Гапликов заявил, что не позволит строить ПЗРО

"Ядерного могильника" в Республике Коми не будет, этот вопрос окончательно закрыт. Ведется поиск решений по реабилитации существующих участков с радиоактивным заражением, возникшим в 30-50 гг прошлого века, сообщил в социальных сетях глава региона Сергей Гапликов. «Еще раз повторюсь. Ни в Ухте, ни в других районах республики ПЗРО строить не позволю. Этот вопрос закрыт раз и навсегда», – подчеркнул Сергей Гапликов.

Глава региона поставил «точку» в одном из самых острых для жителей республики вопросов. Как известно, на протяжении нескольких лет жители Коми, особенно поселков Шудаяг, Водный и Ярега, выражают активную озабоченность возможным строительством полигона по захоронению радиоактивных отходов (ПЗРО), на месте действовавшего с 1931 по 1956 годы завода по производству радия.

Так, 7 октября главе республики Сергею Гапликову жители Ухты передали более 5 тыс. подписей против строительства полигона. О намерении обустроить в окрестностях Ухты полигон для хранения и утилизации опасных отходов впервые стало известно в 2013 году. После череды протестов, бывшее руководство региона заявило об отсутствии планов по строительству «могильника» - что, впрочем, не до конца убедило граждан.

Всего в окрестностях поселка Водный существует 16 участков с сильным радиоактивным загрязнением, возникшим в 1930-1950-е годы. Четыре года назад наиболее «грязным» был участок на берегу Ухты, где 60 лет назад размещалась площадка для хранения радиоактивных отходов. Радиоактивный фон здесь составлял до 4000 мкР/ч, что в 400 раз превышает природный фон окружающей местности.

После проведения необходимых работ по дезактивации, гамма-фон на данном участке был снижен до безопасного уровня. К настоящему моменту, радиационный фон наблюдается на 17,3 гектара территории республики Коми. Именно их реабилитацию предстоит провести властям республики и специалистам профильных ведомств.

Как подчеркнул Сергей Гапликов, наиболее эффективный и безопасный для жителей региона вариант реабилитации участков будет определен рабочей группой на основании оценок экспертов и консультаций с общественниками. В состав группы, которую возглавил сам Гапликов, вошли представители правительства республики, депутаты муниципальных округов, общественники и представители СМИ.