Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Версия для распечатки  
  

Архангельск
21 октября 2000 (197)
Орлова Н.

Поминальная молитва

по главному режиссеру Архангельского театра драмы Эдуарду Симоняну

Кто-то сказал, прощаясь с ним:

- Эти последние полгода он был в полете и окрылил других.

Правда. Тем горестнее утрата.

Хоронили Эдуарда Семеновича Симоняна 9 октября. Гражданская панихида и отпевание по православному чину состоялись в его храме - в театре драмы. Множество цветов, печальные огоньки свечей, глубокое соболезнование родным и близким. Благодарные слова о заслугах Симоняна в культуре Архангельска. Острое ощущение сиротства, слезы актеров. Растерянно повторяемое всеми: "До каких же пор судьба театра будет столь несчастной?.." Погребен Э. С. Симонян на Вологодском кладбище.

За полгода по возвращении в коллектив Эдуард Симонян успел сделать главное: и актерам, и зрителям доказал, что возрождение театра возможно. Он знал многие сценические площадки - архангельскую любил особо. Симонян давно вошел в историю нашего театра: поставил около 40 спектаклей, среди которых веселые, остроумные "Бременские музыканты", по-шекспировски мощный "Король Джон", светлый и печальный "Не стреляйте в белых лебедей", памятный актерскими удачами "Красавец-мужчина"... И, конечно, трилогия о жизни северной деревни - по романам Ф. А. Абрамова.

Сдержанный на похвалу, уже знавший сценический успех своих произведений, Федор Александрович не раз говорил, что лучшей Лизы Пряслиной, нежели у нашей Светланы Невоструевой, он не видел, высоко оценивал и работу Валентины Ячменевой над ролью Евдокии-великомученицы. Абрамову дорого было, что именно на Севере, на его родине история деревни Пекашино воплощена как народная эпопея. Эдуард Симонян вложил в эти спектакли всю свою душу, талант, им двигали любовь и сострадание. Он вернулся нынче в театр с намерением продолжить работу над абрамовским повествованием о Пряслиных. Как горестно, что не сбылось...

Симонян намеревался поставить спектакль и о Ломоносове. На этот раз его интересовал первый период жизни великого северянина - до исхода в Москву. Надеюсь, мне не зачтут за нескромность, если открою: и при встречах, и в разговорах по телефону Эдуард Семенович много рассказывал о будущей постановке. Он прямо -таки грезил той эпохой: чувствовал ее штормы, был напитан темой Ломоносова. Как жаль, что и этим планам его не суждено сбыться.

Сердце режиссера остановилось накануне открытия сезона - через два часа по окончании завершающей репетиции премьерного спектакля "Любовное безумие". Последние слова Эдуарда Семеновича: "Пусть актеры играют весело..."

Отменить премьеру - это было бы не по правилам Симоняна. Воспитанник училища им. Щукина, он чтил традиции Вахтанговского театра. Но традиции эти одухотворены и трагедией: Евгений Вахтангов умер на премьере своей бессмертной "Принцессы Турандот" - актеры нашли в себе мужество довести искрометный спектакль до финала. История повторяется... Еще не оправившись от шока, наши артисты вышли на сцену - играть в легкой, веселой комедии. Последний наказ своего режиссера они выполнили достойно.

Но ведь если театр - действительно храм, то что же тогда - спектакль? Мы присутствовали на поминальной молитве, вознесенной взволнованно и вдохновенно. Актеры играли так, словно хотели высказать нам: вот кого мы все потеряли... Но и через горечь утраты спектакль дал надежду на возрождение театра.

Когда Симонян только приступал к этой постановке, я спросила его:

- Почему для открытия сезона вы предпочли француза Реньяра, его в общем-то незамысловатую комедию "Любовное безумие"?

Улыбнулся:

- В этой пьесе нет всем надоевших социальных мотивов. Реньяр, младший современник Мольера, остроумен и весел. И я хочу, чтоб начало сезона было веселым. Театр должен стать праздником!

Изящество Реньяра - в оформлении спектакля: легкие арки, освещенные фонарями, точеные фигуры скульптур, фонтан, украшенный купидонами, свободно свисающие ветви деревьев... В сценографии Надежды Стуканцевой чувствуется вкус Симоняна. Грациозны танцовщицы из труппы Евгения Богомолова. Эффектны костюмы, и что не менее важно, они не дешевы. Словом, сцена опровергает устоявшееся мнение о нашем театре как о чем-то нищем, убогом.

Разумеется, в этом постановщику помогла новая дирекция театра. Но и своим первым по возвращении в коллектив спектаклем "Мой бедный Марат", выступлениями в печати и на телевидении Симонян еще до открытия сезона сумел вернуть внимание Архангельска к театру. Появилась заинтересованность в деловых кругах. После премьеры актеры учтивым поклоном поблагодарили ОАО "Геолдобыча" за помощь в подготовке спектакля.

Эту премьеру запомнят многие... Три вечера подряд публика заполняла зал. Я была на первом спектакле. Яркая, радостная красота на сцене и - зрители в трауре. Присутствовала семья режиссера.

Такого единства в зрительном зале: общей скорби, общего понимания, что свершившееся - трагично, несправедливо, столь общей тревоги за театр не приводилось видеть и чувствовать никогда прежде. Как чутко воспринимали происходящее на сцене... Своим участием публика поддержала актеров.

И актеры сумели показать, что вместе с режиссером проделали огромную работу. Симонян создал ансамбль исполнителей, и каждый участник постановки предстал в новом свете.

В первую очередь это надо сказать о Константине Феофилове. Оказывается, он прекрасно чувствует себя в комедии, в костюмной роли... Его богач Альбер, опекун юной Агаты - порождение 18 века и одновременно узнаваем в наши дни. В Альбере сочетаются склонность к домашней тирании и собственная беззащитность, хамство и робость, хитрость и прямо-таки детская наивность. Он настолько не развит умственно и духовно, что порою его немного жаль... Актер не стремится комиковать в угоду публике, работает легко, без нажима. Для Альбера найдена выразительная пластика: мелкая, неловкая - кажется, что он все время топчется на одном месте.

Комедия Ж.-Ф. Реньяра несет в себе аромат 18 века, и при этом нарушает некоторые штампы своего жанра. Так, интрига движется к счастливому финалу благодаря находчивости не только слуг - так сказать, представителей народа, но и самих господ. Сыграть героиню пьесы Агату наверняка захотела бы каждая молодая артистка - Елена Смородинова прекрасно справилась с этой ролью. Вернее, в пределах одной роли создала разные характеры.

Интриговать, притворяться Агату вынудил опекун: в его доме она узница, а старик еще и надумал жениться на очаровательной девушке. По счастью, именно в это время возвратился из дальней поездки любимый ею Эраст. И Агата начинает борьбу с несносным опекуном - естественно, доступными ей средствами: методично инсценируют безумие.

В трансформациях Агаты режиссер и актриса демонстрируют бесконечную изобретательность. Вот она - гениальный музыкант, капризный баловень судьбы и публики, притворно уставший от славы. Речь - как волны вдохновения. Но вдруг умолкает, слегка откашливается, изящно сплевывает и небрежно поясняет: "В горле застрял диез..." Переполнен музыкой!

Наша публика тонко улавливает иронию. И особенно интересна Е. Смородинова в образе старухи, сведенной с ума собственными детьми. Седые, свалявшиеся пряди волос, за которые зацепилось нечто кружевное, в прошлом кокетливое. Шамкающая речь и нетерпеливые, визгливые интонации. Клюка и сборное тряпье на согнутом теле... Альбер окончательно сбит с толку, запуган - переживая муки скупости, он отдает мнимой страдалице деньги. Те самые деньги, которые так нужны Агате, чтобы вырваться из дома опекуна!

И артистка не упускает возможности блеснуть: когда Альбер отворачивается от старухи, тусклый взгляд ее вдруг становится молодым, веселым, Агата лукаво подмигивает залу, но Альбер вновь поворачивается к ней - и снова натыкается на тусклый старушечий взгляд. Все это длится несколько мгновений - и выполнено по-настоящему талантливо. Знакомая школа Эдуарда Симоняна...

Хороша Лизетта, служанка и наперсница Агаты. Постановщик и артистка Яна Бутенко внесли в трактовку образа интересный мотив: постоянно общаясь с госпожой, Лизетта естественно копирует повадки Агаты, и все же это пластика, манера поведения женщины, с детства много работавшей и не признающей правил светского салона. Проворная Лизетта умна, остра на язык, ей не надо притворяться безумной, чтобы выразить Альберу презрение, а в случае, когда старик проявляет непозволительные нежности, дать ему тумака.

Еще более изобретателен в кознях против Альбера слуга возлюбленного Агаты - Криспен. Я мало знаю артиста Арона Менца, видела его только в спектакле "Мой бедный Марат". Он вызывает симпатию: мужественный, спортивный легко движется по сцене, у него хороший голос.

Актеру явно нравится роль Криспена, мне даже показалось, что он нравится себе в этой роли, что также работает на спектакль. А. Менц награждает своего персонажа множеством забавных подробностей, создает характер активный, склонный к авантюре. И при этом публике импонируют мягкие интонации его голоса. Важно, чтобы актер, чувствуя симпатию зала, не "заигрывался" на сцене.

И, наконец, Эраст, горячо любимый Агатой. Артист Альберт Ямов в этой роли напоминает сегодняшних инфантильных мальчиков из интеллигентной среды: красивый, трогательно нежный... Не удивительно, что борьбу за счастье пришлось вести Агате и верным слугам.

Эдуард Симонян создал очень красивый, веселый спектакль. По окончании публика поднялась и долго, долго аплодировала. Кто-то за кулисами приметил по часам: аплодисменты длились 15 минут... Это были прощальные - исполненные благодарностью аплодисменты.

Нина ОРЛОВА.