Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
5 сентября 2007 (195)
Анна Смирнова

Глубинные цели

Новый порт откроет региону возможности для участия в освоении арктических месторождений

ПЕРСПЕКТИВА

АРХАНГЕЛЬСК

СЕГОДНЯ есть все условия для того, чтобы достаточно быстро построить глубоководный морской порт в районе столицы Поморья. Так оценил перспективы реализации этого проекта руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко во время трехдневной рабочей поездки в Архангельск.

Географическое положение города - в месте впадения Северной Двины в Белое море - позволяет архангельскому порту эффективно развиваться. И тем не менее действующий сегодня порт может принимать суда дедвейтом максимум 20-30 тысяч тонн, в то время как экономически более целесообразно использовать крупнотоннажные суда - до 60 тысяч тонн.

- Наша делегация побывала на Соловках, также мы объехали здесь все портовые терминалы, с воздуха осмотрели место строительства глубоководного порта. Вывод: надо серьезно заниматься развитием морской и речной транспортной инфраструктуры Русского Севера. Сейчас во многих регионах говорят: зачем строить порт, если нет грузов. Но в транспорте всегда так: сначала предложение, потом спрос. Будет построен порт - к нему придут грузы, - сказал Александр Давыденко. - Поэтому мы обязаны построить новый глубоководный порт.

Вот что уже сделано ради реализации проекта за последние пять-семь лет: определено место для строительства (северная часть губы Сухое море), найден инвестор (есть возможность получить средства из инвестиционного фонда РФ). Уже во второй половине сентября будет готово технико-экономическое обоснование проекта. По условиям софинансирования, инвестор первоначально вложит в проект порядка 50 процентов его стоимости. Название компанииинвестора пока не разглашается - в ее интересах, пояснили областные чиновники.

На первый порах грузооборот нового порта составит 15-20 миллионов тонн в год и по мере развития может достичь 50 миллионов тонн. Через порт откроется самый короткий путь ледовой проводки судов на восток, да и портовые сборы - а они в Архангельске сейчас самые высокие в стране - станут приемлемыми для операторов грузоперевозок. Но главная сложность в реализации проекта - подводка автомобильных и железнодорожных путей для транспортировки грузов, ведь дороги - залог конкурентоспособности любого порта. Поэтому не случайно перспективы нового терминала связывают с проектом железной дороги "Белкомур". Строительство этой трассы вошло в стратегию развития железнодорожных магистралей до 2030 года.

По "Белкомуру" в порт пойдут минеральные удобрения с Березниковского и Соликамского месторождений в Пермском крае. Только это обеспечит порту свыше 20 миллионов тонн грузов в год. Кроме того, заявил Александр Давыденко, перспективы развития связываются и с планами освоения Штокмановского месторождения:

- Еще пять лет назад планировалось вывозить углеводороды с арктического шельфа мелкотоннажными танкерами, переваливать груз на танкернакопитель вместимостью 350 тысяч тонн в Белокаменке и оттуда большегрузными судами транспортировать к потребителю. Однако проект строительства глубоководного порта в Архангельске открывает другие перспективы: можно будет сразу загружать суда большого водоизмещения и везти груз к месту назначения без дополнительной перевалки. Это значительно уменьшит расходы по транспортировке.

По словам Давыденко, сейчас строится серия танкеров ледового класса водоизмещением 50-60 тысяч тонн. Суда смогут заходить на терминалы Архангельска и Варандея.

МНЕНИЕ

Владимир Войков, заместитель губернатора Архангельской области по вопросам инфраструктурного развития:

- Реализация проекта "Белкомур" привлечет в Архангельск значительные грузопотоки. Их не смогут переработать существующие мощности Архангельского морского порта. Это стало главной причиной для возрождения к жизни идеи строительства глубоководного порта - проектные изыскания еще несколько лет назад подготовил ЛенморНИИпроект. Сейчас "Белкомур" и новый порт рассматриваются как единое целое.

В итоге реализации проекта в области появится современный глубоководный порт, способный конкурировать с портами Калининграда и СанктПетербурга. Инвестор заинтересован развивать через порт контейнерные перевозки. Что касается освоения арктических месторождений - Штокмановского, Приразломного, - то здесь речь может идти не только о транспортировке нефти и газа, но и о поставке на месторождения необходимого оборудования. Очень важно для области и то, что в результате строительства порта в регионе появятся сотни дополнительных рабочих мест.

На первоначальном этапе будет идти разделение грузов между существующим и новым портом. В перспективе, я считаю, нынешний порт будет обслуживать грузы внутренних водных путей, а глубоководный - принимать крупнотоннажные суда.

Между тем

В программе рабочей поездки с 3 по 6 сентября руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко - посещение Архангельска, Нарьян-Мара и Салехарда. В Архангельске Давыденко принял участие в заседании совета директоров Ассоциации морских торговых портов, провел совещание по итогам работы и перспективам развития предприятий и организаций морского и речного транспорта региона, подведомственных Росморречфлоту. Вчера руководитель агентства посетил Печорское главное бассейновое управление водных путей и судоходства, Печорское речное пароходство и Печорское речное училище. На сегодня запланировано совместное с руководством одной из нефтяных компаний посещение объектов строительства берегового комплекса, аэропорта, причальной набережной, а также стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала, входящего в состав нефтяного терминала Варандей. В Салехарде Давыденко планирует ознакомиться с работой подведомственных Росморречфлоту предприятий.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя