Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
2 марта 2007 (43)
Анна Смирнова

Зверобои могут лишиться квот на добычу гренландского тюленя

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ВЧЕРА начался облет лежбищ гренландского тюленя на Белом море. Вертолетная разведка проводится в преддверии начала зверобойной кампании. Если взрослые тюлени и их детеныши - бельки - заняли во льдах удобные позиции залежки, кампания по заготовке их шкур и мяса стартует в ближайшие дни.

Кого добывать - взрослых тюленей либо их детенышей, которых жители приморских деревень называют агипками, - определяют звероловы. От этого зависит и время выхода на охоту: нелинявших агипок можно ловить в начале марта, на добычу взрослых особей выйдут позже.

Хохлуш (тюленей в возрасте от двух недель), пойманных на льдинах, с помощью вертолета переправляют в вольеры. Здесь они остаются в течение двухтрех недель, пока шкура не полиняет. Так животные достигают следующей возрастной стадии - серки. Шкуры серок с пушистым густым мехом закупают для предприятий швейной и обувной промышленности. Предварительно зверобои проводят засолку шкур. Ежегодно зверобойная кампания дает работу примерно тремстам жителям области.

Добыча сорвалась

На протяжении сотен лет промысел ведется в районе деревень Койда Мезенского и Нижняя Золотица Приморского районов. Квота на добычу морского зверя ежегодно определяется по межгосударственным российско-норвежским соглашениям. Ее размер научно обоснован и не должен нанести ущерба беломорской популяции ластоногих, которая насчитывает порядка 2-3 миллионов особей. Ученые-мамологи поясняют необходимость проведения промысловых кампаний тем, что бесконтрольное размножение тюленей существенно истощит запасы рыбных ресурсов - тюлень за год в среднем съедает около пяти тонн рыбы.

В 2007 году зверобоям Архангельской области определена квота в 37 909 голов тюленя. Доли в общем объеме квоты закреплены за пятью организациями. В течение последних двух лет квота остается одинаковой, но для зверобоев региона, как утверждают специалисты областного комитета по рыбному хозяйству, она более чем достаточна. Ведь на протяжении последних лет установленные объемы добычи не осваивались. Кроме того, не раз проведение зверобойной кампании срывалось вообще.

Впервые промысел гренландского тюленя не состоялся в 2004 году. Одной из главных причин стала нерентабельность промысла изза введения ставки сбора за пользование биоресурсами в 350 рублей за одного белька. Между тем зверобойка - один из самых дорогих видов морского промысла. Значительную часть затрат составляют транспортные расходы. Туши добытого зверя доставляют на берег с помощью вертолетов, час работы каждого из них сейчас стоит порядка сорока тысяч рублей. Некогда зверя добывали с помощью морских судов, однако еще в 60е годы прошлого века их вытеснил воздушный транспорт. Сомнения, состоится ли зверобойка, были и в 2005 году. На промысел вышла лишь одна компания и понесла значительные убытки.

В преддверии зверобойной кампании 2006 года налоговая ставка сбора за пользование биоресурсами сократилась с 350 до 140 рублей за тюленя, а из областной казны за каждого зверя добытчикам компенсировали 75 рублей. Но убытки прошлых лет, дороговизна промысла и недостаток производственной базы сказались на эффективности зверобойки. Кампания по добыче белька сорвалась, добывать взрослого зверя вышла только одна организация, и квота не была освоена.

Забойные

перспективы

Насколько успешно пройдет зверобойная кампания в 2007 году, зависит от ряда факторов.

Во многом ее ход определится промысловыми условиями. Чем дальше залежи зверя от берега моря, тем сложнее его добывать. Промысловики отмечают, что, если расстояние более ста километров, вести промысел нерентабельно.

Не менее важно и финансовое обеспечение кампании. Чтобы облегчить выполнение этой задачи, ряд промысловых организаций идут на заключение между собой договоров совместной деятельности. То есть один из колхозов предоставляет производственную базу - площадки для обработки шкур, вольеры, холодильное оборудование, а партнер занимается организационными вопросами и обеспечивает финансирование. А если одной из сторон договора является градообразующее предприятие, ему дается льгота на освоение биоресурсов - оно платит лишь 15 процентов от налога. Из участников зверобойного промысла в Архангельской области только одно такое предприятие - в Мезенском районе.

По итогам кампании 2007 года областные власти намереваются сделать выводы по динамике освоения квот на добычу зверя. Согласно федеральному законодательству, если предприятие-квотодержатель не осваивает свою долю в течение двух лет, она может перейти через процедуру аукциона к другому пользователю - через суд либо по добровольному согласию обладателя квоты. Как сообщили корреспонденту "РГ" в комитете по рыбному хозяйству областной администрации, квоты практически у всех пользователей на данный момент могут попасть под процедуру изъятия.

КОММЕНТАРИИ

Павел Скорняков,

заместитель председателя областного комитета по рыбному хозяйству:

- Если промысловые условия будут благоприятными, а колхозы проведут на должном уровне организационную подготовку, зверобойная кампания состоится. В свою очередь, комитет решил ряд вопросов. Взаимодействуя с федеральным центром, удалось добиться перерасчета квоты не в головах взрослых тюленей, а в бельках. Это дает возможность промысловикам более конструктивно вести переговоры с летным предприятием, обосновывать загрузку вертолета и так далее. Что касается перспектив изъятия квот в случае неосвоения, то желающие заняться этим рисковым промыслом есть. Шкура зверя - ценное промысловое сырье, пользуется большим спросом.

Игорь Заборский,

глава администрации МО "Мезенский район":

- Вся продукция, полученная в ходе зверобойной кампании, уходит сегодня на переработку за пределы области. Организации переработки в регионе препятствуют два момента. Во-первых, недостаток управленческих способностей промысловых предприятий, ведь возможность привлечь недорогие заемные средства на организацию производства и развитие базы есть. Во-вторых, власти региона уделяют недостаточно внимания эффективности использования промысловых ресурсов. Для малого предприятия вложения в технологии - процесс рискованный. Потому решение данного вопроса государство должно взять на себя. Тем более что зверобойный промысел сопряжен с большими финансовыми рисками, которые не страхуются. Что касается перехода на использование водного транспорта для ведения кампании, то сейчас лишь одна норвежская компания участвует своими судами в промысле по договору совместного пользования. Сложность в том, что для такого промысла надо не только приобрести суда, но и обучить стрелков - метод ведения зверобойки с водного транспорта имеет свою специфику.

Михаил Широкий,

председатель сельскохозяйственного производственного кооператива Приморского района:

- Щенка (появление потомства. - Прим. ред.) морского зверя началась. Если погодные условия будут благоприятными, стойбища тюленей подойдут близко к берегу, кампания по забою хохлуши начнется примерно через две недели. Мы продолжаем подготовительную работу, завозим топливо по зимнику в Койду. Подготовка к кампании обойдется примерно в 17 миллионов рублей. Уровень господдержки недостаточен. В Норвегии зверобоям дотируют на голову зверя 3400 рублей, у нас - 75. А зверобойный промысел - это большие риски. В 2006 году мы добыли порядка 5,5 тысячи тюленей, затраты составили 250 тысяч долларов. Кредитные средства на развитие промысла привлечь сложно: чтобы взять 15 миллионов рублей, надо иметь имущества на сумму не менее 7,5 миллиона. А оборудование у колхоза, с которым мы работаем по договору, старое, остаточная стоимость зданий - 20 тысяч рублей.

Гарантом же по кредиту областные власти не выступают.

Сергей Тучин,

председатель рыболовецкого колхоза Мезенского района:

- К началу промысла мы готовы. 12 марта сделаем очередной облет территории, и, если условия промысла будут благоприятными, кампания начнется. В этом году мы планируем задействовать четыре вертолета, а не два, как в 2006 году. Договоры на это заключены. Да, это дорогой промысел, для использования плавсредств вместо вертолетов потребовались бы значительные затраты - нужны суда ледокольного класса.

Сейчас идет завоз топлива на место добычи. Подчеркну, что мы несем значительные затраты на транспортировку грузов. В случае срыва кампании, например изза неблагоприятных условий промысла, они не компенсируются, наши риски никем не застрахованы. При этом все желают получить готовые шкуры и мясо на переработку.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя