Пресса Архангельской области
 


Архангельск
18 марта 2000 (50)
Юркин А.

Его душа витает над островом сокровищ

Владимир Воробьев - один из немногих российских режиссеров, кто сумел создать блестящие работы не только в театре, кино и на ТВ, но и, что особенно ценно, на эстраде. Как кинорежиссер он поставил фильмы "Чародеи", "Труффальдино из Бергамо", "Когда святые маршируют, "Свадьба Кречинского", "Приключения Капика и Вали"... Дела и учеба долго не позволяли мне поговорить с Воробьевым в спокойной обстановке. Но вот, наконец, это удалось.

- Владимир Егорович, целое поколение детей 70-80-х с удовольствием смотрело и продолжает восхищаться вашей киноверсией "Острова Сокровищ", где великолепный ансамбль актеров первой величины - Олег Борисов и Владислав Стржельчик, Николай Караченцов и Валерий Золотухин, Леонид Марков и Вия Артмане - создал образы романтических героев. Как вы пришли к идее этого фильма, как работалось с актерами, где снималась картина?

- Идею рассказать с киноэкрана о судьбе мальчишки, главного героя нашего фильма Джима Хоккинса, признаюсь честно, я вынашивал с самого детства, с того момента, когда прочитал этот увлекательный роман. В пору военного лихолетья, когда Ленинград был в тисках блокады, а я, семилетний мальчуган, стоял рядом со своим дедом у токарного станка на Кировском заводе, в минуты отдыха, жертвуя сном, упивался историей, рассказанной Стивенсоном. Книжку эту, подаренную отцом, погибшим в первые дни войны, я храню до сих пор. Уже тогда я "заболел" морем.

Прошли годы, я поступил вначале в судостроительный институт, который успешно окончил, а затем,в 1960 году, - в Московский государственный институт театрального искусства, решив связать свою судьбу с кино и театром. В 1982 году Госкомитет по ТВ и радиовещанию утвердил на киностудии "Ленфильм" мою постановку "Острова Сокровищ". Все три серии мы отсняли в рекордно короткие сроки - за девять месяцев. Из всего блестящего актерского состава особенно мне запомнились двое.

Первый - Федя Стуков, великолепно сыгравший роль Джима Хоккинса. В ту пору ему было 11 лет, и уже тогда он подавал большие надежды. Я очень рад, что его актерская судьба сложилась удачно - он закончил Щукинское училище по классу Владимира Этуша и, спустя 15 лет после "Острова...", появился в сериале "Петербургские тайны".

Настоящей отдушиной для меня на съемках был Олег Иванович Борисов, который со свойственной ему уникальностью создал образ предводителя пиратской шайки. Стивенсон изобразил в романе коварного и жестокого Джона Сильвера. А в борисовском Сильвере за всей беспощадностью очень уловимы мудрость и некая трогательность. Кажется, что герой Борисова идет к покаянию. А ведь так, собственно, и вышло. Когда Сильвер, сраженный ядовитой стрелой Бена Гана, погибает, то зрители - и маленькие, и взрослые - невольно сожалеют об этом. Кстати, после выхода фильма на экран я получил по этому поводу очень много писем. И это, на мой взгляд, высшая оценка игры актера.

Места съемок я выбирал сам. Снимали в Карелии, под Мурманском, в Ялте. Моим непременным условием, вопреки опасениям оператора, было требование съемок только на натуре. Лишь момент шторма мы снимали в бассейне.

Помните фрагмент, когда Сквайр Трелони, роль которого сыграл Стржельчик, гребет на шлюпке к острову Сокровищ. (Съемка, кстати, проходила в бухте у Ласточкиного гнезда). Трелони обстреливают пираты, шлюпка вот-вот перевернется. За веслами - Стржельчик. Оператор категорически отказывается садиться в лодку. Тогда я выталкиваю его и сажусь за камеру сам. Вижу испуг в глазах Стржельчика, приказываю ему продолжать грести. Справа и слева с соседних шлюпок его поливают водой, имитируя волны. Словом, ситуация приближена к экстремальной. И таких моментов во время съемок было множество.

- Владимир Егорович, даже сейчас, по прошествии многих лет, фильм ваш нельзя назвать декоративным. Там все натурально: море, фрегаты, характеры героев, сюжетные сцены...

- Спасибо, Саша, за добрые слова. Честно говоря, из всего, что я создал в кино, "Остров Сокровищ" я выделяю особо, отношусь к нему с особенной теплотой. Каждый герой его - мой любимый герой, они возвращают меня в детство.

Мой внук (сейчас ему шесть лет) всякий раз с удовольствием крутит этот фильм по видику, и когда видит там меня с прекрасным комедийным актером Георгием Штилем - мы с ним исполнили небольшие роли пиратов, то визжит и хохочет до слез.

- На протяжении трех десятилетий вы, Владимир Егорович, являетесь главным режиссером Театра музыкальной комедии. Расскажите о своих последних работах.

- В БДТ им. Товстоногова осуществил масштабную постановку пьесы Горького "На дне" с Олегом Басилашвили и Леонидом Неведомским в главных ролях. На сцене Александринского театра поставил пьесу "Хозяйка гостиницы", где главную героиню восхитительно играет Нина Ургант. В театре им. Комиссаржевской поставил моноспектакль для Михаила Козакова по мотивам романа Достоевского "Бесы". Только что завершил работу в Театре комедии над спектаклем "Ночь в Венеции" с Игорем Дмитриевым в главной роли.

- Что для вас театр?

- Мои 24 часа в сутках. Еали хотите, мой дом, моя самая большая радость. Любой человек должен жить в гармонии с внешним миром. Моя задача, как режиссера, чтобы в течение театрального действа человек чувствовал себя полноценным и как можно дольше в суете мирской старался сохранить в себе это состояние.

- Всегда ли комфортно работается с актерами? Ведь каждый из них индивидуальность...

- Давно известно изречение, что театральные актеры - "сукины дети". Они - люди одержимые, фанатично преданные своей профессии. Всю жизнь, без остатка, со взлетами и падениями, они отдают театру. И отношения между ними и режиссером должны строиться на взаимопонимании, подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Никаких других подходов, кроме преклонения перед трудом актера, для меня не существует. Как надо любить свою профессию, чтобы при мизерной зарплате оставаться в театре?! Это настоящий подвиг! Приведу лишь один пример. Оклад народного артиста России Олега Басилашвили в театре - 600 рублей. Можете себе представить, что тогда получают молодые актеры, выпускники театральных вузов?

- Владимир Егорович, связана ли как-то ваша творческая судьба с Севером?

- Не довелось, к сожалению, побывать в Архангельске, но много читал и знаю о богатой культуре вашего края. Помню, как в 1962 году, будучи студентом ГИТИСа, снимался в фильме "Браслет" в дуэте с выдающимися актерами Олегом Жаковым и вашим талантливым земляком С. Н. Плотниковым. Из уст Сергея Николаевича почерпнул девиз, которому следую всю жизнь: стремиться угадать в каждом человеке человечное.

Александр ЮРКИН.

От автора.

Воробьев предложил мне роль молодого влюбленного гусара, поручика наполеоновской гвардии в своей постановке "Дамы и гусары". 16 и 17 декабря состоялись первые сводные репетиции с Игорем Дмитриевым и Михаилом Светиным. На постановку спектакля было отпущено шесть месяцев. Был даже опрелен день премьеры - 15 июня 2000 года. 22 декабря на 10 часов утра была назначена репетиция в Театре комедии, но Владимир Егорович не пришел. Вечером мне позвонил Булатов и сообщил страшную весть о гибели Воробьева. Мы, оцепеневшие от ужаса, слушали скупой текст диктора в вечернем выпуске "Вестей": "...в Петербурге, в подъезде собственного дома, было найдено тело известного кинорежиссера Владимира Воробьева..." Далее следовал краткий перечень его кинофильмов. И все... И пустота.

В Питере идет тихое следствие, которому, наверное, не будет конца. У какого подонка поднялась рука? Будут ли найдены убийцы? И как все знакомо... Нелепость, совмещенная с ужасом. Цинизм, граничащий с безумием в моей стране.

Вновь проплывают в тумане моих воспоминаний кадры из фильма "Остров Сокровищ", и из далекого далека отчетливо слышу песню. В мягком душевном тембре исполнителя безошибочно узнаю голос Владимира Егоровича:

Плывут седые облака в лазури высоты, Я, как мальчишка, погружен в мечты, мечты. И, устрмляясь на ветру, Плывут кораблики в мечту. Они не в силах превозмочь Мощь, мощь, мощь...



Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->