|
Российская Газета
13 марта 2007 (50)
Мария Зоркая
БРЕНДовые идеи
Возрождение исторических традиций изменит образ края трески, тоски и доски
ПРОГРАММА
Архангельск
ПРИНЯТА программа действий "Поморский ход" на период с 2007 по 2011 годы. Ее
цель - сделать регион более привлекательным для туризма, возрождая историческое
наследие. Ожидаемые результаты: сохранение уникальной культуры, развитие
исторических культурных коммуникаций стран и народов, связанных с Поморьем и
освоением Севера.
Тема возврата к традициям и идеологии жизни исконного северного населения -
поморов - стала в последнее время одной из самых актуальных для региона. Слово
"поморский" теоретически может стать визитной карточкой области. По мнению
разработчиков "Поморского хода", сегодня необходимо повышать культурный
потенциал, в том числе за счет "изменения формата" в использовании лучших
поморских традиций. В реализации программы, как считают специалисты, будут
заинтересованы не только представители интеллигенции и историкикраеведы, но и
представители образования, науки, власти и бизнеса.
По мнению директора Соловецкого музеязаповедника Михаила Лопаткина, "Поморская
земля" - тот культурный бренд, раскрутка которого поможет Архангельску занять
подобающее место в сознании россиян и иностранных туристов. В пример можно
привести Новосибирск, который позиционируется как географический центр России,
или Екатеринбург как город, который является границей между Европой и Азией.
Вообще, над главным брендом области задумываются уже давно. Два года назад мэр
города Александр Донской объявил Архангельск родиной Снеговика. Но зима в этом
году выдалась малоснежная, и после построения деревянного остова для гигантского
снежного человека в центре города, который пришлось разобрать, эта тема
заглохла. Еще раньше в городе активно муссировалась идея раскрутить образ
знаменитого Робинзона Крузо, установить ему памятник в Архангельске. По
утверждению литературных историков, Архангельск - один из немногих городов,
который имеет основания позиционироваться как город Робинзона. Согласно книге
Даниеля Дефо, после того как 11 июля 1687 года моряк из Йорка вернулся со своего
необитаемого острова в Англию, Крузо отправился в свое последнее в жизни дальнее
путешествие. Заключительная часть маршрута пролегала через Архангельск. Здесь,
согласно книге, Робинзон жил с июля по август 1695 года, во время международной
ярмарки. С архангельской корабельной пристани он вернулся на гамбургском корабле
в Европу. В 2005 году архангельские власти определили на набережной даже место
для памятника мировому путешественнику, но оно до сих пор пустует.
"Архангельск - ворота в Арктику, колыбель флота российского", - так звучал образ
региона в советское время. А на конгрессе футурологов, состоявшемся в областном
центре в прошлом году, Архангельск позиционировался в будущем 2020 году как
город северных красавиц и столица Поморского мира. Знаменитая команда "Водник"
по хоккею с мячом дала нашему краю еще один бренд: "Архангельская область -
родина бенди". Отгремел в 2003 году кубок мира по хоккею с мячом, основной
состав команды перешел в московское "Динамо", и теперь на звание столицы
русского хоккея претендует Кемерово.
Как показывает история, фирменных марок у нашего города было много, причем как
существующих, так и потенциальных. Проблема, возможно, заключатся в том, что у
нас к понятию "бренд" относятся как к чемуто малозначащему и временному.
Создаются проекты, разрабатываются программы, устраиваются специальные акции, но
проходит время, и об этом забывают - как сами разработчики и вдохновители идей,
так и простые горожане. А за пределами региона Архангельск до сих пор продолжают
путать с Астраханью.
Сегодня поморы уже объединились в общественную организацию, которая добивается
присвоения исконным жителям Севера статуса малого народа. В областном центре уже
встречают Поморский Новый год, главное торговое мероприятие года -
Маргаритинскую ярмарку - тоже признали поморской.
КОММЕНТАРИЙ
Иван Мосеев, руководитель национального культурного центра "Поморское
возрождение":
- Архангельская область, Мурманская, Республика Карелия - это в первую очередь
туристические ресурсы. Программа "Поморский ход" идет в рамках президентских
направлений как укрупнение регионов, объединение их усилий. Поморская тема
станет связующим звеном для нас. Она уникальна тем, что на протяжении столетий
всех нас объединяла некогда поморская территория. Сегодня мы это возрождаем с
помощью вполне реальных проектов. Финансирование программы пока не бюджетное, а
локальное, то есть где будет реализовываться конкретный проект, оттуда и пойдут
деньги.
Клюквенный фестиваль, музей трески и возрожденная школа юнг на Соловках - это
лишь некоторые из проектов программы действий "Поморский ход".
| |