|
Архангельск
21 апреля 2006 (70)
Алексей Шептунов
Евгений Зимирев: "Слово "рисунок" - мужского рода!"
Недавно указом Президента России известному архангельскому художнику Евгению
Зимиреву было присвоено звание "Заслуженный художник России". Мы сидим с
Евгением Николаевичем в его мастерской с видом на город на девятом этаже
большого дома в привокзальном районе среди творческого хаоса из уже готовых и
еще не завершенных работ, окурков, книг, икон и фотографий на стенах. Беседуем о
линиях на бумаге, превратившихся в линию жизни.
- Евгений Николаевич, когда рисование вошло в вашу жизнь и сколько прошло
времени до того момента, когда вы осознали, что хотите всю ее посвятить этому
делу?
- Рисовал сколько себя помню! Мой отец, военный инженер, всячески поддерживал во
мне эту страсть, сохранил все мои рисунки, их очень много, и самый первый,
нарисованный, наверное, в двухлетнем возрасте, если не раньше. Сначала рисовал
пером - мне очень нравилось, как оно скользит по бумаге, все эти ощущения: Схожу
в кино - и рисую по фильмам. Лет в двенадцать, с подачи отца, с обычных чернил
перешел на тушь. Года за два до школы начал ходить в изостудию Дворца пионеров,
где моим учителем был Иван Эдуардович Буржинский. Я рисовал буквально запоем. В
общем, у меня с детства не было никаких сомнений относительно того, кем я хочу
стать, чем заниматься в жизни. Единственным искушением после школы стал
театральный институт - я был участником школьного театра, с которым мы часто
занимали первые места в городских конкурсах самодеятельных театров. Но потом
пришлось выбирать что-то одно. Я выбрал живопись и об этом ни разу не пожалел!
- Каждый художник по-разному определяет для себя творчество. В чем философия
вашего?
- Для меня рисунок - это бесконечность. Он постоянно развивается, движется
вперед, и я вместе с ним. При этом иногда чувствуешь себя просто беспомощным.
Сложно нарисовать так, чтобы потом сказать самому себе: удалось! Ну, может, раз
в десять лет. Вообще, искусство - это соединение воедино чувства, знания и
умения. Причем я часто думаю о том, что слово "рисунок" - мужского рода, в
отличие от таких видов искусства, как скульптура, живопись, керамика и так
далее. Рисунок движим желанием создать нечто выразительное, но минимумом
средств, хотя при этом иногда приходится вкладывать максимум сил. Как-то видел в
Эрмитаже около сорока мало отличающихся друг от друга рисунков Матисса, все они
изображали одну и ту же голову с одного примерно ракурса - человек искал
качество! Рисунок мобилен, его можно создать за несколько секунд, и будет он не
менее выразительным, чем большое полотно. Даже набросок имеет свою ценность,
это, по сути, просто краткий рисунок - если это, конечно, не "выбросок".
- Можете назвать какие-то близкие вам в изобразительном искусстве явления?
- Мне нравится русское искусство начала ХХ века - Врубель, Суриков, Серов,
Репин, Бенуа, то, что потом переплавилось в более авангардные формы. Люблю
авангард за то, что он освежает, дает то, что я пока не знаю. Хотя сейчас под
авангардом зачастую понимают не то, что идет впереди остального, а вещи, тысячу
раз виденные, в которых прослеживаются очевидные отсылки к творчеству
предшественников. Мне нравится иконопись, - это такой язык, который так просто
не поймешь, ведь отбор в этом искусстве шел две тысячи лет, с трудом и молитвой.
Очень люблю творчество Дмитрия Митрохина, он рисовал всю жизнь, участвовал еще в
выставках "Мира искусства", а лучшие свои работы создал в возрасте 92-х лет! В
1970-м я даже участвовал с ним в одной выставке в Русском музее, его последней
выставке.
Не приемлю в творчестве фальшь, вранье, а еще есть такая характеристика, как
слащавость. Это означает наличие лишь внешнего сходства, когда художник создал
что-то, но не попал, упустил что-то очень важное, присутствует лишь желание что-
то показать, но нет достойного решения.
- У вас были совместные проекты с джазовыми музыкантами:
- Считаю, что джаз очень близок современной графике, я полюбил эту музыку с того
момента, как услышал. Импровизация близка мне по натуре - например, при
рисовании обычно не срезаю случайные кляксы, а ввожу их в композицию. В этом
намного больше жизни, раскрепощения! Мы до сих пор много общаемся с известным
барабанщиком Владимиром Тарасовым, который сейчас живет в Литве. Кстати, в
детстве он тоже ходил в тот же кружок рисования, что и я, но он человек ритма,
увлекся барабанами, и слава о нем пошла сразу по всему Дворцу пионеров. А сейчас
он, помимо музыки, снова занялся рисованием, даже выставлялся в Русском музее.
- Мое знакомство с вашим творчеством началось когда-то с книги "Мастер и
Маргарита", для которой вы делали иллюстрации.
- Мои иллюстрации к Булгакову появились с подачи Димы Трубина, который тогда был
главным художником издательства. Он и предложил мне сделать иллюстрации к Ильфу
и Петрову, а также "Мастеру и Маргарите". Сейчас бы, наверное, уже не отдал!
(смеется). До этого у меня уже были рисунки к этой книге, что-то даже имел
наглость выставлять. Мне дали на работу два месяца, я пошел в библиотеки,
архивы, чтобы узнать больше про писателя, внимательнее вчитался в текст.
Получилось вроде терпимо, но я не совсем удовлетворен этими иллюстрациями, ведь
сразу не всегда попадешь. Наверное, еще года четыре спустя рисовал Маргариту,
что называется, вдогонку, настоящие образы стали приходить лишь потом: А вообще,
я нарисовал иллюстрации более чем к 50-ти книгам, какие-то из них уже вышли,
какие-то - нет. Очень нравится это делать, сейчас вот читаю Гоголя, "Невский
проспект", и рисунки стали рождаться сами собой. Настолько современная вещь,
настолько здорово написана!
- А как вам недавняя экранизация "Мастера и Маргариты"?
- Не видел я ее! Я телевизор вообще очень редко смотрю, лучше пойти книжку
почитать. Один раз была даже такая мистическая вещь: пришли как-то друзья, сидят
смотрят телевизор. Я прохожу мимо, спрашиваю их: что, хорошее кино? А из
телевизора мне отвечают: кино хорошее! Случайно, конечно, но вот так совпало.
Впрочем, это далеко не единственный мистический случай в моей жизни. Например, я
несколько раз видел НЛО, причем очень явно, в Польше, да и в самом Архангельске,
году в 1976-м. Мои друзья обычно говорят, что все художники видят НЛО, потому
что на небо много смотрят! А однажды был такой случай. Я проснулся ночью в
глухой лесной деревне на севере Кировской области - сказочные места! Я увидел
образ и понял, что не выживу, с ума сойду, если не воплощу его, причем
почувствовал, что нарисовать его мало. Взял топор, пошел в лес и вырубил из
дерева лицо. Начал утром, закончил вечером: Отец сказал потом, что оно было
похоже на лицо его брата, который жил в этих местах. Вообще я верующий человек,
а мистика - это ведь лишь непонятая реальность.
- Как вы оцениваете современную культурную среду Архангельска?
- Думаю, что культурные традиции города продолжают жить в том, что делают
художники, в том числе и молодые, театры, музыканты. Мне очень нравится,
например, то, что делает гитарист Тим Дорофеев. По возможности хожу на выставки
и концерты и стараюсь рисовать там. На этноджаз-фестивале во время концерта я
сидел у сцены и рисовал, но зрительный ряд настолько поглощает, что отключаешься
от музыки. Ведущий фестиваля Алексей Баташов, которому я рассказал про это,
выразился очень точно: кожи не хватает!
- Чем вы занимаетесь сейчас?
- Не люблю говорить о планах, но последнее время снова очень заинтересовался
скульптурой, которой занимался еще в училище. Эта очень сложная вещь, считаю,
что она помогает углубить рисунок. Сейчас, наверное, раз в десятый перечитываю
книгу Родена. Мне очень нравятся низкие рельефы, такие, как у итальянского
скульптора Манцу - это некий синтез рисунка и скульптуры.
Досье
Евгений Николаевич Зимирев родился 3 марта 1948 года в Архангельске. С семи лет
посещал изостудию городского Дворца пионеров. С 1964 года учился в Ярославском
художественном училище, где его учителем был, в частности, Валентин Леонтьев -
ученик Павла Филонова. Окончил училище в 1968-м с отличием. В 1968-1969 годах
работал художником-постановщиком в Архангельском театре кукол, с 1969-го -
художник-оформитель Архангельского отделения Художественного фонда РСФСР. В этом
же году участвовал в зональной выставке "Советский Север" в Петрозаводске,
иллюстрировал свою первую книгу - детскую (затем были "Пелагея и Алька"
Абрамова, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "12 стульев" Ильфа и Петрова и даже
Библия). С 1973 года - член Союза художников СССР, с 1979-го по 1981-й
преподавал в архангельской детской художественной школе N 1. В 1983 году прошла
его первая персональная выставка, за которой следуют множество других
общероссийских и зарубежных выставочных проектов. В 1988 году участвовал в
съезде "Мемориал" (Сахаровский съезд), в Москве в качестве делегата от "Партии
зеленых". В 1991-м принимал участие в экспедиции к берегам Аляски на парусном
судне "Помор". Работы Евгения Зимирева находятся в музеях и частных коллекциях
России, Германии, Франции, Швеции, Англии, США, Польши и других стран.
Беседовал Алексей Шептунов
| |