Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
30 августа 2007 (190)
Анна Смирнова

Дорожное открытие

Новая схема движения разгрузит городские магистрали

ТРАНСПОРТ

АРХАНГЕЛЬСК

В АРХАНГЕЛЬСКЕ разрабатывается новая комплексная транспортная схема (КТС). Ныне существующая не менялась уже более 20 лет и значительно устарела.

Одна из главных проблем, решение которой должно быть предусмотрено в новой КТС, - перегруженность архангельских дорог, изза чего десятки машин ежедневно простаивают в пробках, а на дорогах растет количество аварий.

Вытащить пробку

Главная причина заторов - низкая пропускная способность дорог. Машин становится все больше. Вот несколько цифр: сейчас на каждую тысячу горожан приходится в среднем 160 автомобилей. По подсчетам ученых, если бы все желающие купили четырехколесное средство передвижения, их количество на тысячу жителей достигло бы 400-450. Этот уровень может быть достигнут уже к 2020 году.

Пропускная способность архангельских дорог рассчитана лишь на 60 авто на тысячу человек. Уже сейчас, при превышении норматива в 2,5 раза, дороги перегружены. Легко представить, что ждет автомобилистов Архангельска в будущем. К тому же пробки ухудшают экологическую обстановку в городе, повышают число аварий, влекут экономические потери - простаивание дорого обходится перевозчикам пассажиров и грузов.

Специалисты считают, что Архангельск, как и многие другие города страны, стал заложником прежней системы генерального планирования - не учитывалась возможность увеличения количества личных автомобилей. Но дорожные схемы можно приспособить к новым условиям только во вновь отстраиваемых кварталах и микрорайонах. В существующих же ничего не изменить, а следовательно, надо искать варианты, как с минимальными издержками снизить остроту проблемы, разгрузить городские магистрали.

Отсечение методов

Регулировать транспортные потоки можно поразному, но не все варианты приемлемы для Архангельска. Например, в городе нельзя построить так называемые навесные дороги - слишком дорого, мечтать о воздушных трассах могут только в мегаполисах. Нельзя применить в сегодняшних условиях и современные автоматические системы регулирования транспортных потоков - усовершенствованные светофоры и прочее: они будут работать эффективно лишь при уже приведенных в порядок схемах движения.

По словам руководителя компании - разработчика новой КТС Елены Сватковой, в этих условиях речь может идти только об оптимизации движения по существующим магистралям и сдерживании интенсивности использования легкового транспорта как основного источника перегруженности дорог.

С личных колес - на общественные

Как один из приоритетных способов разгрузки дорог в Архангельске разработчики КТС рассматривают повышение роли общественного транспорта. Простое сравнение: средний автобус способен вместить столько же пассажиров, сколько 65 автомобилей. И чем больше автобус, тем больше его вместимость.

Сейчас общественным транспортом пользуется 68 процентов горожан. Чтобы повысить этот показатель, нужно организовать автобусные перевозки так, чтобы они стали удобными для горожан.

Социологические опросы, проведенные разработчиками КТС, показали, что если в конце 90х годов горожане жаловались на недостаток общественного транспорта в городе, то сейчас люди в целом удовлетворены количеством и частотой движения автобусов почти на всех городских маршрутах. Но при этом жалуются на низкое качество обслуживания, грязные салоны, грубость. Недовольство высказывается и по поводу оборудования остановок. Кроме того, жители некоторых отдаленных городских микрорайонов отмечают перегруженность транспорта, большие интервалы движения, раннее прекращение работы в вечернее время.

Узлы на развязках

Впрочем, нельзя делать ставку только на уменьшение количества транспортных средств на дорогах. Большое значение имеет и организация транспортных потоков. Разработчики КТС изучили интенсивность движения на ключевых перекрестках города. Выяснилось, что половина из них перегружена, регулярно возникают заторы, а 13 процентов работают на пределе пропускной способности: стоит транспортному потоку немного возрасти, и пробки неизбежны.

По мнению инженера Натальи Грошевой, к организации движения на каждом перекрестке, на каждом участке дорожной сети должен быть индивидуальный подход. На перекрестках, например, снизить перегруженность может организация кругового движения. На мостах - например, через реку Кузнечиху - оптимальным вариантом станет канализация транспортных потоков, то есть выделение отдельных полос для движения грузового и легкового транспорта. А на некоторых городских дорогах можно вообще устроить отдельную полосу для движения общественного транспорта.

В ожидании тишины

Для таких магистралей, как проспекты Ленинградский и Троицкий, способом снижения перегруженности может стать ограничение скорости движения. На первый взгляд, вариант парадоксальный. Но специалисты утверждают, что при снижении скорости движение становится более плавным. То есть автомобиль проходит равные отрезки пути за равное количество времени. Если же он мчится на пределе скорости по свободным отрезкам и затем теряет время в пробках, все равно средняя скорость получается примерно одинаковой с остальными участниками движения. К тому же чем выше скорость, тем больше у автомобиля тормозной путь, и водитель вынужден ехать на большом расстоянии от идущих впереди машин.

Сейчас средняя скорость движения по Архангельску - 60 километров в час. Но на проспектах целесообразно снижать ее до 30-40 километров. Способствовать этому должны островки безопасности, разделяющие дорогу.

Все эти предложения после проработки и обсуждения могут стать сопутствующими условиями комплексной транспортной схемы Архангельска. При желании повлиять на результаты работы по созданию схемы могут все горожане, поскольку КТС будет обсуждаться на общественных слушаниях.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Максимов, начальник ГИБДД города Архангельска:

- В период с 2003го по 2006 год количество аварий на дорогах областного центра сократилось, однако в 2007 году вновь наметился рост аварийности. Сотрудники ГИБДД города выявляют массу нарушений со стороны водителей: только за 7 месяцев 2007 года зафиксировано 75 тысяч нарушений. Одна из причин - перегруженность дорог.

В то же время расширение дорог не будет способствовать улучшению ситуации. И то, что разработчики новой КТС не учитывают этот вариант, с моей точки зрения, верно. У Архангельска уже есть печальный опыт: с центрального Троицкого проспекта убрали трамвай, движение стало четырехполосным, и что же: изза недостатка автостоянок водители бросают машины вдоль обочин, а остальным приходится ездить лишь по двум полосам. Трамвайные же рельсы были в своем роде "островком безопасности": водители опасались пересекать их, поскольку за это применялись строгие санкции. Движение было более упорядоченным.

Сейчас островки безопасности устраиваются на некоторых городских магистралях, например, на проспекте Ленинградском. Первоначально эта идея была воспринята в штыки, однако практика показала: аварийность на трассе действительно снизилась, как и число автомобильных пробок. Так что эта мера, отраженная в новой комплексной транспортной схеме, должна найти более широкое применение.

Елена Сваткова, Руководитель компанииразработчика КТС Архангельска

- Если перевозчики придадут большее значение качеству обслуживания, горожане будут пользоваться общественным транспортом чаще.

В то же время надо учесть массу нюансов. Например, сейчас услугами общественного транспорта хорошо и даже избыточно обеспечены центральные территории города. А на окраинах, напротив, не только не хватает маршрутов, но их количество сокращается. Неудивительно поэтому, что жители отдаленных территорий стараются приобрести собственные автомобили даже при небольшом материальном достатке. Перевозчики могут пойти работать на невыгодные сейчас для них маршруты при условии, если на уровне муниципалитета будет разработан механизм дотирования убытков от перевозок.

Справка "РГ"

По данным архангельской ГИБДД, численность парка транспортных средств на 2006 год в городе составила 73 181 единицу. Это на 15 процентов больше, чем в 2000 году. Легковых автомобилей в Архангельске 51 тысяча 038 (прирост по сравнению с 2000 годом - 17 процентов), грузовых - 12 тысяч 177 (прирост - 20 процентов), автобусов 2 тысячи 538 - на 8 процентов больше по сравнению с 2000 годом.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя