Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Бизнес-класс. Архангельск
6 декабря 2004 (45)
Иван Лемехов, г. Архангельск

Интернет убьет новостные и нецелевые СМИ...

Согласно известному закону, "если где-то что-то прибыло, значит, в другом месте убыло". Растущая популярность Интернета во всем мире уже существенно влияет на популярность СМИ - газет и телевидения. И немудрено, ведь информация, тиражируемая газетами и телевидением, как правило, берется ими из Сети. Зачем же, спрашивается, читателю или телезрителю ждать очередного выпуска новостей по ТВ или покупать в киоске "свежую" новостную газету, если можно зайти на информационный сайт и прочитать новость в режиме on-line?

В России сдерживающим фактором для стремительного роста популярности Рунета является то обстоятельство, что далеко не у каждого россиянина есть компьютер и доступ к Сети. Однако изменение конфигурации популярности СМИ - серьезный повод для рекламодателей, решающих, как распределять свои рекламные бюджеты. Во всяком случае, не учитывать фактор Интернета в современных условиях было бы непростительной ошибкой. С другой стороны, вряд ли стоит переоценивать возможности Интернета в рекламе. Ведь очевидной зависимости падения популярности СМИ от роста числа пользователей Интернета учеными не доказано. Есть лишь мнения экспертов, которые не во всем совпадают.

Источники информации

О том, что в России сегодня выходит много газет, но среди них очень мало полноценных печатных информационных изданий, догадаться не сложно. Особенно это заметно в период ведения различных предвыборных кампаний, когда печатный рынок наводняется неполноценными источниками информации - в основном газетами. Ни проверенного временем имени, ни завоеванного годами работы доверия читателей у таких изданий нет. Не секрет, что подобные издания регистрируются и издаются с единственной целью - манипуляции общественным мнением. Денег они не зарабатывают, а тиражи этих газет растут отнюдь не потому, что их покупают читатели. Зато ущерб издательскому и рекламному бизнесу такие издания наносят немалый. В итоге количество зарегистрированных СМИ в нашей стране приближается к рекордной отметке - 47 тысяч, однако рынок печатных СМИ стагнирует.

"В настоящее время в России зарегистрировано около 46 тысяч периодических изданий, из которых - 26 тысяч газет и 19 тысяч журналов". Об этом заявил глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Михаил Сеславинский, выступая на расширенном заседании комитета Совета Федерации по информационной политике. Правда, по словам чиновника, "многие из них реально не издаются и постепенно умирают, что связано с финансовыми проблемами". По мнению Сеславинского, важным сдерживающим фактором роста тиражей СМИ в России является развитие Интернета, дающего читателям возможность не смотреть телевизор и не покупать газету, а знакомиться со свежими материалами прямо на сайте.

Интернет и ТВ

Реклама в Интернете не менее действенна, чем на телевидении. К такому выводу пришли специалисты рекламной фирмы Millward Brown. Рекламные ролики были размещены на портале MSN Video. Ролики демонстрировались по ходу новостных и развлекательных программ. Согласно результатам опроса, реклама оказалась столь же эффективной, как и ролики по телевидению. С точки зрения эксперта Владимира Губайловского, "Интернет становится выгодной рекламной площадкой. Если контекстная реклама в результатах поиска дело более или менее освоенное, то с распространением широкополосного доступа в Сеть выходят рекламные ролики. Рекламу в Интернете можно отключить или проигнорировать - она не прерывает работы, а сосуществует с рабочей информацией, поэтому уровень доверия к ней выше. Тем более что ее всегда можно проверить, зайдя на сайт производителя. Другой перспективной площадкой для размещения рекламы являются он-лайновые игры. В виртуальных городах, где люди проводят целые дни, где есть свои деньги, существуют огромные рекламные площади. Причем это тот случай, когда появление рекламы будет не отвергаться, а приветствоваться - города без рекламы выглядят неестественно, а предельная реалистичность едва ли не главная цель любой игры".

Мнения экспертов

Корреспонденты интернет-издания "Вебпланета" провели опрос, позволяющий оценить складывающиеся отношения СМИ и Рунета. Вот мнение Александра Гагина из "Российской газеты":

"Некогда существовало издание на компьютерную тематику, ныне умершее.Вот его сотрудники публиковали материалы он-лайн. Они говорили, что падение тиража было в прямой зависимости от появления материалов в он-лайне. Но для их аудитории Интернет - родная среда, как для любых людей, интересующихся ИТ. Однако на популярность и вес обычных газет Интернет никак не влияет. Скажу больше - они от этого только выигрывают. Те люди, которые не пользуются Интернетом, - читают и так, а те, которые пользуются, - в большинстве своем не любят читать с монитора и в конечном итоге все равно предпочитают твердую копию".

"Это верная оценка происходящего в Америке, - считает Антон Носик (MosNews.com). - Причем в первую очередь речь не о тиражах, а о рекламных бюджетах. В США в 2005 году рекламные доходы Интернета будут выше, чем у печатных СМИ. Что касается России, у нас этот процесс даже отдаленно еще не начался. Разумеется, ни "Коммерсанту", ни "Ведомостям" сегодня не приходится и мечтать о тираже номера, сравнимом с суточной аудиторией Ленты.Ру, Газеты. Ру, РБК или "Утра". Но это не значит, что тиражи "Ъ" и "Ведомостей" падают. Попросту нет таких данных, и неоткуда им взяться".

Умрут нецелевые

"Больше всего от Интернета страдают газеты, - полагает Иван Засурский ("Рамблер"). - А вообще, Интернет убивает два типа медиа: газеты и телевидение, потому что это именно МАСС-МЕДИА. Это происходит потому, что молодые люди, которые пользуются Интернетом, гораздо меньше смотрят ТВ. В сутках 24 часа, и если кто-то сидит часами в Интернете, то это за счет времени, которое этот человек проводил бы перед телевизором с банкой пива и смотрел МТV. Журналам от Интернета только лучше. Радио от Интернета не сильно страдает, хоть и выигрыша никакого не получает. С одной стороны, радио все слушают в машинах, и машин в России больше, чем компьютеров. С другой, правда, интернет-пользователи приучаются слушать не то, что дают, а то, что хочется - благодаря возможности найти песню в MP3. Есть понятие активный зритель, или потребитель, медиа и пассивный потребитель медиа. Интернет развивает привычку к активному потреблению. Это другой психологический тип. А в долгосрочном прогнозе - другие медиа. Газеты умирают из-за того, что в большинстве своем они не целевые.

Массовые газеты без четко выраженной целевой аудитории лишаются будущего. Их читают люди старой формации, которые уже привыкли читать с бумаги. Однако возобновления этой аудитории не происходит. Массовые газеты обслуживают бабушек, дедушек и регионы, которые не имеют массового доступа к Интернету. Вымирают неинформативные издания, ненацеленные на конкретную аудиторию".

Доверие

Слово "доверие" по-прежнему остается ключевым для рекламодателей, решающих, где разместить свою рекламу. К слову, несмотря на популярность Интернета, доверие к его информации невысокое. Самым высоким доверием по-прежнему пользуется информация, опубликованная в печатных изданиях. Но газеты (в первую очередь традиционные районные, областные и прочие массовые газеты), рассчитанные на "всех читателей" без разбору, обречены на падение к ним интереса. Ведь у СМИ гораздо меньше возможностей угодить всем, чем у Интернета, где каждый находит информацию самостоятельно.

Для рекламодателя, в свою очередь, важно понять, что с появлением Интернета реклама способна работать только в сегментных СМИ, которые отчетливо видят своего читателя или зрителя.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета