Пресса Архангельской области
 



Вечерняя Урдома
16 февраля 2007 (7)
Е. Биричева

Узник концлагеря

Война - пожалуй, самое страшное, что может случиться и периодически случается с человечеством. Из-за сильных мира сего, вдруг решивших "пострелять", страдает все население этой страны. Отстаивая честь, достоинство и деловую репутацию, главы воюющих государств ставят под "дуло пистолета" мирных граждан, среди которых старики и дети. По приблизительным подсчетам Великая Отечественная Война унесла 26 450 000 жизней россиян, не считая раненых и оставшихся на всю жизнь инвалидами.

На тему о ВОВ написано не мало книг и статей, и сегодня пойдет рассказ очевидца этой ужасной трагедии. Нина Кузьминична Шилова, вспомнив все, расскажет нам о том, как она жила, будучи пленной, в концлагере, а заодно и обо всем своем жизненном пути.

- Начну с того, что родилась я в 1938 году в Белых Берегах (это Брянск), но там почти не жила. В 1939 наша семья (мама, папа, брат и я) уехали под Ленинград, где папу забрали на войну, тогда шла война с финнами, а мы с братом Сашей остались с мамой. В 1941 году все трое попали в плен, хорошо помню, как нас везли в "теплушках" в сторону Петрозаводска. На тот момент мне было три года, хоть и говорят, что маленькие ничего не помнят, но про лагерь я помню абсолютно все. И вот, с 1941 по 1944 мы там жили, в бараках. Кормили нас, вроде как нормально, иногда по праздникам даже галеты давали. Мама у них работала, правда, не знаю, в чем конкретно заключалась ее работа. Уходила она рано, а мы с братом оставались, Саша тогда сильно болел. Уже в плену он пошел в первый класс, но проходил мало. Все уроки были на немецком языке, и за малую провинность на колени ставили, сыпали солью или горохом. Все говорят, что немцы были беспощадными, но над гражданскими пленниками они не издевались, а вот военнопленных с фронта страшно били, многие в лагере умерли от голода. По отношению к нам самые жестокие были наши же русские старосты, они вообще издевались. Один раз меня староста сильно напугал своим криком, и мне тогда стало очень плохо, тогда еще сказали, что если доживу до семи лет и то хорошо. Еще был случай, когда я упала со второго этажа, но, слава Богу, все обошлось. Потом нас стали освобождать, так мы с мамой каждое утро ходили встречать русские войска. Вот так и прошла моя "лагерная" жизнь. Относительно недавно получила из Германии 6 000, как узник концлагеря. Все пленные даже встречи устраивали, но я не знала и, к сожалению, не смогла приехать, а так хотелось бы увидеться.

- А после плена вы, где жили?

- Где я только не жила. Когда нас освободили, мы переехали в Петрозаводск, после войны его много раз поджигали, раскидывали листы с надписью: "Это еще цветки, будут вам еще и ягодки". Кто? Зачем? Пожив немного там, мы снова переехали, и некоторое время жили на границе с Финляндией. Там было очень интересно - в одном доме были финны, карелы и мы русские. В 1946 году папа вернулся с войны, и мы опять уехали, жили так же в Карелии, но уже в другом месте. Папе там почему-то не понравилось - мы вновь поменяли адрес, теперь уже Брянск. В Брянске в то время домов не было, и люди жили в землянках. Там мы не долго были, уехали в Архангельскую область, на станцию Тима, а через год попали в Вандыш, где я закончила школу. Потом Слободчиково, Сойга и, наконец, Урдома. К тому времени семья наша стала больше - пятеро сестер и два брата. Жаль братья рано умерли, оба в 32 года, один от белокровия (с которым я в лагере была), ну а другой - от пьянки, уж не знаю, что у них там получилось. В общем, жизнь, как жизнь: двое детей, три внучки, одна правнучка. Всю жизнь я проработала десятником на бирже, много раз бывала на различных курортах, но больше всего нравился мне Горячий Ключ. Сейчас на пенсии, чтобы скоротать время вяжу рукавицы, носки, кофты, половички, ну а летом люблю в лес ходить, но только одна. Как вы поняли, я сменила не один адрес до того, как приехать сюда, но никак не думала, что под конец жизни мне достанутся такие "хорошие" соседи:

В наше время осталось не так уж и много участников ВОВ - бойцов и пленных. Эта эпоха проходит, останется лишь страница с истории, но пока герои живы, их надо уважать и ценить.



Вечерняя Урдома:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя