Пресса Архангельской области
 
11800375 11800375 11800375 -->


Российская Газета
27 декабря 2007 (291)
Анна Смирнова

Одноэтажные мечты

Жилищный вопрос можно решить и без строительства небоскребов

ДЕЛОВОЙ ЗАВТРАК

АРХАНГЕЛЬСК

СТРОИТЕЛЬСТВО жилья в уходящем году, стратегия развития области, реорганизация исполнительной власти -на эти и другие вопросы корреспондента и читателей на "деловом завтраке" в архангельском представительстве "Российской газеты" ответил руководитель группы советников губернатора области Александр Преминин.

Квартира с видом на лужайку

Российская газета | Александр Николаевич, на днях вы в составе делегации от Архангельской области посетили финскую губернию Оулу. Темой переговоров стали перспективы развития малоэтажного домостроения. Каков итог поездки?

Александр Преминин | Такие визиты нужны, чтобы перенимать хороший опыт. В программу поездок надо включать обсуждение проблем, которые более всего волнуют жителей региона. А их сейчас беспокоит, где они будут жить. Для людей с невысокими доходами вариантов немного: либо они останутся в домах и квартирах, где живут сейчас, либо мы наконец поставим на широкую ногу проект "Одноэтажная Россия". Отмечу, что любой финн почтет за счастье жить в собственном доме или хотя бы в доме, где в его квартиру предусмотрен отдельный вход. В поездке я поставил для себя задачу: узнать, как власти в Финляндии помогают желающим купить или построить дом, как построена система управления этими процессами.

РГ | И что же стоит перенять?

Преминин | В управлении акценты должны быть расставлены по-другому. Координировать все, что связано со строительством, - это задача муниципальных властей. Готовить большую территорию под застройку, привлекать инвесторов или вкладывать бюджетные средства, а построенное жилье - сдавать или продавать. Главное здесь - контроль над всеми процессами, вплоть до ценообразования.

РГ | Есть ли в Архангельске земельные участки, отведенные под малоэтажное строительство?

Преминин | Есть участок в Приморском районе, между Северодвинском и Архангельском, под него будет готовиться проект. Еще один планируется застроить в областном центре, в районе Ленинградского проспекта, но конкурс по выделению земли еще не прошел. Кроме того, есть планы подготовить территорию на острове Краснофлотском.

Сегодня важно помочь муниципальным властям перевести огромные массивы земли из промышленных зон в домостроительные. Пора выводить объекты промышленности и транспорта за город или завтра машины выставят человека из города.

Вся эта территория может быть застроена жильем. Ведь здесь даже не надо формировать участки.

И все же для понимания, как будет развиваться город, нужен генеральный план его застройки, который покажет, где должны строиться дома, а где - предприятия. Согласитесь, у нас был наработан хороший опыт в части планирования. И населению, и власти проще жить и работать, если знать наперед, каким образом будет развиваться та или иная территория.

Вместе с тем в структуре любого органа власти - будь то муниципалитет или обладминистрация - должны быть отделы, управления, если хотите, стратегические центры, которые будут заниматься перспективным планированием. Чтобы четко знать, где труба дома, а где труба завода - что останется, что изменится.

РГ | И все это должно отражаться в документах-стратегиях?

Преминин | Да. Надо отдать должное мэрии Архангельска - здесь идет разработка стратегии развития до 2020 года. Аналогичную работу ведет и обладминистрация. Разработчики уже представили один из проектов развития региона, но выводами, которые сделали специалисты, я пока разочарован. Согласно предварительному проекту стратегии развития области, разработчики делают ставку на все те же традиционные виды производства, в частности, уже работающие ЦБК. Но, уважаемые господа, за средства, выделенные на создание стратегии - это почти 12 миллионов рублей, - можно просчитать возможность развития и других перерабатывающих производств с точки зрения их целесообразности, создания рабочих мест и так далее. Например, сейчас в Виноградовском районе муниципальные котельные перевели с угля на биотопливо, а точнее, на отходы лесопиления, прежде всего потому, что появились новые предприятия ЛПК. Кто-нибудь рассмотрел этот опыт, возможность его применения в других муниципальных образованиях?

И, если все оценивать с подобных позиций, получится, что области выгодно развивать не только производство целлюлозы. Надо стимулировать создание перерабатывающих комплексов на местах: если будут богаты муниципалитеты, богатой будет и область. А иначе муниципальные власти так и останутся в положении вечных просителей у регионального центра.

Вредная бронза

РГ | Александр Николаевич, наш читатель Надежда Стрельцова интересуется, планируются ли какие-либо изменения в структуре обладминистрации? Ведь о том, что количество чиновников нужно сокращать, говорится уже многие годы.

Преминин | Чиновник оказывает людям услуги. Насколько качественно - во многом зависит от его старания, знаний, опыта. Такой подход и должен быть главной идеологией его работы.

У нас же человек, оказавшись во власти, имеет свойство очень быстро "бронзоветь" и успокаиваться, поэтому изменения в структуре и численности органов управления полезны. Система должна постоянно упрощаться, а количество работающих в ней - сокращаться. И этот процесс мы намерены сверять с законодательным органом власти - нельзя рубить с плеча. Сейчас в обладминистрации вынашивается идея, которую подсказал опыт работы федеральной власти. Модель такова: одна структура обладминистрации выполняет техническую функцию (исполнение), другая - занимается прогнозированием, подготовкой решений. Ведь, если чиновники не знают, куда движется область, они не могут принимать решения на перспективу, эффективно использовать все механизмы, чтобы достичь определенной цели. Пример - коэффициент по арендной плате за землю: одному субъекту можно его снизить, другому - повысить и таким образом стимулировать или притормаживать развитие определенных отраслей. Чтобы просчитывать такие действия, в областной власти должны присутствовать люди, умеющие мыслить стратегически.

РГ | А как в таком случае должна выглядеть система взаимоотношений области с муниципалитетами?

Преминин | В рамках бюджетной реформы в 2008 году муниципалитеты должны получить максимум полномочий, при этом администрация будет играть роль "политической надстройки". В идеале, бюджетные отношения могут выглядеть так: в летний период в поселениях формируются бюджеты, они поступают на уровень района, там их оценивают, формируют районный бюджет. Затем муниципалы защищают свои расчеты на уровне области. Пока же все наоборот: область делает "нарезку" финансов, их делят между районами, а что остается - спускают в муниципалитеты. Бюджетная реформа требует обратного: формирование финансовой политики должно идти снизу вверх, а не сверху вниз. Основная задача региональной власти при этом - помочь муниципалитетам стать центрами власти на местах, а значит, передать им необходимые полномочия. Но при этом органы местного самоуправления должны научиться планировать. Для этого важно показывать им примеры развитых территорий, откуда можно перенимать управленческий опыт.

Одна дорога на двоих

РГ | Один из важных итогов уходящего года - построение на новой, бездоговорной основе отношений между Архангельской областью и Ненецким автономным округом. К чему должен в итоге привести этот процесс?

Преминин | Мы движемся к объединению многих источников, ресурсов, активов. Прежде власти субъектов ежегодно подписывали договор. Федеральный центр не возражал. Сейчас оснований для подписания договора нет. Того же требует федеральное законодательство. Да, есть противоречие - идет экономическое слияние дотационной области и обеспеченного округа. Таких примеров один-два на всю страну. Процесс идет болезненно, хотя все понимают, что такова федеральная политика. Но надо знать, что для большей части населения ничего не изменится: все коррективы касаются небольшой группы чиновников. Рядовым же гражданам, напротив, будет проще решать вопросы, связанные с образованием, здравоохранением. Уровень развития медицинских, рекреационных, образовательных услуг у нас выше, чем у соседей. В отличие от других регионов, мы пошли эволюционным, а не революционным путем. Но надо будет внимательно проследить, как пойдут все процессы в будущем году. В принципе, мы должны друг к другу притереться.

Подготовила Анна Смирнова



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя


www.artil.ru/index.html>


-->