Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
24 января 2005 (2)
Инф.

Лесная охрана утрачивает прежние функции:

"1 января 2005 года вступила в силу новая редакция Лесного кодекса РФ, закрепившая законодательно разделение функций государственного контроля за соблюдением лесного законодательства и государственного управления лесным хозяйством. Фактически это означает, что российская лесная охрана прекратила свое существование", - сообщил на минувшей неделе интернет-сайт Гринпис России.

Согласно новой редакции Лесного кодекса, государственная лесная охрана отныне переходит в структуру федерального органа по надзору в сфере природопользования. А лесхозы остаются в ведении Федерального агентства по лесному хозяйству (ФАЛХ). Другими словами, все сотрудники лесхозов, авиалесоохраны и других подразделений ФАЛХ отныне не являются работниками лесной охраны. А все функции по контролю за соблюдением лесного законодательства теперь сосредоточены исключительно в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Ошибка в цифрах

По словам Анатолия Миняева, начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, "зеленые" ошибаются в цифрах. В подобных комментариях проявляется общее желание международных экологов постоянно критиковать реформирование ресурсной сферы российской экономики. Если говорить о цифрах, то фактическое количество людей, которые, скорее всего, будут задействованы в лесной охране, - порядка 1600 человек. Сейчас Федеральное агентство лесного хозяйства (ФАЛХ) и Росприроднадзор ждут постановления Правительства России, где будет четко определено, какая часть лесхозов в чье ведение перейдёт. Но то, что реформирование лесхозов состоится, это уже неопровержимый факт. Лесная охрана действительно станет функцией Росприроднадзора, а ФАЛХ будет заниматься распределением лесных ресурсов. В каком виде лесная охрана будет преобразована в самостоятельное юридическое лицо, пока однозначно сказать трудно, но, скорее всего, это будет ФГУ (федеральное государственное учреждение).

Сельские леса

Странно, что "зелёные" бьют такую тревогу именно по поводу судьбы лесной охраны, считает Миняев. Дело в том, что вступившие в силу поправки к Лесному кодексу кардинально меняют ситуацию и в других структурах лесного хозяйства.

Так, совершенно неопределенной оказалась судьба сельских лесов. Дело в том, что, согласно новым поправкам, сельские леса должны перейти в ведение субъектов Федерации. 19 января в Архангельске обсуждали судьбу сельских лесов и управления (до последнего времени федерального), которое сегодня руководит работой сельских лесхозов. Дело в том, что с изменением законодательства функции по отводу лесных участков под заготовку дров никому пока не переданы. Эти функции больше не будет исполнять муниципальная власть, но каким образом их будет исполнять областная - пока тоже никто определенно сказать не может. В итоге сельское население области может оказаться без столь необходимой древесины, которая должна идти на дрова и другие нужды. Кроме того, именно сельские лесхозы охраняли столь популярные у нелегальщиков пригородные и припоселковые леса, где происходит самое большое количество краж древесины. На данный момент этот самый доступный для браконьеров лес охранять некому.

Гринпис России обратился 19 января к главе администрации Архангельской области Николаю Киселеву с предложением принять предусмотренные действующим законодательством меры, позволяющие лесозаготовителям оставлять при рубках "на корню" деревья лиственных пород.

До настоящего времени господствующим видом рубок в Архангельской области являются сплошные рубки значительной площади (по действующим правилам, площадь лесосеки может составлять до 50 га, в отдельных случаях - до 75). Подобные рубки, если они выполняются в "классическом" варианте (без применения специальных мер по сохранению лесной среды), приводят к большим потерям биологического разнообразия, средообразующих функций лесов и к замещению хвойных древесных пород лиственными. В практике лесопользования в Канаде и Скандинавских странах чаще всего оставляются деревья лиственных пород (которые не только способствуют созданию микроклимата и сохранению подроста хвойных деревьев, но и обогащают почву за счет богатой и быстро разлагающейся листвы). Кроме того, в отдельных случаях оставляются отдельные деревья хвойных пород - или имеющие особую ценность для отдельных видов животных (например, деревья с дуплами), или, наоборот, не имеющие коммерческой ценности.

Правила рубок

По словам Анатолия Миняева, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Правила рубок, действующие на территории РФ, были сформулированы исходя из определённой целесообразности. Если оставлять на делянке лиственные деревья, то они со временем все равно высохнут и упадут. Когда на делянку придут люди, которые будут сажать лес, им все равно придется убирать оставленные лесопользователями после заготовок стволы, ветви, сучья. Ведь землю нужно будет вспахать заново.

Более того, несваленные деревья представляют собой угрозу жизни людей, которые придут потом на посадочные работы. Ведь подгнившие корни, высохшие стволы создают потенциальную опасность непредсказуемых, внезапных падений деревьев прямо на людей. Такие случаи были, и именно поэтому были заложены определенные нормы в правила рубок.

По мнению Анатолия Миняева, Архангельская область еще 10 лет назад могла создать свои региональные правила рубок. Такая возможность, согласно действующему законодательству, имеется. Просто у региональной исполнительной власти до последнего момента не было политической воли, чтобы сделать подобный шаг. Быть может, обращение к губернатору неправительственной общественной экологической организации "Гринпис России" изменит ситуацию?!

Защита от хищений

По словам Миняева, Архангельская область по-прежнему остаётся одним из самых неблагополучных регионов по распространённости нелегальных рубок. Особенно страдают от незаконных действий браконьеров в лесу Вельский и Котласский районы области. В нашем регионе уже были прецеденты, когда дело о хищении леса доводилось до суда, но областной суд так и не смог наказать обвиняемых. Нет в российском законодательстве, конкретно в Уголовном кодексе статей, которые бы позволяли наказывать должным образом за воровство в лесу. Административный кодекс предусматривает штрафы от 1000 до 2000 рублей, но ведь это смешные деньги.

Реформирования лесного хозяйства идёт в направлении организации учёта заготовленного леса. Только методы, которые сейчас наспех предлагает руководство ФАЛХ, пожалуй, приемлемыми считать нельзя. Идея маркировать каждое срубленное дерево при существующих в России объёмах лесозаготовок и нехватке кадров в лесной охране затормозит всю работу в лесу. Представим себе заготовителя, который сидит и ждет, когда придет учетчик и подсчитает всю вырубленную древесину... Начнутся сбои в промышленном производстве.

Вопросы остались

Итак, главным для всей системы лесной службы вопросом остаётся вопрос о новом лесном законодательстве, поскольку изменения в структуре лесного хозяйства, предусмотренные поправками в действующий Лесной кодекс, - это еще не кардинальные перемены, которые может принести новая редакция Лесного кодекса.

По мнению Анатолия Миняева, судьба нового Лесного кодекса находится в руках действующих министров экономического развития и финансов. По имеющейся информации, именно эти министерства - главные движущие силы в процессе формирования нового законодательства, касающегося природных ресурсов. 2005 год, судя по всему, - это рубеж, перейдя который Россия должна вступить в эпоху обновленной системы управления ресурсами. Лесные ресурсы - не исключение.

В любом случае прежде чем переходить на новые формы собственности в лесу, необходимо создать новую систему охраны, хозяйственной деятельности. Видимо, на это и направлены вступившие в силу поправки к старому Лесному кодексу.

Закон должен бы углубить рыночную среду в лесной промышленности, перевести на рыночные рельсы и такие издавна государственные виды деятельности, как уход за лесом, лесопосадки, охрана лесов от пожаров и т.д.

Только, как всегда, вроде бы благое начинание в России натыкается на бюрократический подход, влекущий за собой реформирование без оценки возможностей этого реформирования, без необходимых средств и ресурсов. Такие реформы могут только уничтожить старое, но не создадут на его месте ничего нового.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя