Пресса Архангельской области
 


Авангард
30 мая 2007 (41)
Инф.

Из ряда - вон:

Однажды на городском рынке появилась женщина-продавец, которая одним общением с покупателями притягивала их к своему прилавку как магнит

Рядом - те же фрукты, овощи, зелень ... и никакой очереди, а люди всё-таки выстраиваются к ней. Послушаешь, как она разговаривает с ними, и кажется, что знает буквально всех. До неё, покупая, допустим, яблоки, няндомцы просто тыкали пальцем: мне "этих", а "тех" не надо, взвесьте красненьких. А у неё на ценниках обозначены сорта, да ещё сама чуть не каждому объясняет, какие они разные на вкус. Не устаёт разговаривать, спрашивать, предлагать, объяснять. И всё с улыбочкой, по-доброму. Расторопная, догадливая, услужливая, живая, памятливая - ну как тут пройти мимо!..

Откуда такая? По виду, кажется, из наших краёв, а по говору, похоже, откуда-то "с югов": Так оно и есть. Родилась на станции Лельма. Окончила десятилетку в Шалакуше, на продавца выучилась в Шожме, а замуж вышла за украинца из Черновцов, он у нас служил в армии. И если б не перестроечные катаклизмы, произошедшие во всём бывшем Союзе, то приезжала бы она на родину лишь погостить, но укоренилась бы в том тёплом и благодатном краю.

Там, живя в селе, в трёх километрах от райцентра, они с мужем начали строить свой дом. Развели сад и огород площадью в полгектара, держали большое хозяйство, где были и крупный рогатый скот, и поросята, и птица. Марина Владимировна Наумова, так зовут нашу героиню, успевала ещё работать на швейной фабрике в райцентре. В их коллективе был свой "интернационал": русские, евреи, украинцы, и со всеми она ладила, находила общий язык. В Харькове закончила заочно институт, получила специальность бухгалтера. Для строительства требовались немалые средства, и они с мужем нанимались на сезонные сельскохозяйственные работы, где вкалывали от зари до зари, до седьмого пота.

Жизнь складывалась более-менее нормально, хотя всё время приходилось крутиться, ведь прежней стабильности в стране не было. Но у них уже стояли и дом с пристройками, и сад с виноградом и черешнями подрос, и сына с дочкой воспитывали. Уже и сама Марина выросла до начальника почты, но тут скоропостижно умер муж...

На все про всё оставалась её небольшая зарплата да ещё то, что удавалось выручить на местном рынке со своего подворья. Продолжался распад предприятий и богатейших ранее колхозов, совхозов, семье грозила нужда, а детишек надо было поднимать. Однажды знакомые взяли Марину на рынок в Киев. Поторговав там недели две, она поняла, что может заработать здесь намного больше, чем дома. Сняла квартиру и с головой ринулась в эту рыночную экономику. Ребятишки ей тоже помогали, на Украине так принято.

Конкуренция там была очень жёсткая. Она покупала фрукты и овощи у оптовиков, а потом сама реализовывала с небольшой накруткой. Но ведь рядом базарные прилавки буквально ломятся от даров земли. И требовалось большое искусство, чтоб показать свой товар лицом, не продешевить, не сгноить. Бывало, что приезжала домой без гроша, однако постепенно вошла в курс дела и семь лет продержалась в столице, одновременно устраивая своё хозяйство, воспитывая детей. Что и говорить, не всякая выдюжит:

Однажды, приехав в Лельму к матери на юбилей, пришла на няндомский рынок, присмотрелась - кто, как и чем торгует, и поняла, что здесь легче заработать копейку. Оптовикам, которые имеют свою фруктово-овощную базу на территории бывшего пищекомбината, как раз требовался продавец. Вскоре Марина очутилась в уличной палатке рядом с рынком и стала работать на хозяина. А тот, присмотревшись, тоже, видно, понял, какой "ценный кадр" ему достался, и в зарплате не обижал. Со временем фруктово-овощной ларёк был устроен в павильоне рынка, здесь она уже обслуживала покупателей не на "семи ветрах", не под открытым небом, а в относительном тепле. И так, никому не мешая, а наоборот, действуя во благо всем и своей семье, Марина могла бы работать ещё долго. Но после выхода соответствующего правительственного постановления с 1 апреля ей пришлось уступить своё место за прилавком другой женщине. Самой же уйти на задний план, таким образом, няндомцы лишились прекрасного продавца. Дело в том, что у неё украинское гражданство, и, значит, лелемская уроженка на своей родине является : иностранкой, которая не имеет теперь права торговать на рынке. В миграционной службе в Архангельске ей сказали, что она может быть фасовщиком, кладовщиком, грузчиком, подсобным работником, но только не продавцом. Для того, чтобы вернуться к любимому делу, ей требуется оформить вид на жительство, что возможно не раньше, чем через год. Многие покупатели теперь не понимают, что с ней произошло.

- Сколько у меня слёз было пролито! Поначалу даже одно моё присутствие в ларьке и то воспринималось администрацией рынка как нарушение постановления. Впрочем, я не в обиде - кому охота платить огромные штрафы? Другие, как я, приехавшие в Няндому, чтобы заработать, оказались в таком же, а то ещё и в худшем положении. В Москве, в иных крупных городах, может, эти меры и оправданы, на тамошних рынках, действительно, было засилье иностранцев, много криминала. Но у нас-то здесь, по-моему, всем места хватало, избытка продовольственных товаров в Няндоме не наблюдается. Местным торговцам, кажется, никто из нас не мешал на рынке реализовывать свою продукцию. Другое дело, что сами няндомцы не очень-то рвутся производить, торговать, потому что, по себе знаю, как это всё нелегко даётся. А те, кто умеет и хочет, не имеют права: На мой взгляд, местное население от таких изменений пока только проигрывает.

Н. КАБАШОВА.



Авангард:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя