|
Вечерняя Урдома
14 апреля 2006 (15)
Инф.
Проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
Согласно ФЗ РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" от 24.06 99 N 120 - ФЗ безнадзорным признается
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию и (или)
содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных
лиц; Беспризорный - это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и
(или) места пребывания. Очевидно, что между безнадзорностью и беспризорностью
существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для
беспризорности.
Безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. Речь
идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны,
социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости.
Это - характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его
социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по
собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди
таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со
стороны родителей либо заменяющих их лиц.
Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной
крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него есть
эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и
находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные сами себе, дети
забрасывают учебу, отдают свободное время улице. Бесцельному время провождению.
Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной
дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.
Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не
имеют родительского или государственного попечения, постоянного места
жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода,
систематического обучения и развивающего воспитания. Для беспризорных подростков
характерна низкая степень социальной нормативности. Они живут не по тем нормам,
которые считаются в обществе нравственными, а по законам стаи Причины
возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в
условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение
большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества
создают серьезную перегрузку для семьи. Растет число неблагополучных семей, из
которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками.
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса
социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в
безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Довольно стабильной среди
семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем,
алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни родителей и эмоциональной
отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью. Ухудшается
психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие
средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание,
рост цен на продукты питания, товары, услуги. Резкое увеличение стрессовых
ситуаций сказывается на детях.
Характерно, что более 80 % бездомных детей - жители городов. Очевидно, в
сельской местности люди менее разобщены и принимают большее участие в судьбе
детей, даже больных. Кроме того, там все на виду, и соседи могут помочь детям и
не доводить дело до того, что единственным выходом из положения для ребенка
становится бегство из дома.
Семейное неблагополучие - основная, но не единственная причина безнадзорности
детей. Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту
жительства (клубы, кружки, комнаты школьника и т. д.). На смену этой системы не
создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской
безнадзорностью.
Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-
оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям,
разумному досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительного заработка,
возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг,
сократили возможность общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая
тем самым опасность попадания детей в предкриминальные группировки.
Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала
отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные
компании с асоциальной направленностью.
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблемы
детской безнадзорности и беспризорности для нашего общества. Против ребенка
действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и
усиливающееся школьное неблагополучие. И широкий криминогенный фон общественной
жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи. Численность
которых, заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные
учреждения, которых остается все меньше. Волна детской беспризорности нарастает,
она грозит приблизиться к той, которая была в России в 20 годы.
Материал подготовила: инспектор ПДН ОВД Ленского района Милащенко Т. А.
При использовании учебного пособия для ВУЗов "Основы профилактики безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних" /Под ред. Ф.А. Мусаевой. -М: Академический
проект, 2003.
| |