Пресса Архангельской области
 


Архангельск
13 мая 2003 (94)
Андрей ГУЛЕЦКИЙ.

Последний трамвай

Как в нашей газете уже сообщалось, по распоряжению мэра города на Троицком проспекте прекращается трамвайное движение. В воскресенье по маршруту 1 прошел последний вагон.

Все на земле имеет свой срок. Пришло, видимо, время и для архангельского трамвая. Чуть больше месяца не дожил старейший в городе трамвайный маршрут до своего 87-летия. Впервые о трамвае в Архангельске заговорили в 1896 году. Однако в то время запуск нового вида транспорта сочли нецелесообразным. С началом Первой мировой войны многое изменилось. Из захолустья Архангельск вновь превратился в крупный морской порт. Сюда съезжался мастеровой люд, военнослужащие, резко возрос объем грузовых перевозок. Тогда-то и было принято решение о строительстве городской железной дороги. При условии, что для большей безопасности деревянных строений движение будет осуществляться на электрической тяге. По этой причине в 1915 году соорудили первую в Архангельске городскую электростанцию. И вот произошло долгожданное событие, информация о котором была донесена до нас не без участия газеты "Архангельск". В одном из июньских номеров за 1916 год сообщалось об открытии в городе регулярного трамвайного движения по Троицкому проспекту между улицами Урицкого и Суворова.

Время стало другим, темп жизни возрос, и кто-то решил, что наши трамвайчики не вписываются в интерьер современного города. Водители трамваев считают, что происшедшее - результат политических интриг. Налицо лоббирование интересов владельцев частных автобусов. Это субъективное мнение. Но, согласитесь, странно, почему столь важный вопрос не выносился на обсуждение общественности?

В последние годы условия, в которых работает трамвайно-троллейбусное предприятие, становятся все сложнее. Самые современные трамваи были закуплены в 1992 году, ими оказались двадцать вагонов марки ЛМ-93. По утверждению тех же водителей, как раз эти трамваи разбили железнодорожное полотно из-за своей большой массы и жесткости хода. В городской администрации решили проблему радикально, вообще изгнав трамваи с Троицкого проспекта.

Трамвайно-троллейбусное предприятие убыточно и уже давно испытывает острый дефицит денежных средств. С трудом удается производить текущий ремонт, а об обновлении парка приходится только мечтать. Похоже, городские власти пустили ситуацию на самотек, дожидаясь, пока трамваи тихо отживут свой век.

Впрочем, править тризну по нашим трамваям еще рано. Хотя "тройка" и "четверка" закрыты уже давно, маршрут N 2 у нас еще сохранился. Интервал его движения сократился до трех минут. Как сказал главный инженер трамвайно-троллейбусного предприятия Анатолий Липатенков, количество выходящих в рейс вагонов уменьшилось с 31 до 27. Сокращение произошло благодаря ликвидации спаренных трамваев, теперь ходить будут лишь одиночные. Поэтому никаких увольнений не запланировано. Впрочем, работники предприятия настроены все же пессимистично. Второй маршрут менее популярный, выручка станет меньше, убытки возрастут. Короче, дни трамвая сочтены.

Кроме доводов сугубо материального плана, есть еще и культурно-исторические, если хотите, душевные. Ведь наряду с Гостиными дворами и музеем деревянного зодчества архангельский трамвай давно стал визитной карточкой областного центра. Оказавшись частью повседневности, он так мало обращает на себя наше внимание. А ведь немного в России сыщется городов, в которых бы трамвайное движение оставалось действующим на протяжении уже почти девяноста лет. Хотим мы того или нет, но эта наша история, мостик из прошлого в настоящее.

Попрощаться с трамваем на Троицком специально собрались бывшие на выходном водители. Вспоминали былое. Оказалось, что для многих архангельский трамвай стал частью личной, семейной истории.

Мнения пассажиров о судьбе последнего трамвая разделились. Но как знать, возможно, в недалеком будущем люди специально придут посмотреть на уцелевший трамвай, прокатятся просто так, удовольствия ради, вспоминая былое. Поторопись, горожанин! Время неумолимо, и, может быть, вскоре Архангельск вообще останется без трамвая.

Андрей ГУЛЕЦКИЙ.



Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя