|
Бизнес-класс. Архангельск
7 октября 2002 (37)
Инф.
Условия рынка диктует мобильный потребитель
В прошлом году на российском сотовом рынке произошла революция. Мобильная связь,
за год увеличив число своих приверженцев в 2,3 раза, распрощалась с имиджем
элитной услуги и стала общедоступной. Поставщики абонентского оборудования резко
увеличили объемы продаж, что позволило им, наконец, реально оценить перспективы
загадочной евроазиатской державы. Ныне в России свои мобильные телефоны
предлагают более 20 производителей. Тем не менее погоду на рынке делают всего
шесть компаний: Siemens, Nokia, Motorola, Sony Ericsson Mobile Communications
(SEMC) и Alcatel. На их суммарную долю приходится около 90% от всего объема
продаж абонентского оборудования.
Ключевым игроком на российском рынке является финская Nokia - мировой лидер в
области производства и продаж средств мобильной связи. Фирма контролирует около
37% мирового рынка и имеет более 250 млн. пользователей своей продукции. Долгое
время Nokia была "номером один" и в России, однако в конце 2001 года
переместилась на второе место и сейчас, по оценкам независимых экспертов,
обеспечивает пятую часть продаж всех мобильных телефонов в стране.
Успех Nokia, как мировой, так и российский, во многом является результатом
грамотной маркетинговой политики, которая значительно отличается от стратегии
конкурентов.
Nokia - единственная фирма, инвестирующая средства в создание монобрэндовых
магазинов. Особое внимание уделяется подготовке продавцов: они способны найти
ответы даже на самые каверзные вопросы покупателей. Первоначально финская
компания не предъявляла очень жестких условий к расположению и оформлению
магазинов - главное, чтобы торговля в них осуществлялась только техникой Nokia.
Однако в конце 2001 года у финнов концепция изменилась. В соответствии с новой
программой Nokia Concept Store ко всем фирменным салонам были предъявлены
дополнительные требования: торговый зал не менее 60 кв. м, собственный сервис-
центр, автомобильная парковка, отсутствие в непосредственной близости от
магазина торговых точек конкурентов и т.д. На сегодняшний день у Nokia в России
семь фирменных салонов второго поколения: по три в обеих столицах и один - в
Челябинске.
Твой первый телефон
Однако конкуренты готовы свести усилия финского производителя на нет. Прежде
всего это относится к германскому производителю Siemens - именно он в конце 2001
года смог вырваться в лидеры на российском рынке, заняв долю в 26,1% от общего
объема продаж.
Прорыв Siemens был неожиданным, ведь наша страна в производственном плане
германской фирмы до 2000 года всерьез не учитывалась. Прошлый год стал
переломным для Siemens. В течение лета 2001 года компании удалось выстроить
отношения с дистрибьюторами и розничными сетями, а также оптимизировать систему
планирования заказов. Усилия менеджеров Siemens не пропали даром: в прошлом году
продажи компании в стране увеличились более чем в три раза, согласно статистике,
каждый тринадцатый россиянин покупал Siemens C35. При этом, как утверждают
представители компании, германских телефонов в нашей стране могло быть
реализовано еще больше - Siemens попросту не смог выполнить весь объем заказов,
поступивших от российских партнеров. Успех Siemens можно считать закономерным,
так как это первая компания, которая вывела на рынок телефоны в ценовом
диапазоне до $100. К тому же она подкрепила свои предложения широким комплексом
маркетинговых мероприятий.
Заслуженная марка России
А вот компания Motorola уникальна тем, что свою высокую популярность в нашей
стране до сегодняшнего дня поддерживала без каких-либо серьезных вложений в
собственную раскрутку (сейчас она вместе с Samsung и SEMC делит третье место).
Тем не менее, по собственным подсчетам компании, Motorola в настоящий момент
удерживает 13-14% рынка официальных продаж. Сдерживать натиск конкурентов, не
жалеющих средства на широкомасштабные рекламные акции, производителю помогают
его прошлые заслуги. Во-первых, Motorola одна из первых появилась в России и
успела "окопаться" на рынке. А во-вторых, она была основным поставщиком
абонентского оборудования стандарта AMPS/D-AMPS. На заре отечественного сотового
бизнеса этот стандарт был довольно популярен в России, и многие бывшие его
приверженцы - ныне абоненты сетей GSM - сохранили преданность однажды выбранной
марке.
Шустрый кореец
Зато Samsung, сумевший совершить рывок с 9-го места и за три года догнать
Motorola, обязан этому своей агрессивной маркетинговой политике. По оценкам
компании, ее доля на российском рынке сейчас составляет 11-13%, при том что в
2000 она оценивалась всего в 3%.
Samsung использует все имеющиеся у него возможности первым занять вакантные
рыночные ниши. Так, например, в прошлом году компания выпустила на рынок первый
женский телефон - А-400. Разделы в меню А-400 говорят сами за себя: "Калории",
"Избыточный вес", "Биоритм". В телефон даже встроен календарь физиологического
цикла. Последняя функциональная особенность аппарата родила шутку о том, что А-
400 - "первый телефон, изобретенный женщиной-гинекологом".
Лицо гегемона
По мнению всех участников рынка, портрет потребителя в последнее время заметно
изменился. "Нынешний российский потребитель выбирает крайности. Сейчас покупают
либо очень дешевые телефоны, либо самые дорогие", - констатирует представитель
компании Siemens. Все большую роль для потребителя играет персонализация - люди
стали предпочитать индивидуальные по дизайну средства связи с оригинальными
заставками и мелодиями звонка. Примечательно, что не всегда представления
производителей о вкусах потребителя совпадают. Например, в Motorola считают, что
люди стали меньше обращать внимания на технологические возможности аппаратов. А
Samsung с этим не согласен. "От нас уже требуют средства связи, передающие MMS и
потоковое видео. Несмотря на то, что российские операторы такие услуги еще не
предоставляют", - говорит представитель компании Samsung.
Единственное, с чем солидарны все игроки на рынке мобильных средств связи - это
то, что время, когда отечественный потребитель подстраивался под требования
операторов, производителей и торговцев, прошло. Теперь он диктует условия рынку.
Мобильная революция прошла успешно.
Материал подготовлен специалистами компании "Северсвязь"
| |