|
Архангельск
13 марта 2003 (45)
Анатолий Беднов.
Сельдяной мыс - поморятам
Сегодня много говорят о возрождении поморских традиций. При этом понятие
"возрождение" толкуют обычно как ре-ставрацию духовной культуры, обычаев,
обрядов. Все это так, но нельзя забывать при этом о стержне хозяйственной,
материальной культуры поморов, коим испокон веку было мореходство. Для
воскрешения основы поморского бытия в 1994 году было создано Товарищество
северного мореходства, которое возглавил историк С. Морозов.
Около десятка юных архангелогородцев и соловчан постигают премудрости морской
науки. Запомнились ребятам яхтенные походы по Белому морю и экскурсии по
островам, тренировки и соревнования на Святом озере, впереди - Малая соловецкая
регата. За сезон 2002 года под вымпелом "СМК" совершено 14 переходов
протяженностью от 10 до 190 морских миль. Ребята повидали Двинской и Онежский
заливы, кемские шхеры, многочисленные острова. Особенно восприимчивы к новым
знаниям юные жители архипелага. "Вобще у островитян своеобразная психология, -
замечает яхтенный капитан Борис Николаевич Розов. - К ним нужен особый подход.
Ребята руководствуются не только принципом "делай, как я". Радость приносят
своими руками завязанный морской узел, зашитый парус, проложенный курс..."
Между тем у объединения юных мореходов масса нерешенных проблем. Финансовых и не
только. Крейсерская яхта "Ася", на которой днюют и ночуют (в буквальном смысле
слова - у мореходных классов пока нет своего угла на суше) юные поморята, 1974
года постройки - возраст для яхты почтенный. Рангоут, палуба требуют ремонта. А
комплект парусного вооружения стоит далеко за тысячу "зеленых". Напомню, что
мореходные классы - организация не коммерче-ская. В числе ее учредителей нет
крупных промышленных и предпринимательских структур. Нужны средства на оплату
двух-трех тренеров-воспитателей, ремонт материальной части судов,
командировочные расходы и т. д.
Ближайшая задача - передача организации части хозяйственных построек на
Сельдяном мысу для зимнего хранения и ремонта имеющегося флота. Сегодня
памятники архитектуры (причалы, здание салотопенного завода, шкотовый сарай,
другие постройки) не реставрируются. Нужно использовать эти сооружения,
восстановив их историческое назначение. Организовать в них ремонт, а в
перспективе и строительство парусных судов из традиционных для Севера
материалов. Чем не подспорье для островной экономики! Воспитанники мореходных
классов могли бы организовать вахту на причалах, принять участие в реставрации
строений, благоустройстве Сельдяного мыса. А для этого учредителям и
администрации Соловков следовало бы объединиться, содействуя своему юному
детищу.
| |