Российская Газета
11 декабря 2007 (277)
Виктор Коваль
Экономика знаний
Начальное профессиональное образование станет ступенькой к высшему
АКЦЕНТ
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНЫЕ власти разрабатывают трехлетнюю целевую программу развития
профессионального образования.
Кадровый дефицит с каждым годом ощущается все острее. Поэтому вопрос, кого
готовить, где и как, волнует работодателей не меньше, чем преподавателей.
Проблемы модернизации профобучения обсуждались на конференции "Качество
профессионального образования как основной фактор современной подготовки
специалистов".
- Наше предприятие через попечительские советы достаточно плотно работает с
учебными заведениями уже сегодня, - рассказывает директор по персоналу торговой
компании Жанна Слюсаренко. - Совместно с преподавателями выстраиваем процесс
подготовки специалистов под свою специфику. К сожалению, профессиональных
логистов в нашем регионе не готовят. Мы вынуждены отправлять своих работников в
Москву, в Санкт-Петербург, приглашать тренеров. Нам необходимо это обучение. Я
думаю, что мы должны работать в связке с системой образования, обозначать свои
потребности на годы вперед.
Сейчас, когда идет разработка государственных образовательных стандартов,
учитывается участие работодателей не только в создании, но и в реализации
образовательных программ. Помимо этого, сегодня экономике нужны специалисты
иного качества.
- Знания - залог успеха для любого человека, - отметил заместитель директора
филиала одного из экономических вузов Сергей Михайлов. - Но наша задача -
научить студента умению не запоминать, а размышлять и действовать, опираясь на
полученные знания. На рынке труда по-настоящему востребован тот, кто способен
постоянно совершенствоваться.
Обучение становится непрерывным, по сути пожизненным. И здесь важна
преемственность образовательных процессов - начального, среднего и высшего
уровня. Сегодняшние тенденции таковы, что система начального профобразования
(НПО) как самостоятельная структура может полностью исчезнуть. В Москве процесс
реорганизации прошел несколько лет назад. Все учебные заведения НПО были
преобразованы или слиты с техникумами и колледжами. Тем самым объединены
процессы начального и среднего уровня подготовки специалистов.
- То же самое мы видим сегодня и у нас в области, - отмечает консультант
департамента образования и науки Архангельской области Всеволод Осипов. - Четыре
училища повысили свой статус. К этому же стремятся и другие учебные заведения.
Возможно объединение с последующей реорганизацией.
Как развиваться учебным заведениям среднего профобразования - следующий вопрос
при создании единого процесса обучения. Развитие филиалов вузов - одно из
направлений, которое, по словам Всеволода Осипова, реализуется в области
последние два года. По этому пути пошли Архангельское мореходное и Котласское
речное училища, техникум экономики и статистики и колледж телекоммуникаций.
Последний, хоть и не реализует вузовских программ, недавно прошел аккредитацию
по программе высшего профобразования.
|