|
Российская Газета
29 июня 2007 (138)
Олеся Молотягина
Потребительский бумеранг
На качество товаров и услуг можно жаловаться в надзорный орган
ВАКЦИНАЦИЯ населения, качество товаров, проблемы школьного питания,
профессиональные заболевания - эти и другие сферы интересов потребителей региона
контролирует территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека - управление Роспотребнадзора
по Архангельской области.
Его руководитель Роман Бузинов на деловом завтраке в архангельском
представительстве "Российской газеты" ответил на вопросы корреспондента и
читателей.
Российская газета: Роман Вячеславович, в прошлом году Архангельская область
вошла в первую четверку регионов России по уровню вакцинации населения.
Территориальное управление Роспотребнадзора контролировало процесс иммунизации в
рамках нацпроекта "Здоровье"?
Роман Бузинов: Я могу сказать, что за 70 лет существования области такого уровня
вакцинопрофилактики дополнительно к национальному календарю никогда не было.
Начнем с того, что главой администрации было издано постановление "О
дополнительной иммунизации населения в 2007 году". Управление Роспотребнадзора
контролирует исполнение этого документа. И информация о ходе реализации
нацпроекта в областном центре, в муниципальных образованиях еженедельно
собирается специалистами нашей службы.
В районных больницах всегда существовала проблема обеспечения "холодовой цепи",
то есть, попросту говоря, хранения и транспортирования иммунобиологических
препаратов. В прошлом году эти проблемы были успешно решены.
РГ: Контроль за проведением вакцинации и есть сфера вашего участия в нацпроекте?
Бузинов: Лечение и профилактика ВИЧ (СПИД) - это отдельные задачи. Мы
осуществляем надзор, а непосредственно лечением заболеваний занимается ГУЗ
"Архангельский областной центр профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными
заболеваниями", в котором анонимное обследование на ВИЧ граждане России могут
пройти бесплатно.
РГ: Наш читатель Алексей Круглов жалуется, что, придя первым в железнодорожную
кассу за 45 суток до отправления поезда, не смог купить билет. Сейчас, в период
отпусков, занимается ли Роспотребнадзор рассмотрением подобных жалоб?
Бузинов: К сожалению, нет. Данные вопросы находятся в компетенции Северного
территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по
железнодорожному транспорту.Наш надзор на транспорте включает следующие разделы
работы: гигиену водного и воздушного транспорта, профилактику профессиональных
заболеваний у летчиков, моряков, рыбаков, речников. Мы занимаемся также
профилактикой завоза на территорию области карантинных заболеваний, потенциально
опасных товаров и грузов. Причем охранять здоровье экипажей судов мы призваны
начиная с предупредительного санитарного надзора в стадии проектирования и
строительства корабля и заканчивая гигиеническим контролем за изменением
факторов среды обитания и эксплуатации судна. Общими для всех этих групп
факторами являются так называемые стрессоры, вызванные высокой вероятностью
аварийных ситуаций, быстрой сменой климатических поясов, и связанные с этим
изменения в организме. Негативное влияние оказывают также общая местная
вибрация, шумовое загрязнение, вредные химические вещества в судовых помещениях,
физическая, статическая, динамическая нагрузка.
Что касается профилактики завоза на территорию области карантинных заболеваний,
то суда приписного флота совершают заходы в 54 страны мира, 15 из них являются
потенциально опасными. Среди них Алжир, Мавритания, Египет, Индия, Ливан,
Сингапур и другие. Наши воздушные корабли летают в Анталию, Хургаду, Тромсе. К
счастью, еще с прошлого века случаев завоза опасных заболеваний изза рубежа в
Архангельской области не зафиксировано. Мы рекомендуем сотрудникам турбюро
рассказывать клиентам, где сделать прививку, в какой поликлинике. Или менеджеры
должны предложить проконсультироваться с врачом, чтобы не заболеть, например,
малярией. Никаких ограничений для въезда в любую страну на сегодняшний день нет.
РГ: С начала текущего года введены новые требования к порядку реализации на
территории РФ табачной продукции. В чем их суть?
Бузинов: Главное в том, что продавец не может реализовать табачные изделия по
цене выше той, что указана на пачке, даже в ресторане и кафе. Изменения касаются
и маркировки на упаковке табачных изделий. Также запрещена розничная продажа
сигарет, не соответствующих гигиеническим нормативам содержания в дыме никотина
и смол.
Запрещена продажа табачных изделий с содержанием менее 20 сигарет в каждой
упаковке, поштучная реализация. Запрещено торговать в организациях
здравоохранения, культуры, образования, спорта, а также продавать сигареты
несовершеннолетним. Расстояние от пунктов продажи до детских учреждений теперь
жестко нормируется, причем оно измеряется не до здания, а до входа в него.
Что касается нашей позиции в отношении курильщиков, то в здании управления
Роспотребнадзора мы курить запретили. Желающие могут выходить на улицу.
РГ: Вопрос нашей читательницы Ирины Пугиной из Архангельска. Как реализуется
алкогольная продукция, которую вы изымаете?
Бузинов: В это трудно поверить, но это факт. Каждая бутылка вина,
зафиксированная в процессе нашей работы, отслеживается. У изъятой бутылки два
пути - либо возврат, либо уничтожение. То есть либо партия отправляется
поставщику и нам предоставляется документ о ее возврате, либо мы получаем акт об
уничтожении. На сегодняшний день в официальном обороте в регионе нет ни одной
бутылки вина сомнительного происхождения. Все происходит цивилизованно: если
предприниматель считает необходимым отправить некачественный товар обратно и
получить деньги, это нормально. Но если он не прописал в договоре возможность
возврата товара по обстоятельствам, не зависящим от него, тогда принимается
решение об уничтожении. Работники Роспотребнадзора сами не выливают вино, не
разбивают бутылки.
РГ: Инна Глущенко из Северодвинска спрашивает, может ли она обратиться в
Роспотребнадзор с претензией по поводу некачественного продукта, купленного в
магазине?
Бузинов: Чтобы избежать покупки испорченных продуктов, всегда нужно смотреть
срок годности товара. Если вы все же заплатили деньги, получили товар, а потом
обнаружили, что он испорчен, вернитесь, вызовите старшего менеджера. Я вас
уверяю, в 90 случаев из 100 вам товар поменяют, даже если у вас нет чека
магазина. Реклама, рыночная конкуренция повышают требования к качеству услуг.
Завтра вы расскажете своим знакомым о том, что купили в таком-то магазине
некачественный товар, те - своим. И позитивный имидж фирмы будет разрушен.
Поменять товар выгодно и продавцам. Если они вернут продукцию поставщику, то еще
и неустойку получат. Если же вы все-таки остались недовольны результатом, то,
безусловно, можете обратиться к нам.
РГ: Пенсионер Олег Манойлов из Новодвинска задал вопрос относительно организации
школьного питания. Его внук, ученик шестого класса, всегда жалуется, что кормят
в школе очень невкусно, порции маленькие, каждый день одно и то же.
Бузинов: Очень правильный вопрос. Если человек питается в общепите, покупает
продукты в магазине, то может выбрать кафе, столовую, торговую точку, которые, с
его точки зрения, предоставляют более качественные услуги. Дети же в школе едят
то, что им дают. К сожалению, это является основным фактором всех нарушений. При
анализе горячих завтраков установлено, что недостаточно или крайне редко в меню
включаются блюда из рыбы, творог, сметана, кефир, молоко. Преобладают гарниры из
крупяных и макаронных изделий. Когда в прошлом году мы исследовали в разных
школах нашего региона 218 готовых блюд, то обнаружили, что 13 из них не отвечали
нормативам, в том числе по микробиологическим показателям. Мы уже не говорим о
калорийности, нам бы по бактериологическим показателям обеспечить безопасность
школьников! И все-таки некоторые положительные моменты есть. Мы добились
компенсации из бюджета расходов на питание детей в 86 процентах школьных
столовых, что позволило снизить цены на горячие завтраки. Управление
Роспотребнадзора по Архангельской области предложило разработать социально-
экономическую целевую программу по улучшению питания детей.
РГ: Существует ли в вашей организации телефон доверия, спрашивает военнослужащий
Иван Горлов из Плесецка.
Бузинов: Да, в этом году на базе управления Роспотребнадзора создана
общественная приемная. К нам могут обратиться представители юридических лиц,
общественных организаций, индивидуальные предприниматели и жители области.
Руководитель ведет прием граждан каждую среду.
Между тем
В 2006 году на руководителей школьных учреждений за нарушения правил организации
питания учащихся наложено 87 штрафов на сумму 105 тысяч 750 рублей, вынесено 32
предупреждения. За первый квартал 2007 года в 30 столовых общеобразовательных
школ проведена замена холодильного оборудования, основную долю которого
составляют охлаждаемые прилавки. Они необходимы для расширения ассортимента
салатов. В столовые поступило тепловое и технологическое оборудование, в
основном электроплиты, жарочные шкафы, электромясорубки, микроволновые печи.
| |