Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
16 марта 2007 (54)
Александра Алексеева

Порывы и прорывы

ЖКХ становится экологически опасным

Деловой завтрак

Архангельская область

ПО ДАННЫМ Архангельского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в феврале в областном центре и Новодвинске неоднократно фиксировалась максимальная концентрация сероводорода в воздухе. В прошлом месяце в Архангельске наблюдались два случая повышенных значений концентрации оксида углерода и взвешенных веществ. Это лишь незначительная часть данных, подтверждающих экологическое неблагополучие региона.

Функции контроля и надзора за нарушениями законодательства в сфере природопользования исполняет управление федеральной службы "Росприроднадзор" по Архангельской области. Руководитель этого ведомства Анатолий Миняев ответил на вопросы корреспондента и читателей "Российской газеты".

Российская газета | Анатолий Петрович, первый вопрос задает наша читательница, архангелогородка Светлана Антонова. В городе большая загазованность - где гулять с коляской?

Анатолий Миняев | Мой совет: лучше всего на набережной. Хотя там, конечно, ветрено, но воздух чище, чем на оживленных городских улицах.

А вообще, определение источников загрязнения воздуха сегодня большая проблема в регионе. Никто не пытается хотя бы разделить передвижные источники загрязнения воздуха и так называемые стационарные. Если же мы это сделаем, то увидим, что причина 40, а может, 60 процентов случаев превышения концентраций различных вредных веществ - автотранспорт. Да, сегодня Архангельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ведет постоянные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в пределах областного центра. Но задача исследования выбросов транспорта перед Гидрометом не стоит. У него есть традиционно сложившиеся собственные объекты наблюдения.

Мы не раз ставили вопрос об организации такого мониторинга перед властями города. Однако понимания не находим. Денег в бюджете Архангельска на эти нужды нет. А ведь необходимо не только вести наблюдения, но и принимать решения. Например, можно ли пускать на улицы города такое количество автобусов с дизельными двигателями. Может быть, стоит перевести весь общественный транспорт вообще на газ? Это более экологически чистый вид топлива. И где обещанный троллейбус?

РГ | Еще один вопрос, касающийся мониторинга. Новый Водный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года, передал региону немало полномочий. Например, наблюдение за состоянием водных объектов. Готова ли сегодня область выполнять эти работы?

Миняев | Мониторинг по всем направлениям состояния окружающей среды ведется в области уже более 50 лет. Наш Гидромет обладает уникальными данными, которыми в принципе мы располагаем свободно. И у метеорологов, и у Ростехнадзора, и у других структур есть аккредитованные лаборатории, которые регулярно берут анализы сточных и природных вод, воздуха, почв и так далее. Закрытой остается только первичная информация предприятий, но они все равно представляют ее в обобщенном виде. А доступ к этим данным должен быть у любого жителя области. Но вся суть в том, что мы пользуемся этой информацией для своих целей, контроля и надзора, а для принятия решений ими не пользуется никто!

На уровне региональной власти уже давно стоит вопрос о создании информационной системы, которая позволяла бы управлять процессом. Уверен, нам не обойтись без определенных затрат для создания некой структуры, которая бы занималась обобщением всего массива информации, полученной в результате мониторинга. Эти выводы коммерческим структурам, скажем, для того же проектирования, можно было бы предоставлять за плату, а властям - бесплатно. Чтобы она, обобщая имеющуюся информацию, могла принимать управленческие решения - скажем, о размещении того или иного объекта, нового строительства и так далее.

РГ | Еще один вопрос нашего читателя. Сергей Петрович Ковров - житель островной территории Приморского района. Летом занимается торговлей. Причем продукты развозит на катере по островам в районе Архангельска. Очень часто, рассказывает Сергей Петрович, на воде стали встречаться пятна разлива нефтепродуктов, хотя и небольшие. Ктонибудь занимается этой проблемой?

Миняев | Да, такие сигналы и к нам поступают нередко. Люди совершенно обоснованно беспокоятся, когда видят нефтяную пленку на поверхности Северной Двины. В среднем мелкие разливы, которые происходят чаще всего в результате неаккуратной бункеровки судов, составляют от 5 до 50 килограммов нефтепродуктов в год. Сегодня в порту работают около 30 предприятий, которые занимаются заправкой судов. К сожалению, приходится констатировать, что эта работа практически не обеспечена средствами безопасности. Кроме того, сейчас стоит серьезная проблема утилизации нефтесодержащих вод, которые суда сливают в нашем порту. Согласно действующей международной конвенции, экипаж не имеет права сбрасывать загрязненные сточные воды в акватории порта, в территориальном море. Для Архангельска это все Белое море, а в Баренцевом - 12 миль от берега. За пределами этой зоны можно слить загрязненные воды. Перед выходом из порта мы проводим проверки и можем не выпустить судно, если его емкости полны нефтесодержащих вод.

Любой зарубежный порт утилизирует накопившиеся загрязненные воды. Переработать и обезвредить их - обязанность порта. У нас еще недавно работала нефтезачистная станция (НЗС5), которая принадлежала заводу "Красная кузница". Предприятие обанкротилось. В связи с финансовыми проблемами собственники и так-то в последнее время не занимались НЗС5, а теперь она и вовсе оказалась не у дел. Вообще-то эти функции возложены на региональное подразделение РАО "Росморпорт".

Я же хочу подчеркнуть, что, если мы не можем обеспечить оказание услуг, к нам просто перестанут заходить суда. Мне кажется, что в повышении привлекательности порта должны быть заинтересованы и областные власти.

РГ | За последнее время активизировалась работа нефтяного терминала в архангельском порту. Можно ли сегодня говорить о негативном влиянии нефтяной отрасли на экологию?

Миняев | Известная всем Талажская нефтебаза построена еще в советское время. Тогда у нее были проблемы, связанные с прорывами продуктопровода, нефть разливалась под землей. Сегодня эта ситуация почти ликвидирована. Но такого объема сырой нефти, который осваивается сегодня, не переваливали и в советские годы.

В связи с возрастающими объемами переработки у нас появилась большая проблема - мы не готовы к крупной аварии, которая может произойти. Я имею в виду затопление танкера или большой разлив нефти. В порту, где идет перевалка нефти, должны быть средства для аварийных действий, причем особые уникальные средства. У нас шесть месяцев в году - лед. И опыт ликвидации подобных аварий, применяемый в Европе, не совсем нам подходит. Сейчас в Мурманске работает аварийноспасательное подразделение, зона влияния которого - бассейн Баренцева моря, включая Белое. Поэтому хоть какаято техника стала появляться и у нас. Но этого явно недостаточно. Ведь в целом ежегодно по Белому морю транспортируется около восьми миллионов тонн нефти.

Можно использовать опыт СанктПетербурга, где все участники процесса нефтеперевалки создали некоммерческое партнерство, которое содержит специальный спасательный отряд. Причем у всех есть понимание, что средства на это подразделение нужно выделять даже тогда, когда оно находится в режиме ожидания.

РГ | В 90х годах в нашей области экологические аварии были довольно частыми, особенно на целлюлозно-бумажных комбинатах (ЦБК). Службы надзора фиксировали по две-три аварии в год. Где сегодня слабые звенья системы?

Миняев | В принципе, угроза возникновения нештатных ситуаций на накопителях промышленных отходов ЦБК остается. Однако она уже не так реальна, как в середине 90х годов.

Сегодня наибольшее опасение вызывает коммунальное хозяйство, особенно архангельский "Водоканал". Мы находим до 16 прорывов на его канализационных сетях в год. Они сами признают, что износ сетей составляет не менее 80 процентов. И я уверен, что все повреждения трубопроводов мы просто не в состоянии отследить. Однако статистика о различных ситуациях на городских очистных сооружениях устрашающая. Ежедневно из Северной Двины забирается 95-105 тысяч кубометров воды, а доходит до очистных всего 70 тысяч "кубов". То есть 30 тысяч кубометров сточных вод теряется, впитывается в землю в городской черте, затем с грунтовыми водами попадает в Северную Двину! Пока "Водоканалу" приходится латать дыры, но нужна системная замена трубопровода канализации. В целом по области порядка 240 объектов с очистными сооружениями, сейчас из них работает только 10 процентов.

Еще одним объектом, который вызывает особую тревогу, стала дамба на котласском водозаборе на реке Лименде. При строительстве этого сооружения допущены нарушения, и, если случится отрыв дамбы от берега, Котлас может остаться без воды. А ведь такой большой город из бочки не напоишь.

Справка "РГ"

В 2006 году Архангельским управлением Росприроднадзора выдано 174 предписания в сфере недропользования, из них выполнены 77. Наложены штрафы в этой сфере на сумму 682 тысячи рублей. Проверено 44 предприятиялесопользователя, выявлено 259 нарушений лесного законодательства.

Проверено 219 предприятий-водопользователей, предъявлено исков о возмещении ущерба на 47,3 тысячи рублей, наложены штрафы на 634,5 тысячи. Росприроднадзор выявил 79 нарушений в сфере морского контроля, наложил штрафов в этой сфере на 164,6 тысячи рублей.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя