|
Бизнес-класс. Архангельск
1 декабря 2003 (44)
Анастасия ШОЛОМИЦКАЯ
Бюджетный процесс остается непрозрачным:
9 декабря в Архангельске соберется очередная 26-я сессия областного Собрания
депутатов. Можно прогнозировать, что львиная доля пленарной работы народных
избранников уйдет на обсуждение и принятие во втором чтении законопроекта "Об
областном бюджете на 2004 год". На 25-й сессии бюджет почти благополучно,
несмотря на определенные поползновения, преодолел первое чтение. Были приняты
так называемые "параметры", т.е. основные цифровые показатели. Теперь предстоит
более сложная и тонкая работа - формирование расходной части бюджета, а это уже
дело второго чтения.
Традиционная спорная тема бюджетной сессии - межбюджетные отношения. В
документах это называется так: "Нормативы отчислений налогов и сборов в
областной бюджет и бюджеты муниципальных образований на 2004 год". Иными
словами, составляется большая таблица, на нескольких страницах, где подробно
расписывается, какой налог и в каких процентах уйдет в областную казну и сколько
достанется каждому муниципалитету. Самая первая позиция - налог на прибыль.
Впрочем, прошли те времена, когда главы муниципальных образований отстаивали
свои интересы с парламентской трибуны. Сегодня мэры городов Онеги, Новодвинска,
Коряжмы, Архангельска, Северодвинска смиренно соглашаются с тем, что у них
заберут 80 - 95% налога на прибыль, которые отдадут в распоряжение областной
власти. А уж она перераспределит деньги между другими, нуждающимися
муниципальными образованиями. И никто не скажет другому, как прежде: "Мы
работаем, у нас дефицит бюджета меньше, чем у вас. Работайте лучше, и ваш
бюджетный дефицит сократится!". Такое смирение муниципальных глав может
объясняться многим. Например, единой партийной принадлежностью или нежеланием
портить отношения с администрацией в предстоящем предвыборном году. Ведь
поддержка на выборах из центра понадобится всем. В то же время каждое
муниципальное образование получит из центра дотации, субсидии, субвенции на
реализацию федеральных социальных законов об инвалидах, о ветеранах, на выплату
детских пособий и так далее: Получат муниципалитеты деньги и на выравнивание
бюджетных дефицитов. Как говорится, всем сестрам по серьгам.
Областной бюджет 2004 года станет уже третьим рассмотренным и принятым нынешним
созывом областного парламента бюджетом. А до этого были другие созывы и бюджеты
96, 97, 98-го годов и т. д. И каждый раз вокруг бюджета плелись интриги,
журналисты докапывались до спрятанных за другими названиями бюджетных расходных
статей, которые должны профинансировать так называемые "политические нужды"
власти. В Архангельске среди них всегда две традиционные темы - хоккейная
команда "Водник" и СМИ. Самое удивительное - это постоянство, с которым
продолжается увлекательная игра в "кошки-мышки". Бюджет 2004 года не станет
исключением. "Водник", без сомнения, получит средства из областной казны. Смею
предположить, что это будут те самые 70 млн рублей, которые были изъяты из
расходов на образование и "переброшены" в статью "спорт". И вновь с
парламентской трибуны мы услышим аргументы о национальном достоянии, о гордости
Архангельской области. А депутаты будут мучительно выбирать между "физкультурой
для всех" и "профессиональным спортом для избранных". И как-то очень легко
прогнозируется, на чем в очередной раз остановится выбор народных избранников.
Инвестиционной программой в Архангельской области почему-то уже давно называют
программу капитальных вложений из областного бюджета. А точнее - программу
капитального строительства. В 2004 году эти вложения (впрочем, так же, как и в
предыдущие годы) будут ничтожно малы - примерно 180 млн рублей. Можно
предположить, что одной из самых спорных тем при обсуждении бюджета на
декабрьской сессии станет тема ипотечного кредитования. Можно также
предположить, что самые глубокие познания в этой теме обнаружит председатель
планово-бюджетной комиссии областного Собрания Александр Иванов. По мнению
Иванова, предложения, сделанные администрацией области, очень далеки от того,
как в идеале может работать система ипотечного кредитования. Ведь 20-30 млн
рублей, о которых так много писалось в последнее время в СМИ, смогут обеспечить
краткосрочными и безумно дорогими кредитами не более полутора десятка человек. А
еще можно предположить, что предлагаемая администрацией области система
финансирования ипотеки за счет налогоплательщиков повысит доходность какого-
нибудь коммерческого банка.
Узким кругом
Не откажешь областной власти и в умении "работать" с областным Собранием перед
принятием бюджета. Без сомнения, хватит у чиновников терпения и времени вести
"консультации" с каждым отдельным народным избранником, с каждым обсуждать,
каких позиций стоит придерживаться при голосовании той или иной статьи. И
получается! Не откажешь всем участникам бюджетного процесса и в умении держать
на расстоянии от бюджетного процесса налогоплательщиков и прессу.
| |