|
Бизнес-класс. Архангельск
24 января 2005 (2)
Инф.
Достанутся ли поморам богатства Поморья?
Закон "О недрах" вскоре должен претерпеть существенные изменения. Новая редакция
закона, обсуждение которой активно идёт и в Москве, и в регионах, должна
коренным образом поменять систему недропользования в стране. Основная цель
нового закона - усилить вертикаль федеральной власти в минерально-сырьевом
комплексе. Но усиление этой вертикали наверняка негативно скажется на развитии
самих регионов, где, собственно, и располагаются природные кладовые страны.
Сейчас систему недропользования регулирует Федеральный закон "О недрах",
принятый в 1992 году. Однако Минприроды и Минэкономразвития настойчиво
предлагают новый вариант этого закона. В пользу законопроекта государство
приводит много различных аргументов, указывая на то, что действующий Закон "О
недрах" не совсем соответствует рыночным отношениям в системе недропользования.
В числе главных недостатков государство называет, в частности, разногласия при
разграничении полномочий в сфере недропользования между государством и
регионами, разногласия в проведении аукционов, порядке выдачи лицензий на
пользование недрами, а также при определении порядка ввода месторождения в
освоение и прекращения прав на него. У регионов такая постановка вопроса вызвала
непонимание. И не только у регионов...
Ключи от недр
Главным образом недоумение вызвала инициатива государства отменить принцип "двух
ключей", прописанный в Законе 1992 года. Согласно закону и, в том числе,
Конституции, права на недра принадлежат государству: ст. 72 Конституции РФ
гласит: ":вопросы владения, пользования, распоряжения недрами, водными и другими
ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ". Таким образом,
решения о выдаче лицензий на недропользование принимают органы исполнительной
власти регионов и исполнительная власть России. Такое положение вещей перестало
устраивать государство как собственника недр, и новым законопроектом в
значительной степени ограничиваются права субъектов в вопросах лицензирования
недропользования. Обойти букву закона предполагается очень просто - слово
"государственная" собственность на недра в новой редакции закона предлагается
заменить словом "федеральная". А на откуп регионам предлагается оставить всего
лишь маленький "ключик" для таких вопросов, как освоение мелких месторождений
далеко не стратегических ископаемых. Например, карьер "Покровское" в Онежском
районе, где идёт заготовка щебня для строительных работ. Вот это как раз дело
региона!
Из-за отсутствия ясности в системе лицензирования уже несколько лет выдача
лицензий на все виды полезных ископаемых почти не ведётся!
Налоговая политика
Новая редакция закона предусматривает дальнейшее перераспределение налогов на
недропользование в пользу федерального центра. Для сравнения, с 1992 года налоги
на нефть, добываемую на месторождениях Ненецкого автономного округа,
распределялись следующим образом: 60% оставалось в округе, 20% - в Архангельской
области, а в федеральный бюджет уходили оставшиеся 20%. С 2002 года федеральный
центр забрал 15% налогов у области, ей осталось лишь 5% от общего объёма
налогов. Через год, в 2003 году, принимается решение урезать в налогах и сам
округ. НАО стал получать всего 13,4%, область всё те же 5%, а Федерация - 81,6%.
Новый закон предусматривает такую схему: округу 2,5%, области 2,5%, а в Москву
оставшиеся 95%. Вот такая щедрость!
При этом финансирование развития инфраструктуры и воспроизводства минерально-
сырьевой базы - всё это предстоит решать регионам на те самые 2,5% налоговых
отчислений.
Таким же нехитрым способом регионам предстоит найти в собственных закромах
средства на компенсацию "монетизированных" льгот. К примеру, в Архангельской
области из 300 тысяч льготников только 100 тысяч будут получать льготы в
денежном эквиваленте из федерального бюджета, остальные 200 тысяч - из средств
областного бюджета. На это потребуется почти полтора миллиарда рублей (для
сравнения: бюджет области чуть более 13 млрд). В таких условиях о каком
воспроизводстве минерально-сырьевой базы может идти речь? Регионам это явно не
по силам.
Колониальный подход
"Государство ведёт себя, как Испания в период колонизации Южной Америки, -
делится своими впечатлениями от участия в начале декабря в парламентских
слушаниях по обсуждению нового закона Александр Блудов, геолог с многолетним
стажем, специалист департамента природных ресурсов администрации Архангельской
области. - Последние 12 лет в стране идёт "сработка" запасов месторождений,
разведанных ещё во времена Советского Союза. Т.е. все нефтяные компании работают
на готовых, давно изученных месторождениях. Нефтяники не спешат вкладывать
средства в геологическое изучение территорий и поиски новых. Это очень затратное
и, главное, рискованное дело. Ни один частный инвестор не станет решать вопросы
государства, вкладывая в это собственный средства. Новое законодательство
отбирает у субъектов законодательные и экономические рычаги управления этими
процессами на своей территории, у регионов пропадёт интерес к развитию
собственной территории. И это можно сказать не только про нефть и газ. Те же
изменения касаются и леса, и рыбы:".
В современной России есть лишь один пример, когда частные компании решились
вложить средства в поиск новых месторождений. Но это скорее можно назвать
исключением, подтверждающим правило. Речь идёт об известной в нашей области
Мезенской синеклизе. Из четырёх десятков российских и иностранных компаний всего
четыре решились вложить деньги в это рискованное дело: "Татнефть", "Лукойл",
"Газпром" и "Сургутнефтегаз". Сейчас на синеклизе уже закончен региональный этап
геологоразведочных работ. Но это единичный пример не только в российской, но и в
мировой практике! А по сути, выявлением перспектив должно и обязано заниматься
государство.
Закон устарел
Но если вернуться к самому закону, то он, естественно, оговаривает вопросы,
связанные далеко не только с добычей нефти и газа. По словам министра природных
ресурсов Юрия Трутнева, выступавшего на парламентских слушаниях, Закон "О
недрах" устарел, и надо готовить его новую редакцию. Но, по мнению большинства
геологов, элиты геологической науки и бизнеса, 12 лет - это не срок для закона.
Его можно улучшить, внеся ряд поправок, отвечающих современным реалиям, но
ломать закон не стоит.
Законопроект уже не первый год обсуждается на различных экономических форумах, в
регионах, в министерствах и ведомствах. Только на последнем обсуждении на
парламентских слушаниях в Госдуме в адрес разработчиков новой редакции закона
поступило 114 предложений и рекомендаций от региональных администраций и
законодательных собраний, союзов промышленников, полномочных представителей
президента в федеральных округах и т.д. Но федеральная власть пока настаивает не
на поправках к закону, а именно на его новой редакции. Окончательное решение по
судьбе Закона "О недрах" будет вынесено уже в этом году.
И последнее: Из всего вышесказанного можно сделать вывод: к сожалению, тенденции
в сфере управления недропользованием наводят на грустную мысль - когда начнётся
комплексное, масштабное освоение недр Поморской земли (алмазы, полиметаллы,
бокситы, нефть и др.), сами поморы этих богатств, скорее всего, не увидят:
| |