают участие многие страны.
Сейчас главный вопрос, стоящий на повестке дня, - перевозка нефти и газа.
Функция авиации - обслуживание по пути следования. То есть выполнение санитарных
рейсов, инспекционных проверок, спасательных операций. Отмечу, что
заинтересованность партнеров проекта в предоставляемых нами услугах есть.
Наиболее актуальный вопрос для нас - возможность участия в разработке
Штокмановского месторождения. Пока никаких договоренностей, кроме планов о
будущих встречах, мы не заключали. Для проектов на перспективу требуется время.
В ходе конференции мы встречались с авиационными компаниями Норвегии,
презентовали свое предприятие, а также возможности его участия в освоении
шельфа. Надо сказать, что первые переговоры с норвежцами состоялись год назад,
но тогда мы еще не были готовы к плотному обсуждению перспектив сотрудничества.
Сейчас мы хотели бы взять на себя организацию полетов в районе "Штокмана". Для
авиации это сложная задача: речь идет об очень больших расстояниях. Однако у нас
есть большой опыт работы в сложных климатических условиях Севера.
Кстати
Проект "Северный морской коридор" реализуется с 2002 года по инициативе
Евросоюза в рамках программ ЕС-Россия и направлен на создание эффективного
транспортного сообщения между территориями Северной Европы, включая Россию.
Проект объединяет 20 регионов из восьми европейских стран, в том числе и регионы
северо-запада России.
|