Российская Газета
24 июля 2007 (158)
Константин Тараканов
Парусник - символ города может погубить бесхозяйственность
АРХАНГЕЛОГОРОДЕЦ Леонид Дерягин ищет единомышленников. Он надеется, что появятся
энтузиасты, которые вместе с ним займутся восстановлением шхуны "Запад".
Этот символ Архангельска уже почти десять лет, никому не нужный, стоит на
Красной пристани в областном центре. Шхуне срочно требуется капитальный ремонт.
В конце 90х годов прошлого века здесь даже была музейная экспозиция. Но затем
случился пожар. Из-за недостатка средств ремонт так и не состоялся.
Сейчас краска на корабле обшарпалась, обшивка наполовину сгнила. Внутри шхуна
зарастает травой. Парусник даже потерял мачты - в июле 1998 года их сломало
ветром. Однако, по словам Сергея Терентьева, бывшего директора Государственного
Северного морского музея, которому принадлежит корабль, мачты "Запада" погубила
обычная бесхозяйственность. Чтобы они не упали, надо было периодически
подтягивать их специальными тросами.
Последний косметический ремонт шхуны проводили в 1991 году. Сегодня судно
обветшало настолько, что его уже прозвали "деревянным трупом".
Для Архангельска столь плачевное состояние его символа (шхуна и
позиционировалась изначально как символ города) стало настоящим позором.
Парусник сыграл огромную роль в жизни нескольких поколений северных моряков. На
"Западе" как на учебном судне Архангельского мореходного училища будущие
покорители водной стихии в течение двадцати с лишним лет осваивали первую
морскую науку.
В середине 70х годов практику на "Западе" прошел и Леонид Александрович
Дерягин. Он оставил свой след в истории шхуны в прямом смысле этого слова: во
время стоянки в одном из заливов Терского Мурманского берега Белого моря, сидя
над водой в люльке, вырезал на корме название судна.
Дерягин проходил на "Западе" не только морскую практику. Ему довелось стать
участником съемок художественного фильма "Георгий Седов". Сам корабль играл роль
седовского судна "Святой мученик Фока". Курсанты превратились в команду
знаменитого полярника. Дерягин вспоминает, как катал по причалу архангельского
порта стилизованные бочки с солониной и подружился с исполнителем главной роли
Вадимом Ледогоровым.
В здании морского музея вот уже несколько лет идет ремонт. По предварительным
подсчетам, для приведения в порядок шхуны "Запад" как части экспозиции музея
нужно порядка пяти миллионов рублей.
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна Мальцева,
директор Государственного Северного морского музея:
- Сегодня в плачевном состоянии не только шхуна, но и часть Красной пристани,
где стоит корабль. Как известно, это самый разрушенный участок причальной линии.
Пока пристань не будет отремонтирована, "Запад" никому не будет нужен.
Пока корабль принадлежит музею. Нам поступает немало предложений продать
судно. Но сказать, чтобы было хотя бы одно дельное, не могу. Информация о том,
что за ремонт "Запада" готов взяться калининградский музей, не более чем обычная
"утка". У меня нет никаких подтверждающих это документов.
Нам же пока нужно разобраться с основной экспозицией, чем мы и занимаемся. Что
есть желающие создать общественный фонд "Запад", слышала, думаю, что это
неплохая идея. Шхуну нужно спасать.
|