Российская Газета
5 июня 2007 (119)
Ирина Скалина
Плацкартный ковчег
Началась летняя пассажирская навигация на Белом море
ТРАНСПОРТ
Архангельск
ОТКРЫТИЕ навигации получилось формальным. Штормовой ветер не позволил судну
"Беломорье" выйти в море точно по расписанию. Буквально за несколько минут до
отплытия пришла новая сводка: скорость ветра 12-15 метров в секунду, высота
волны - до полутора метров.
Детские велосипеды, рассада в горшочках, стройматериалы, кошки, собаки - все это
в поселки на беломорском побережье можно доставить только морем. Норматив груза
как в большом самолете - 20 килограммов на человека. За каждый килограмм
"сверху" - пять рублей. Но грузовой отсек заполнен до отказа. В первый рейс по
Зимнему берегу на теплоходе "Беломорье" отправились 26 пассажиров: большинство
до Койды, остальные до Золотицы, Ручьев и Майды.
"Беломорье", как сказал генеральный директор судоходной компании Владимир
Иванов, по своим мореходным качествам даже в условиях шторма в море идти может,
но высадка пассажиров становится невозможной. По его словам, причалы как таковые
есть только в Пертоминске и Койде, хотя их состояние оставляет желать лучшего. В
остальных же поселках причалов нет вовсе. Судно встает на рейде, и пассажиров
переправляют на лодках. Причем неоднократно возникали ситуации, что в населенном
пункте не оказывалось лодок для высадки людей на берег.
Для "Беломорья" открывшаяся навигация - восьмая. Сейчас это единственное морское
транспортное средство, которое осуществляет регулярные пассажирские перевозки по
Белому морю. С 2000 года судно перевезло около семи тысяч пассажиров. По уровню
комфорта "Беломорье" сравнивают с плацкартным железнодорожным вагоном. Два
отсека на 18 человек, каждый оборудован полками в два ряда. Постоянная
пассажирка, жительница поселка Ручьи Валентина Ушакова сетует, что года четыре
назад на "Беломорье" работал повар, можно было полноценно пообедать, а сейчас из
горячего - только чай. Пассажиры берут с собой еду из расчета на сутки, но изза
капризов погоды рейс может и затянуться.
В этом году количество рейсов сокращено. Их будет 16 вместо 21 в 2006 году. Как
сообщил консультант управления водного транспорта департамента транспорта и
связи администрации Архангельской области Александр Ядовин, ограниченность
бюджетного финансирования не позволяет выполнить большее количество рейсов,
несмотря на повышение цен на билеты на 25 процентов. Стоимость билетов, по
словам Владимира Иванова, едва покрывает половину затрат. Остальное компенсирует
областной бюджет.
Количество рейсов сокращено только по Летнему берегу до Пушлахты - два в месяц.
По Зимнему берегу запланировано три рейса в месяц, причем все по "длинному"
маршруту - до Койды. А вот на Соловки из областного центра в этом году по морю
не добраться. Даже мурманский пассажирский лайнер "Клавдия Еланская" этим летом
не будет заходить в Архангельск, соответственно и на архипелаг. По словам
Александра Ядовина, в 2006 году был организован экспериментальный рейс
"Беломорья" на Соловецкие острова, но пассажиров оказалось слишком мало, и от
маршрута решено было отказаться.
|