Российская Газета
2 марта 2007 (43)
Надежда Курилович, Татьяна Шахова
Сентиментальное путешествие
АРХАНГЕЛЬСК
В ЭТОМ ГОДУ областной театр драмы получит на реконст-рукцию 350 миллионов рублей
из федерального бюджета. Театр стал третьим по количеству выделенных средств на
ремонтные работы из федеральной казны после Большого и Мариинского.
Всю минувшую неделю в Архангельске провела театральный критик из столицы Римма
Кречетова. Каждый вечер она смотрела спектакли, встречалась с актерами,
режиссерами, художниками, читала рецензии в местной прессе. Потому разговор о
репертуаре Архангельского театра драмы получился предметным.
Российская газета | Римма Павловна, что связывает вас с Севером, почему
интересует провинциальная театральная жизнь?
Римма Кречетова | Работа заставляет много ездить по стране, и в ваших краях я
уже бывала.
Однажды поехала в командировку Северодвинск по письмужалобе из театра. Актеры
жаловались на режиссера и надеялись, что вот приедет журналист и их рассудит.
Командировка запомнилась. Накануне премьеры труппа подпоила главного героя так,
что он лыка не вязал. Спектакль был на грани срыва. И тогда бедолага главный,
несмотря на преклонный возраст и отсутствие одной руки, взялся сам сыграть
молодого красавца из "Иркутской истории".
Из Северодвинска я возвращалась на вертолете. И надо же было такому случиться,
что пьяным оказался пилот. Он не нашел аэродром, и мы сели прямо на стадион
"Динамо", а потом расспрашивали прохожих, где в Архангельске приземляются
самолеты.
Сейчас, пока я окончательно не состарилась, хочу написать книгу "Сентиментальное
путешествие" - о времени оттепели, провинциальных актерах, местах, в которых
приходилось бывать. Приезд в Архангельск очень вдохновляет.
В Москву буду возвращаться с остановкой в Вологде, где меня ждет удивительный
камерный театр, в котором работает всего шесть человек, а с его спектаклями
знакома половина России.
РГ | Ваши впечатления о спектаклях Архангельского драматического?
Кречетова | Меньше всего я хотела бы говорить об этом с журналистами.
Критические замечания высказала труппе театра. Мы проговорили почти три часа. Но
не могу не сказать вот о чем. На спектаклях зал переполнен. У входа спрашивают
лишний билетик. Значит, театр востребован. Нужен.
Вы когда-нибудь прислушивались к той необычной тишине в зале, которая возникает,
когда зрителю особенно интересно, когда он вслушивается в смысл каждого слова,
произнесенного со сцены?
Так было на спектакле "Вишневый сад". В зале много молодежи, школьников. Я
понимаю, что многие пришли увидеть, послушать пьесу, чтобы потом не читать. Но
они проникаются спектаклем, смотрят, затаив дыхание. Спектакль звучит очень
современно, ведь он о грядущих переменах, которые ждут и нас, сегодняшних.
РГ | Наш театр местные СМИ упрекают в отсутствии современных пьес, в пристрастии
к классическому репертуару.
Кречетова | В Москве существует группа молодых, продвинутых, как они сами
считают, драматургов и режиссеров, которые и пишут, и ставят авангардные пьесы.
А Архангельский драматический ставит пьесы классиков русских и зарубежных,
поскольку они возвращают к человеку, к личности. Человек - тема самая важная.
Если он не востребован и совсем обнищал, то мучительно превращается в существо
дикое и злобное, как домашняя собака, выброшенная за ненадобностью на помойку. И
нужны миллионы лет, чтобы через религию, культуру, искусство возвратить человеку
утраченную человечность.
Так зачем же ходить по краю пропасти, изображая на сцене примитивизм
человеческих отправлений? Задача театра совсем в ином - не дать утратить
накопленные ценности, формировать его просвещенным.
|