Российская Газета
5 декабря 2007 (272)
Анна Беляева
Без команды
Судостроительная и судоремонтная отрасли испытывают дефицит рабочих рук
РЕСУРСЫ
АРХАНГЕЛЬСК
РЕГИОН еще не готов к началу работ по освоению месторождений углеводородов
Арктического шельфа.
Это признали участники научно-практической конференции "Экономическая
деятельность России на арктическом региональном направлении: проблемы развития
морской деятельности", которая проводится под эгидой морской коллегии. Нынешнее
заседание посвящено проблемам развития арктической транспортной системы,
топливно-энергетического, судостроительного комплексов, рыбопромысловой
деятельности.
Важные точки развития экономической деятельности на арктическом направлении -
Архангельская и Мурманская области. В Поморье уже идет работа над проектом
транспортного узла, ключевые точки в котором занимают железнодорожная ветка
"Белкомур" и глубоководный морской порт.
Освоение арктических месторождений поднимет спрос на постройку и ремонт судов,
потребует адекватного развития портовых мощностей. Это же необходимо и для
развития Северного морского пути.
Один из важных моментов - нехватка рабочих рук для судостроения и судоремонта.
Сейчас практически утрачена система подготовки кадров - на стратегические
предприятия Северодвинска, например, приглашаются бригады сварщиков из Украины.
В 2007 году, как признали участники конференции, система стала
восстанавливаться. Но, прежде чем наступит отдача, пройдет несколько лет.
Разработка углеводородов в Сибири и Арктике потребует значительных инвестиций.
- Важная задача, - отметил ответственный секретарь Морской коллегии при
Правительстве РФ Александр Балыбердин, - на основе государственно-частного
партнерства привлечь средства бизнеса. Региональные власти должны создать
условия, благоприятные для прихода капитала.
А инвесторам, по словам технического директора одной из зарубежных
нефтегазодобывающих компаний Анатолия Золотухина, нужны три условия:
стабильность, прозрачность, предсказуемость.
На конференции не обошли вниманием проблемы техперевооружения и оснащения флота.
Так, северодвинские судостроители настаивают на снижении платежей и пошлин на
ввоз оборудования, которое не производится в России.
Другой острый момент - распределение квот на добычу биоресурсов. В
Северодвинске, например, несколько лет назад были получены заказы на постройку
траулеров, а затем заказчик расторг их, так как не получил квот. Сейчас траулеры
стоят на стапелях в состоянии почти полной готовности, но работать на них
некому.
По мнению Александра Балыбердина, надо срочно внести в федеральное
законодательство поправки, связанные с принципом наделения квотами. Сегодняшний
механизм позволяет процветать так называемым рыбным рантье, компаниям, которые,
не имея собственной базы для добычи, скупают квоты и перепродают их рыбакам.
Предложения, полученные в ходе конференции, обобщат для очередного заседания
морской коллегии 19 декабря, и уже по его итогам будут разработаны документы для
федеральных органов власти.
|