Российская Газета
5 сентября 2007 (195)
Анна Смирнова
Глубинные цели
Новый порт откроет региону возможности для участия в освоении арктических
месторождений
ПЕРСПЕКТИВА
АРХАНГЕЛЬСК
СЕГОДНЯ есть все условия для того, чтобы достаточно быстро построить
глубоководный морской порт в районе столицы Поморья. Так оценил перспективы
реализации этого проекта руководитель Федерального агентства морского и речного
транспорта Александр Давыденко во время трехдневной рабочей поездки в
Архангельск.
Географическое положение города - в месте впадения Северной Двины в Белое море -
позволяет архангельскому порту эффективно развиваться. И тем не менее
действующий сегодня порт может принимать суда дедвейтом максимум 20-30 тысяч
тонн, в то время как экономически более целесообразно использовать
крупнотоннажные суда - до 60 тысяч тонн.
- Наша делегация побывала на Соловках, также мы объехали здесь все портовые
терминалы, с воздуха осмотрели место строительства глубоководного порта. Вывод:
надо серьезно заниматься развитием морской и речной транспортной инфраструктуры
Русского Севера. Сейчас во многих регионах говорят: зачем строить порт, если нет
грузов. Но в транспорте всегда так: сначала предложение, потом спрос. Будет
построен порт - к нему придут грузы, - сказал Александр Давыденко. - Поэтому мы
обязаны построить новый глубоководный порт.
Вот что уже сделано ради реализации проекта за последние пять-семь лет:
определено место для строительства (северная часть губы Сухое море), найден
инвестор (есть возможность получить средства из инвестиционного фонда РФ). Уже
во второй половине сентября будет готово технико-экономическое обоснование
проекта. По условиям софинансирования, инвестор первоначально вложит в проект
порядка 50 процентов его стоимости. Название компанииинвестора пока не
разглашается - в ее интересах, пояснили областные чиновники.
На первый порах грузооборот нового порта составит 15-20 миллионов тонн в год и
по мере развития может достичь 50 миллионов тонн. Через порт откроется самый
короткий путь ледовой проводки судов на восток, да и портовые сборы - а они в
Архангельске сейчас самые высокие в стране - станут приемлемыми для операторов
грузоперевозок. Но главная сложность в реализации проекта - подводка
автомобильных и железнодорожных путей для транспортировки грузов, ведь дороги -
залог конкурентоспособности любого порта. Поэтому не случайно перспективы нового
терминала связывают с проектом железной дороги "Белкомур". Строительство этой
трассы вошло в стратегию развития железнодорожных магистралей до 2030 года.
По "Белкомуру" в порт пойдут минеральные удобрения с Березниковского и
Соликамского месторождений в Пермском крае. Только это обеспечит порту свыше 20
миллионов тонн грузов в год. Кроме того, заявил Александр Давыденко, перспективы
развития связываются и с планами освоения Штокмановского месторождения:
- Еще пять лет назад планировалось вывозить углеводороды с арктического шельфа
мелкотоннажными танкерами, переваливать груз на танкернакопитель вместимостью
350 тысяч тонн в Белокаменке и оттуда большегрузными судами транспортировать к
потребителю. Однако проект строительства глубоководного порта в Архангельске
открывает другие перспективы: можно будет сразу загружать суда большого
водоизмещения и везти груз к месту назначения без дополнительной перевалки. Это
значительно уменьшит расходы по транспортировке.
По словам Давыденко, сейчас строится серия танкеров ледового класса
водоизмещением 50-60 тысяч тонн. Суда смогут заходить на терминалы Архангельска
и Варандея.
МНЕНИЕ
Владимир Войков, заместитель губернатора Архангельской области по вопросам
инфраструктурного развития:
- Реализация проекта "Белкомур" привлечет в Архангельск значительные
грузопотоки. Их не смогут переработать существующие мощности Архангельского
морского порта. Это стало главной причиной для возрождения к жизни идеи
строительства глубоководного порта - проектные изыскания еще несколько лет назад
подготовил ЛенморНИИпроект. Сейчас "Белкомур" и новый порт рассматриваются как
единое целое.
В итоге реализации проекта в области появится современный глубоководный порт,
способный конкурировать с портами Калининграда и СанктПетербурга. Инвестор
заинтересован развивать через порт контейнерные перевозки. Что касается освоения
арктических месторождений - Штокмановского, Приразломного, - то здесь речь может
идти не только о транспортировке нефти и газа, но и о поставке на месторождения
необходимого оборудования. Очень важно для области и то, что в результате
строительства порта в регионе появятся сотни дополнительных рабочих мест.
На первоначальном этапе будет идти разделение грузов между существующим и новым
портом. В перспективе, я считаю, нынешний порт будет обслуживать грузы
внутренних водных путей, а глубоководный - принимать крупнотоннажные суда.
Между тем
В программе рабочей поездки с 3 по 6 сентября руководителя Федерального
агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко - посещение
Архангельска, Нарьян-Мара и Салехарда. В Архангельске Давыденко принял участие в
заседании совета директоров Ассоциации морских торговых портов, провел совещание
по итогам работы и перспективам развития предприятий и организаций морского и
речного транспорта региона, подведомственных Росморречфлоту. Вчера руководитель
агентства посетил Печорское главное бассейновое управление водных путей и
судоходства, Печорское речное пароходство и Печорское речное училище. На сегодня
запланировано совместное с руководством одной из нефтяных компаний посещение
объектов строительства берегового комплекса, аэропорта, причальной набережной, а
также стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала, входящего в
состав нефтяного терминала Варандей. В Салехарде Давыденко планирует
ознакомиться с работой подведомственных Росморречфлоту предприятий.
|