Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/07/12/1058010900-2.shtml>"На перекрестке почтовых трактов"

2003/07/12/1058010000-2.shtml>Праздничный звон Олега Юнина отразился в озере, как в зеркале

2003/07/12/1058009100-2.shtml>Малые гранты "Евразии" могут получить и бизнесмен, и управленец

2003/07/12/1058008200-2.shtml>450 - мало, 600 - много?

2003/07/12/1058007300-2.shtml>Фестиваль шагает по стране

2003/07/12/1058006400-2.shtml>Два дома на две улицы

2003/07/12/1058005500-2.shtml>Закрыты первые траншеи с силосом

2003/07/12/1058004600-2.shtml>Прогадала 12 тысяч

  

Архангельск
16 мая 2003 (97)
Михаил ПОПОВ.

Русские солдаты

В детстве мне нравилось сидеть на коленях у отца и деда. Нравилось играть висевшими у них на груди медалями. Потом я те награды пересчитал. У деда было на одну больше. "Так ведь дед-то три войны прошел, а я всего одну", - ответил мне отец. Одна медаль у деда заметно отличалась от других - то был Георгиевский крест, полученный еще в 1914 году.

Дед Никифор родом из деревни Чубола, что под Архангельском, из семьи поморов. Там все занимались рыболовством, держали коров, лошадей, поэтому сызмала он был проворным и работящим. Послужить на благо царя и Отечества призвали его в Первую мировую. Служил в артиллерии, которая тогда была на конной тяге. С лошадьми управлялся так, что ему не было равных, через них и получил Георгиевский крест еще в начале войны. А случилось это так. Немцы наступали, наши артиллеристы оказались в окружении, орудия были разбиты. Выходили из окружения группами. Пятеро солдат, среди которых был и мой дед, пробирались к своим лесом. Вышли на опушку, впереди виднелась небольшая деревушка, около домов сновали немецкие солдаты. Немецкая пушка, запряженная тремя парами лошадей, была уже подготовлена к походу, около нее копошился солдат, закрепляя на лафете ящики со снарядами. Тут у Никифора созрел план. Он ползком подкрался к орудию (немецкий солдат куда- то ушел). Лошади не выдали, приняли за своего. Пристроившись между первой парой лошадей, почти шепотом их понукнул, те медленно тронулись с места, таща за собой тяжелое орудие.

Позднее, так уж получилось, Никифор попал в плен. Поскольку Германия еще не была фашистской, то к пленным относились более-менее хорошо. Пленных распределили на хозяйственные работы. Никифора приметил и взял к себе фермер. Он пришелся ко двору - молодой, крепкий, с деревенской закалкой, да еще гармонист. Фермер не обижал, обедать садил за стол вместе со своей семьей, которая состояла из него самого, жены и трех незамужних дочерей. Больше года прожил Никифор у фермера, стал в семье как родной. Потом начался массовый обмен пленными, дошла очередь и до Никифора. Фермер уговаривал: оставайся, любую дочь в жены отдам, живи у нас. Не остался. Расставались со слезами.

Подъезжая на грузовике к знакомому дому, Никифор про себя размышлял: если хозяева живы, то им уже за 80, старые люди, - не узнают. Ведь и у него самого голова седая. Но на крыльцо вышел хозяин, за ним его жена - та первая узнала бывшего работника. Все трое прослезились. Бойцы, что приехали вместе с дедом, лишь недоуменно переглядывались меж собой. Позднее, уже за столом, Никифор им объяснил, что тридцать лет назад, находясь в плену, он здесь жил и уж очень ему захотелось вновь встретиться с этой семьей. За столом сидели и три хозяйские дочери. Как и тридцать лет назад, старый фермер сказал, мол, оставайся, Никифор, любую дочь за тебя отдам. Они все вдовые, их мужей война унесла. Никифор опять отнекивался: "Жена ждет, да и трех своих дочерей поставить на ноги надо". Повезло деду Никифору - три войны прошел, остался жив, за все время на войнах не то что ранения - ни одной царапины не получил. Вот уж точно в рубашке родился.

Иная военная судьба выпала отцу. ...Батальон молодых, наспех обученных солдат, шагал на фронт, до которого была сотня километров. Вдруг немецкие самолеты вынырнули из-за облака, и началось! Колонна - врассыпную, но местность открытая, спрятаться некуда. Когда самолеты, отбомбившись, улетели, раздалась команда: "Становись!" Треть батальона так и осталась лежать на земле. Отцу повезло - слегка ранило.

Тут из домика напротив вышла старушка и молча начала обходить солдат. Она останавливалась, покачивала головой, глядя на служивых, и шла дальше. Проходя мимо Геннадия, пристально на него посмотрела и негромким голосом сказала: "Не волнуйся, сынок, вернешься домой, дождется тебя мать, и будешь жить до глубокой старости". Слова старушки отец запомнил на всю жизнь и с этого момента перестал бояться смерти.

Мать не вышла на крыльцо встречать сына - вот уже несколько месяцев она лежала больная. На фронт сыну об этом не писала, не хотела расстраивать. Но все-таки дождалась. Наступила мирная жизнь. "Как, сынок, мы с тобой будем картошку копать, оба на ногах не стоим", - завела разговор мать. "Сейчас это уже не твои заботы, мать, руки-то у меня есть", - ответил сын. Нашел старую телогрейку, оторвал рукава, натянул на ноги, обмотал клеенкой, сделал покороче черенок у лопаты. И так на коленях целый месяц по полю ползал. Помогли соседи - уносили с поля корзины с картошкой. Родная земля словно придала силы, вскоре встал солдат на ноги, отбросил костыли. Потом сел за баранку грузовика и не расставался с ней сорок лет. Прошло полвека со Дня Победы. Оставшийся в голове осколок все чаще причинял боли. Пришлось делать операцию. Хирург вернул осколок: "Возьми на память". Отец улыбнулся: "Если бы я все осколки, которые у меня вытащили, брал на память, то тяжело было бы таскать вещмешок".

Этот год для нас юбилейный: деду - 110, отцу - 80, мне - 50, а сыновьям 40 - на двоих.



Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Вельск-инфо
Вельские вести
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимое обозрение - Архангельск
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь