|
Архангельск
4 октября 2003 (187)
Татьяна Рудная.
"Не могу жить без школы"
Осень дарит нам багрянец и золото листвы, яркие гроздья рябины, пушистый
ковер из листьев, шуршащий под ногами. Осенью мы отмечаем и два замечательных
праздника - День знаний и День учителя.
Среди педагогов есть люди, о которых можно сказать, что они - учителя от Бога. И
дело свое хорошо знают, и детей любят. К таким людям относится и Семен Ефимович
Глекель, преподаватель школы N 51, которая находится в Северном округе.
У Семена Ефимовича скоро юбилей. Ему исполнится 70. 51 год из них он отдал
педагогическому труду. Немало лет проработала учителем истории и его супруга -
Александра Николаевна, которая в течение девяти лет была директором средней
школы N 43. Перед тем как прийти в школу, Семен Глекель работал мастером
производственного обучения в детской трудовой воспитательной колонии. Школа N
51 открылась в 1975 году. Тогда же возникла идея оборудовать подвал под
мастерские. Семен Ефимович принял активное участие в их создании и обустройстве.
Для этого использовал никому не нужные, выброшенные на улицу детали. К примеру,
компрессор от холодильника. "Все, что вы увидите в мастерских, создано его
руками, - заметила о Семене Ефимовиче директор школы Татьяна Ларина. - Мальчишки
называют его своим любимым учителем. С благодарностью вспоминают о Глекеле и
вчерашние ученики, которые стали отцами и дедами. Семен Ефимович убежден, что
настоящий мужчина должен уметь построить дом. Ребята любят его уроки не только
за то, что постигают азы технологии, а за особую атмосферу, за настоящее
мужское воспитание, открывают в себе творческий потенциал, могут что-то сделать
собственными руками и увидеть результат своего труда. Семен Ефимович старается
передать детям свое мастерство. Ту же технологию можно преподавать, в точности
следуя планам и программам, а он все время ищет что-то свое. Это проявление его
яркой индивидуальности, которая сказывается и его манере учить детей. Глекель
ужасно не любит лень, цинизм, приспособленчество, стремление спрятаться за чужую
спину". Татьяна Александровна отметила, что Семен Ефимович с удовольствием
делится опытом и творческими секретами с коллегами: "Он всем рад, для всех
великое счастье, что рядом работает такой человек".
Директор школы провела нас в школьные мастерские, где мы встретились с Семеном
Ефимовичем и увидели многое из того, что сделано благодаря его труду. Стены
мастерской украшают работы учеников школы. Сразу бросаются в глаза красивые
разделочные досочки из дерева, которые украсят дом каждой хозяйки: в виде
медведя, который держит в лапах рыбу, или девицы-красавицы с ведрами в руках.
Но, пожалуй, самая яркая работа - с изображением Соловков. Этот подарочный
комплект сделал ученик 11-го класса и представил его учителю на экзамене по
труду.
Семен Ефимович рассказал, что мальчишки мастерят деревянные досочки, подставки,
шкатулки и другие изделия из дерева, а девочки, занимающиеся в центре
декоративно-прикладного творчества при школе, покрывают их лаком и расписывают.
Дети дарят ветеранам картины, созданные своими руками: девочки рисуют, а
мальчишки мастерят из дерева рамки. Вместе с ребятами учитель сделал 100 скамеек
для начальной школы. В мастерской "появляются на свет" и замечательные
деревянные игрушки. Многое из того, что делают ребята, идет на продажу, а на
вырученные деньги закупаются инструменты. Некоторые материалы (гвозди, клей,
резцы) Семен Ефимович покупает для ребят сам. "Я стараюсь, чтобы детям было
интересно", - говорит учитель. Если кто-то из мальчишек ленится, причина, по
мнению Семена Ефимовича, одна: у него не получается то или иное изделие. И
учитель уделяет такому ученику больше внимания, работает вместе с ним.
"Я не могу жить без школы, - замечает он. - Если не буду работать, то умру. На
производстве каждый день надо делать одни гайки. Это надоедает. А здесь мне
нравится, потому что работа творческая".
Труд этого замечательного учителя приносит радость и детям, и взрослым. С ним
приятно общаться и просто идти по жизни рядом: всегда даст хороший совет и
поддержит в трудную минуту. Побольше бы таких людей.
| |