Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Бизнес-класс. Архангельск
7 октября 2002 (37)
Инф.

Условия рынка диктует мобильный потребитель

В прошлом году на российском сотовом рынке произошла революция. Мобильная связь, за год увеличив число своих приверженцев в 2,3 раза, распрощалась с имиджем элитной услуги и стала общедоступной. Поставщики абонентского оборудования резко увеличили объемы продаж, что позволило им, наконец, реально оценить перспективы загадочной евроазиатской державы. Ныне в России свои мобильные телефоны предлагают более 20 производителей. Тем не менее погоду на рынке делают всего шесть компаний: Siemens, Nokia, Motorola, Sony Ericsson Mobile Communications (SEMC) и Alcatel. На их суммарную долю приходится около 90% от всего объема продаж абонентского оборудования.

Ключевым игроком на российском рынке является финская Nokia - мировой лидер в области производства и продаж средств мобильной связи. Фирма контролирует около 37% мирового рынка и имеет более 250 млн. пользователей своей продукции. Долгое время Nokia была "номером один" и в России, однако в конце 2001 года переместилась на второе место и сейчас, по оценкам независимых экспертов, обеспечивает пятую часть продаж всех мобильных телефонов в стране.

Успех Nokia, как мировой, так и российский, во многом является результатом грамотной маркетинговой политики, которая значительно отличается от стратегии конкурентов.

Nokia - единственная фирма, инвестирующая средства в создание монобрэндовых магазинов. Особое внимание уделяется подготовке продавцов: они способны найти ответы даже на самые каверзные вопросы покупателей. Первоначально финская компания не предъявляла очень жестких условий к расположению и оформлению магазинов - главное, чтобы торговля в них осуществлялась только техникой Nokia. Однако в конце 2001 года у финнов концепция изменилась. В соответствии с новой программой Nokia Concept Store ко всем фирменным салонам были предъявлены дополнительные требования: торговый зал не менее 60 кв. м, собственный сервис- центр, автомобильная парковка, отсутствие в непосредственной близости от магазина торговых точек конкурентов и т.д. На сегодняшний день у Nokia в России семь фирменных салонов второго поколения: по три в обеих столицах и один - в Челябинске.

Твой первый телефон

Однако конкуренты готовы свести усилия финского производителя на нет. Прежде всего это относится к германскому производителю Siemens - именно он в конце 2001 года смог вырваться в лидеры на российском рынке, заняв долю в 26,1% от общего объема продаж.

Прорыв Siemens был неожиданным, ведь наша страна в производственном плане германской фирмы до 2000 года всерьез не учитывалась. Прошлый год стал переломным для Siemens. В течение лета 2001 года компании удалось выстроить отношения с дистрибьюторами и розничными сетями, а также оптимизировать систему планирования заказов. Усилия менеджеров Siemens не пропали даром: в прошлом году продажи компании в стране увеличились более чем в три раза, согласно статистике, каждый тринадцатый россиянин покупал Siemens C35. При этом, как утверждают представители компании, германских телефонов в нашей стране могло быть реализовано еще больше - Siemens попросту не смог выполнить весь объем заказов, поступивших от российских партнеров. Успех Siemens можно считать закономерным, так как это первая компания, которая вывела на рынок телефоны в ценовом диапазоне до $100. К тому же она подкрепила свои предложения широким комплексом маркетинговых мероприятий.

Заслуженная марка России

А вот компания Motorola уникальна тем, что свою высокую популярность в нашей стране до сегодняшнего дня поддерживала без каких-либо серьезных вложений в собственную раскрутку (сейчас она вместе с Samsung и SEMC делит третье место). Тем не менее, по собственным подсчетам компании, Motorola в настоящий момент удерживает 13-14% рынка официальных продаж. Сдерживать натиск конкурентов, не жалеющих средства на широкомасштабные рекламные акции, производителю помогают его прошлые заслуги. Во-первых, Motorola одна из первых появилась в России и успела "окопаться" на рынке. А во-вторых, она была основным поставщиком абонентского оборудования стандарта AMPS/D-AMPS. На заре отечественного сотового бизнеса этот стандарт был довольно популярен в России, и многие бывшие его приверженцы - ныне абоненты сетей GSM - сохранили преданность однажды выбранной марке.

Шустрый кореец

Зато Samsung, сумевший совершить рывок с 9-го места и за три года догнать Motorola, обязан этому своей агрессивной маркетинговой политике. По оценкам компании, ее доля на российском рынке сейчас составляет 11-13%, при том что в 2000 она оценивалась всего в 3%.

Samsung использует все имеющиеся у него возможности первым занять вакантные рыночные ниши. Так, например, в прошлом году компания выпустила на рынок первый женский телефон - А-400. Разделы в меню А-400 говорят сами за себя: "Калории", "Избыточный вес", "Биоритм". В телефон даже встроен календарь физиологического цикла. Последняя функциональная особенность аппарата родила шутку о том, что А- 400 - "первый телефон, изобретенный женщиной-гинекологом".

Лицо гегемона

По мнению всех участников рынка, портрет потребителя в последнее время заметно изменился. "Нынешний российский потребитель выбирает крайности. Сейчас покупают либо очень дешевые телефоны, либо самые дорогие", - констатирует представитель компании Siemens. Все большую роль для потребителя играет персонализация - люди стали предпочитать индивидуальные по дизайну средства связи с оригинальными заставками и мелодиями звонка. Примечательно, что не всегда представления производителей о вкусах потребителя совпадают. Например, в Motorola считают, что люди стали меньше обращать внимания на технологические возможности аппаратов. А Samsung с этим не согласен. "От нас уже требуют средства связи, передающие MMS и потоковое видео. Несмотря на то, что российские операторы такие услуги еще не предоставляют", - говорит представитель компании Samsung.

Единственное, с чем солидарны все игроки на рынке мобильных средств связи - это то, что время, когда отечественный потребитель подстраивался под требования операторов, производителей и торговцев, прошло. Теперь он диктует условия рынку.

Мобильная революция прошла успешно.

Материал подготовлен специалистами компании "Северсвязь"



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Авангард
Архангельск
Бизнес-класс
Бумажник
Вестник космодрома
Вилегодская газета
Волна
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Моряк Севера
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Северная корреспонденция
Рыбак Севера
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря


Новости Архангельска

13:10 2002/11/02/1036231800-2.shtml>Безопасность водителей - в их руках, исправном автомобиле и хорошей погоде  12:55 2002/11/02/1036230900-2.shtml>Огни Заостровья  12:40 2002/11/02/1036230000-2.shtml>В 45 будьте с паспортом опять!  12:39 2002/11/02/1036229940-28.shtml>Выставкой фарфора и стекла открылся новый зал в Музее православной культуры Новодвинска  12:26 2002/11/02/1036229160-28.shtml>В Архангельске открылись общественно-научные чтения "Защитники Отечества"  12:25 2002/11/02/1036229100-2.shtml>Полное погружение в "Компьютерный мир" за два года  12:15 2002/11/02/1036228500-28.shtml>Журналисты из Коми стали лауреатами литературной премии финского культурного общества имени Матиаса Кастрена  12:10 2002/11/02/1036228200-2.shtml>За границу я хочу - скоро визу получу  11:55 2002/11/02/1036227300-28.shtml>Тарифы следует поднимать не чаще, чем раз в год, считает губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов  11:55 2002/11/02/1036227300-2.shtml>В подарок - кухонный комбайн