|
Архангельск
18 марта 2000 (50) Юркин А.
Его душа витает над островом сокровищ
Владимир Воробьев - один из немногих российских
режиссеров, кто сумел создать блестящие работы не
только в театре, кино и на ТВ, но и, что особенно
ценно, на эстраде. Как кинорежиссер он поставил фильмы
"Чародеи", "Труффальдино из Бергамо", "Когда святые
маршируют, "Свадьба Кречинского", "Приключения Капика
и Вали"...
Дела и учеба долго не позволяли мне поговорить с
Воробьевым в спокойной обстановке. Но вот, наконец,
это удалось.
- Владимир Егорович, целое поколение детей 70-80-х с
удовольствием смотрело и продолжает восхищаться вашей
киноверсией "Острова Сокровищ", где великолепный
ансамбль актеров первой величины - Олег Борисов и
Владислав Стржельчик, Николай Караченцов и Валерий
Золотухин, Леонид Марков и Вия Артмане - создал образы
романтических героев. Как вы пришли к идее этого
фильма, как работалось с актерами, где снималась
картина?
- Идею рассказать с киноэкрана о судьбе мальчишки,
главного героя нашего фильма Джима Хоккинса, признаюсь
честно, я вынашивал с самого детства, с того момента,
когда прочитал этот увлекательный роман. В пору
военного лихолетья, когда Ленинград был в тисках
блокады, а я, семилетний мальчуган, стоял рядом со
своим дедом у токарного станка на Кировском заводе, в
минуты отдыха, жертвуя сном, упивался историей,
рассказанной Стивенсоном. Книжку эту, подаренную
отцом, погибшим в первые дни войны, я храню до сих
пор. Уже тогда я "заболел" морем.
Прошли годы, я поступил вначале в судостроительный
институт, который успешно окончил, а затем,в 1960
году, - в Московский государственный институт
театрального искусства, решив связать свою судьбу с
кино и театром. В 1982 году Госкомитет по ТВ и
радиовещанию утвердил на киностудии "Ленфильм" мою
постановку "Острова Сокровищ". Все три серии мы
отсняли в рекордно короткие сроки - за девять месяцев.
Из всего блестящего актерского состава особенно мне
запомнились двое.
Первый - Федя Стуков, великолепно сыгравший роль Джима
Хоккинса. В ту пору ему было 11 лет, и уже тогда он
подавал большие надежды. Я очень рад, что его
актерская судьба сложилась удачно - он закончил
Щукинское училище по классу Владимира Этуша и, спустя
15 лет после "Острова...", появился в сериале
"Петербургские тайны".
Настоящей отдушиной для меня на съемках был Олег
Иванович Борисов, который со свойственной ему
уникальностью создал образ предводителя пиратской
шайки. Стивенсон изобразил в романе коварного и
жестокого Джона Сильвера. А в борисовском Сильвере за
всей беспощадностью очень уловимы мудрость и некая
трогательность. Кажется, что герой Борисова идет к
покаянию. А ведь так, собственно, и вышло. Когда
Сильвер, сраженный ядовитой стрелой Бена Гана,
погибает, то зрители - и маленькие, и взрослые -
невольно сожалеют об этом. Кстати, после выхода фильма
на экран я получил по этому поводу очень много писем.
И это, на мой взгляд, высшая оценка игры актера.
Места съемок я выбирал сам. Снимали в Карелии, под
Мурманском, в Ялте. Моим непременным условием, вопреки
опасениям оператора, было требование съемок только на
натуре. Лишь момент шторма мы снимали в бассейне.
Помните фрагмент, когда Сквайр Трелони, роль которого
сыграл Стржельчик, гребет на шлюпке к острову
Сокровищ. (Съемка, кстати, проходила в бухте у
Ласточкиного гнезда). Трелони обстреливают пираты,
шлюпка вот-вот перевернется. За веслами - Стржельчик.
Оператор категорически отказывается садиться в лодку.
Тогда я выталкиваю его и сажусь за камеру сам. Вижу
испуг в глазах Стржельчика, приказываю ему продолжать
грести. Справа и слева с соседних шлюпок его поливают
водой, имитируя волны. Словом, ситуация приближена к
экстремальной. И таких моментов во время съемок было
множество.
- Владимир Егорович, даже сейчас, по прошествии многих
лет, фильм ваш нельзя назвать декоративным. Там все
натурально: море, фрегаты, характеры героев, сюжетные
сцены...
- Спасибо, Саша, за добрые слова. Честно говоря, из
всего, что я создал в кино, "Остров Сокровищ" я
выделяю особо, отношусь к нему с особенной теплотой.
Каждый герой его - мой любимый герой, они возвращают
меня в детство.
Мой внук (сейчас ему шесть лет) всякий раз с
удовольствием крутит этот фильм по видику, и когда
видит там меня с прекрасным комедийным актером
Георгием Штилем - мы с ним исполнили небольшие роли
пиратов, то визжит и хохочет до слез.
- На протяжении трех десятилетий вы, Владимир
Егорович, являетесь главным режиссером Театра
музыкальной комедии.
Расскажите о своих последних работах.
- В БДТ им. Товстоногова осуществил масштабную
постановку пьесы Горького "На дне" с Олегом
Басилашвили и Леонидом Неведомским в главных ролях. На
сцене Александринского театра поставил пьесу "Хозяйка
гостиницы", где главную героиню восхитительно играет
Нина Ургант. В театре им. Комиссаржевской поставил
моноспектакль для Михаила Козакова по мотивам романа
Достоевского "Бесы". Только что завершил работу в
Театре комедии над спектаклем "Ночь в Венеции" с
Игорем Дмитриевым в главной роли.
- Что для вас театр?
- Мои 24 часа в сутках. Еали хотите, мой дом, моя
самая большая радость. Любой человек должен жить в
гармонии с внешним миром. Моя задача, как режиссера,
чтобы в течение театрального действа человек
чувствовал себя полноценным и как можно дольше в суете
мирской старался сохранить в себе это состояние.
- Всегда ли комфортно работается с актерами? Ведь
каждый из них индивидуальность...
- Давно известно изречение, что театральные актеры -
"сукины дети". Они - люди одержимые, фанатично
преданные своей профессии. Всю жизнь, без остатка, со
взлетами и падениями, они отдают театру. И отношения
между ними и режиссером должны строиться на
взаимопонимании, подход к каждому должен быть сугубо
индивидуальным. Никаких других подходов, кроме
преклонения перед трудом актера, для меня не
существует. Как надо любить свою профессию, чтобы при
мизерной зарплате оставаться в театре?! Это настоящий
подвиг! Приведу лишь один пример. Оклад народного
артиста России Олега Басилашвили в театре - 600
рублей. Можете себе представить, что тогда получают
молодые актеры, выпускники театральных вузов?
- Владимир Егорович, связана ли как-то ваша творческая
судьба с Севером?
- Не довелось, к сожалению, побывать в Архангельске,
но много читал и знаю о богатой культуре вашего края.
Помню, как в 1962 году, будучи студентом ГИТИСа,
снимался в фильме "Браслет" в дуэте с выдающимися
актерами Олегом Жаковым и вашим талантливым земляком
С. Н. Плотниковым. Из уст Сергея Николаевича почерпнул
девиз, которому следую всю жизнь: стремиться угадать в
каждом человеке человечное.
Александр ЮРКИН.
От автора.
Воробьев предложил мне роль молодого влюбленного
гусара, поручика наполеоновской гвардии в своей
постановке "Дамы и гусары". 16 и 17 декабря состоялись
первые сводные репетиции с Игорем Дмитриевым и
Михаилом Светиным. На постановку спектакля было
отпущено шесть месяцев. Был даже опрелен день премьеры
- 15 июня 2000 года. 22 декабря на 10 часов утра была
назначена репетиция в Театре комедии, но Владимир
Егорович не пришел. Вечером мне позвонил Булатов и
сообщил страшную весть о гибели Воробьева. Мы,
оцепеневшие от ужаса, слушали скупой текст диктора в
вечернем выпуске "Вестей": "...в Петербурге, в
подъезде собственного дома, было найдено тело
известного кинорежиссера Владимира Воробьева..." Далее
следовал краткий перечень его кинофильмов. И все... И
пустота.
В Питере идет тихое следствие, которому, наверное, не
будет конца. У какого подонка поднялась рука? Будут ли
найдены убийцы? И как все знакомо... Нелепость,
совмещенная с ужасом. Цинизм, граничащий с безумием в
моей стране.
Вновь проплывают в тумане моих воспоминаний кадры из
фильма "Остров Сокровищ", и из далекого далека
отчетливо слышу песню. В мягком душевном
тембре исполнителя безошибочно узнаю голос Владимира
Егоровича:
Плывут седые облака в лазури высоты,
Я, как мальчишка, погружен в мечты, мечты.
И, устрмляясь на ветру,
Плывут кораблики в мечту.
Они не в силах превозмочь
Мощь, мощь, мощь...
| |