Пресса Архангельской области
   
Птица счастья
Птица счастья


Архангельск
24 марта 2001 (53)
Антонова Тамара

Кусты - под топор, землю - керосином

Все началось в 1998 году, когда мне удалось купить семь соток земли в одном из товариществ за Юросом. Покупку оформляла зимой, выбрав недорогой участок по объявлению в газете. По весне пришла знакомиться со своим приобретением и пожалела, что не взяла с собой валерьянку.

От увиденного защемило сердце: участок представлял из себя этакое болото, заросшее ивняком. Однако отступать было и стыдно, и поздно... Вооружившись топором, я целую неделю занималась вырубкой... Как говорится, щепки летели! Забыла про аппетит, про выходные и праздники - работа пошла. В результате ивняка на участке не стало. Но когда я занесла топор над тремя молодыми осинками, то услышала окрик соседей. Они сказали мне, что эти деревца вырубать нельзя - не к добру... А уж если они есть, то это хороший знак! Я послушалась этого совета.

Однако, борьба за светлое огородное будущее продолжалось. Мне предстояло справиться с болотом, по которому даже в резиновых сапогах было не пройти. Заказала я шесть машин с корой и почти месяц растаскивала ее по участку. Ту его часть, что повыше была, а значит и посуше, оставила под картошку.

Осушив участок (за два года кора перегнила), я поняла: на глине вырастить что-либо невозможно, нужны удобрения. Стала возить все пищевые отходы к себе на огород и сваливать в кучу. Замечу, что особенно хороша для глинистой почвы яичная скорлупа, стертая в порошок. Затем привезла целую машину навоза. И не жалею: теперь на моих семи сотках растет все!

Однако, поначалу доходило до смешного... Через дорогу от моего участка соседи сваливали все ненужное. Я заметила, что кто-то выкинул кусты смородины. Поскольку у меня еще не было такого добра, то я подобрала находку (кустов 20) и высадила на своей земле.

Примерно через три дня, когда я в очередной раз приехала на участок, меня осадили соседи. У меня ноги задрожали от грозного выражения их лиц. Опытные дачники буквально орали на меня, ругались, требовали убрать всю мою смородину до кустика и залить землю керосином. Под их строгими взглядами я выполнила сию директиву. И только потом они объяснили, что смородина, которую я подобрала на свалке, заражена какой-то болезнью. Через неделю добрые соседи подарили мне кусты со своих "плантаций", здоровые и во всех отношениях правильные. А я поняла, что учиться мне надо многому и не надеяться на русский авось. Надеюсь моя история поможет новичкам-дачникам избежать некоторых ошибок.