|
Архангельск
27 марта 2003 (65)
Андрей ГУЛЕЦКИЙ.
Рисунок - зеркало души
В психологической службе СГМУ совсем недавно завершился курс занятий с детьми
дошкольного возраста. Программа работы с малышами предусматривает применение так
называемой арттерапии.
А пробует ли ваш ребенок рисовать? Речь идет не об особом навыке, умении
показать перспективу, передать игру светотени. Маленькие дети, с точки зрения
взрослого, никогда не станут образцовыми живописцами, да это и не нужно. Как
считает сотрудник Института психологии и психиатрии СГМУ Елена Бочарова,
проводить уроки рисования нужно как можно раньше. Как только малыш научился
держать в руках кисточку или карандаш, значит, пришло время начинать. Причем
рисунки должны быть двух типов.
При проверке готовности к обучению в школе используется специальный тест. Малышу
предлагают изобразить, скажем, мужчину. И по тому, насколько фигура узнаваема,
определяют, сформирован ли у ребенка понятийный аппарат. Кроме того, в детском
саду, а затем и в школе есть уроки рисования, на которых детям ставят оценки за
их работы. Ребята-интеллектуалы будут чувствовать себя не очень комфортно,
получая по рисованию тройки.
По тому, что и как ребенок нарисовал, можно судить о его душевном состоянии в
настоящий момент. Если у родителей вызывает беспокойство содержание рисунков,
нелишне, может быть, обратиться к психологу, хотя на основании одного-двух
изображений даже специалист не сделает однозначного вывода - нужна целая серия.
И уж совсем не о чем говорить, если рисунков вообще нет, хотя и сам по себе этот
факт внушает беспокойство.
Рисование, кроме всего прочего, эффективный способ обрести взаимопонимание. В
психотерапевтической практике Елены Бочаровой был такой случай. Маленький
мальчик никак не хотел идти на контакт. В течение целого часа занятий он стоял в
углу и молчал. Ну что тут поделаешь? Пришлось Елене Алексеевне самой взяться за
карандаш. Детское любопытство неистребимо, ребенок стал проявлять интерес. И
так, постепенно, он начал рисовать и в конце концов вступил в разговор.
Увлекшись чем-либо, даже взрослые забывают об аккуратности. Что же говорить о
детях. Перепачканные в краске руки и одежда, сломанные карандаши, разбросанная
бумага - все это поначалу вызывает раздражение. Но ведь для рисования можно и
переодеться, и специальное место определить. Повторюсь, для ребенка 3-5 лет это
единственный способ проявить себя. Если в данном возрасте не предоставить ему
возможности самовыражения, то, кто знает, может быть, он никогда и не станет
самостоятельным человеком, постоянно опасаясь критики со стороны окружающих.
Посидите вечер с ребенком, порисуйте вместе с ним. Как знать, может быть,
удастся вспомнить собственное детство, успокоиться, отвлечься от суеты, а
главное - лучше узнать своего ребенка. В конце концов не только еда и одежда
нужны человеку, а телевизор и компьютер никогда не заменят живого общения.
| |