|
Архангельск
27 сентября 2002 (174)
Ярыгин Сергей Владимирович
"Почему бы и нет?" -сказали друг другу Алексей Григорьев и Кари Лайне
Баренц-региону десять лет
Да-да, время идет. Кажется, совсем недавно руководители
культуры севера Скандинавии, обсуждая проблему развития
межрегионального сотрудничества, открыли для себя, что на
севере Швеции, Финляндии и Норвегии ситуация в области
изобразительного искусства очень похожая. Художники этих
регионов пытаются выйти на контакты с коллегами, работающими
на юге стран, то есть в больших городах - традиционных
центрах культуры, но не знают художников, творящих совсем
рядом, за границей. Совет искусств Лапландии (его генеральным
секретарем является Кари Лайне) и Совет культуры Норботтена
решили, что для искусства не должно существовать границ.
- Договор в Киркинесе был подписан весной 1993 года, а осенью
Кари Лайне собрал художников из Финляндии, Норвегии и России на
Варангер-фьорде в Норвегии, - вспоминает Алексей. - Встреча
наша проходила в школе. Но началось общение вовсе не с
творческих планов. Дело в том, что в помещении, где мы
разговаривали, стоял телевизор, и по нему бесконечно
транслировался ход выборов в парламент Норвегии. Двое из моих
собеседников принадлежали к крайним течениям. Они буквально
обрушились на меня за то, что Россия пошла по...
капиталистическому пути развития!? "Вы продались за
кока-колу!"- кричали они. Между тем, эти ребята приехали на
встречу на роскошных джипах и привезли ту самую кока-колу. Я
как представитель "продавшихся" привез... водку и кильку. Одним
словом, я понял: чтобы нормально объясняться, надо срочно
вспоминать английский язык... Наконец от политических разборок
перешли к делу, обсудили предстоящие выставки. В частности
международный проект "Ковчег шести"...
За два года художники познакомились, сформировалась команда,
работающая над различными проектами и по сей день, следуя
основной идее - показать, что художники северных стран
интересны не менее столичных, а затем продвинуть их искусство в
Европу. "Мотором" этого процесса стал Кари Лайне.
Сейчас уже трудно вспомнить, сколько было за эти годы
персональных и групповых выставок. Для наших художников, к
примеру, открылась галерея Эркки Халвари в Оулу. Эркки -
инженер, он заработал достаточно денег и открыл частную
галерею. Сам он тоже творческий человек - занимается
скульптурой, пишет стихи... За эти годы в галерее прошла
целая серия выставок, показали свое искусство
А.Григорьев, Е.Зимирев, В.Видякин, А.Позднышев, Л. и Г.
Елфимовы, А. Мазурин... Сейчас в рамках дней Архангельска в
Оулу проводится выставка, в которой принимают участие
В.Беляев и Ольга Жаренова. Кстати, часть выставки Эркки
посвятил памяти Андрея Мазурина.
"Why not?"
Это было немного авантюрное предложение, поскольку музей Айне -
один из самых роскошных в Европе. История его создания такова.
Вели Айне - владелец крупного автомобильного и гостиничного
бизнеса, как и его отец, всю жизнь собирал картины финских
художников. Образовалась коллекция в несколько тысяч работ,
начиная с первой половины 19-го века. Айне создал специальный
фонд который заключил с городом договор на условиях, что Торнио
построит хороший современный музей с реставрационными
мастерскими, библиотекой, фотолабораторией, детскими студиями,
арт-кафе и, конечно, выставочными залами. Айне же передает
городу свою ценнейшую коллекцию. Она составила постоянно
действующую экспозицию. Но есть в музее и залы, в которых
выставки сменяют друг друга.
Дело в том, что Совет искусств Лапландии каждые два года
награждает специальной художественной медалью "Pro Arte
Lapponiae" творческих людей, внесших значительный вклад в
искусство и культуру региона. Вот такой медали Алексей был
удостоен, как первый иностранный художник в истории Лапландии.
Награда и стала поводом к приглашению художника. Григорьев
получил медаль под номером три, а награду под вторым номером
получил... Вели Айне. В 2000 году наш автор, будучи участником
первого российско-финского культурного форума в Хельсинки,
встретился с директором музея Айне, Вот тогда-то и было принято
решение сделать выставку.
На открытие экспозиции собралось сто человек. В музее Айне так
бывает далеко не на каждой выставке. Друзья нашего художника из
Оулу, Рованиеми и других городов прикатили за 300 километров.
Кари Лайне прочитал целый доклал о творчестве Григорьева.
Большой честью для нашего автора стало то, что на вернисаже
присутствовал сам Вели Айне. Он уже очень пожилой человек, ему
за 80 и передвигаться меценат может только на коляске. Но тем
не менее Айне отслеживает все начинания музея. Пообщаться
нашему художнику с ним не удалось, Айне только со стороны
наблюдал вернисаж. Зато очень много вопросов задавали финские
зрители.
Интересно, что на вернисаже нашелся художник, которого Кари
представил Алексею следующим образом: "Он - твой фан" ( по-
нашему - фанат). Алексей побывал в его мастерской, и общение
прошло не без пользы для финского автора.
Итак, Юри Аламякки ждал гостей. Друзьям по совместным проектам
было что вспомнить. И про свисток, и про то, как Юри в 1993-м
году, устав объяснять художникам, что такое Баренц-регион, взял
фломастер и очертил его территорию. "Нам для реализации нашей
задумки не нужны ни Осло, ни Стокгольм, ни Хельсинки, ни
Москва..."- сказал он. Годы совместной работы подтвердили это.
Сергей ЯРЫГИН.
Фото из семейного архива Григорьевых.
| |