Архангельск
30 сентября 2004 (181)
Олег КИСЕЛЕВ.
Лимит на льготников
Сегодня основная проблема муниципального транспорта - выпадающие доходы за
перевозку пассажиров льготных категорий. Причем сумма долга, по словам
директора АПАП-1 Александра Аншукова, продолжает увеличиваться. Вот как
прокомментировал создавшуюся ситуацию Александр Николаевич.
-На оставшиеся до конца года месяцы нашему предприятию установлен лимит на
перевозку льготников. Мы приняли все возможные меры для сокращения своих
расходов. К сожалению, вынуждены были сократить и объемы предоставляемых льгот.
Нашему предприятию это невыгодно: чем меньше мы выполняем перевозок, тем выше их
себестоимость. И в прошлом, и в нынешнем году АПАП-1 наращивало объемы
перевозок. Все наши программы обновления подвижного состава, лизинговые схемы
были построены с учетом того, что нам заплатят за перевозку льготных пассажиров.
Однако сейчас введены ограничения...
- Какими маршрутами пришлось пожертвовать?
- К сожалению, мы были вынуждены сократить дачные и часть городских
нерентабельных маршрутов. Частично объединили первый и девятый маршруты. Теперь
автобус N 9 следует по Троицкому проспекту и Воскресенской. А поскольку здесь
же работает 54-й, то получается, что Троицкий мы закрыли автобусами, где есть
льготы.
- Александр Николаевич, насколько велик долг властей вашему предприятию?
- За перевозку льготников администрация области должна нам более сорока
миллионов рублей. В августе нам заплатили пять с половиной миллионов, в сентябре
денег пока не поступало. Тем временем дорожает топливо, растут долги по
запчастям, сокращаются объемы междугородных перевозок.
- Финансовая проблема не единственная, которая волнует вас как руководителя?
- Очень беспокоит организация работы пассажирского автотранспорта. Порою
предприниматели открывают новые маршруты без разрешения органов местной власти.
Не согласовывают они и расписание движения. Процесс этот, к сожалению, никем не
контролируется. Такого на рынке пассажирских перевозок быть не должно, поскольку
основное здесь - безопасность движения.
Пора бы задуматься и об экономике. И областной бюджет, и муниципальные не
получают тех налогов, которые могли бы быть при упорядоченной деятельности
автоперевозчиков. Количество маршрутов и работающих на них автобусов должно
регулироваться властями.
- В связи с закрытием трамвайного маршрута N 2 АПАП-1 выделило дополнительные
автобусы для перевозки пассажиров по Ленинградскому проспекту...
- Мы представили на согласование паспорт и расписание маршрута N 43 от
силикатного до главпочтамта. Расписание составлено на пять автобусов, но реально
мы можем выдать только три. Кто будет выделять дополнительные, этот вопрос,
очевидно, следует адресовать управлению транспорта и связи мэрии. Кстати, по
данным недавнего обследования, выяснилось, что в автобусах 43-го маршрута
оплачивают проезд всего 15 процентов пассажиров, остальные - льготники. То есть
маршрут этот абсолютно убыточный. Для того чтобы на нем что-то заработать, надо
сократить интервалы движения, увеличив количество автобусов. Сегодня мы этого
сделать не можем из-за нехватки водителей и машин.
- Однако в ряде местных СМИ прошла информация, что архангельские транспортные
предприятия ожидают из Москвы поступления десяти автобусов. Семь из них
предполагается направить по 43-му маршруту...
- Когда мы ездили в Москву смотреть эти автобусы, то рассчитывали, что ими
заменим старые машины, работающие на других маршрутах. ЛиАЗы, расходующие много
топлива, надо заменять на более современные экономичные модели. Теперь же
городское управление транспорта и связи собирается поставить эти автобусы на
обслуживание 43-го маршрута. Необходимо учитывать, что эти машины уже не новые и
им нужен соответствующий ремонт и обслуживание.
- Изменение маршрута N 54 тоже связано с тем, что нужно закрывать Ленин-
градский?
- Посмотрев загрузку первых рейсов 54-го по новому маршруту, мы пришли к выводу,
что решение было принято правильное. Возможно, к двум утренним рейсам добавим
еще один.
- Одна из самых злободневных проблем - обновление автопарка. Насколько успешно
вы ее решаете?
- Недавно получили по лизинговой схеме два новых автобуса. Один из них уже
работает на девятом маршруте, другой - на пятнадцатом. Дальнейшие поставки машин
зависят от свое-временного перечисления средств нашим предприятием.
- В этом году АПАП-1 открыло три новых маршрута. Последует ли продолжение?
- Сейчас уже начался спад. Пока еще пенсионеры возвращаются в город из сельских
районов на автобусах междугородных маршрутов, но чем ближе к зиме... Поэтому
дополнительные рейсы мы убрали. Скоро будет работать через день маршрут Плесецк
- Конево. Не исключено, что зимой сделаем маршрут на Онегу. Если говорить о
междугородных маршрутах в целом, то останутся только те, где есть зимняя дорога.
Основная же работа в это время года для нашего предприятия - в городе.
- Грядущая монетизация льгот как-то отразится на работе АПАП-1?
- Ожидаем значительного снижения количества пассажиров-льготников. Например,
раньше они ездили в Шенкурский район и обратно бесплатно. Между тем стоимость
билета в одну сторону - 300 рублей. После замены льгот деньгами люди сократят
свои поездки. Это поставит перед нами задачу по реструктуризации наших
маршрутов, иначе мы потеряем рентабельность. Сейчас работаем над повышением
комфортности автобусов, обслуживающих междугородные направления, и думаю, что
пассажиры это уже заметили.
|