Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
17 октября 2005 (39)
Елена СВЕТЛИЧНАЯ, журналист

Строить дороги будет бизнес

Сегодняшние темпы автомобилизации страны в два раза превышают рост количества дорог. Увеличивается доля малого и среднего бизнеса - растет нагрузка на дороги, что влияет на их быструю изнашиваемость. С другой стороны, развитая дорожная сеть - это, прежде всего, возможность зарабатывания денег. Есть дорога - появляются магазинчики, ресторанчики, возможность доставлять грузы в отдаленные территории: Дороги все чаще называют не бедой, а стратегической проблемой российской экономики, к решению которой привлекается бизнес.

Создание транспортных коридоров Север - Юг, Запад - Восток прописано в федеральной целевой программе "Дороги России", но она практически не выполняется. Денег катастрофически не хватает. Эти и другие проблемы дорожного строительства и совершенствования законодательной базы обсуждались в начале октября в Госдуме на парламентских слушаниях "Автомобильные дороги России: правовые и финансовые аспекты развития".

В слушаниях участвовали представители Министерства транспорта, Федерального дорожного агент-ства, Торгово-промышленной палаты, Союза транспортников. От Архангельской области на встрече присутствовали начальник управления "Архангельскавтодор" Алексей ВЕРЕЩАГИН и первый заместитель главы администрации Архангельской области Юрий ШЕВЕЛЕВ.

Нестандартные дороги

В Государственной Думе охарактеризовали состояние российских дорог как не соответствующее стандартам. Так, на сети федеральных дорог 56% протяженности прочных дорог ниже норматива, 37% протяженности - имеют неудовлетворительную ровность покрытия, в режиме перегрузки движения работают около 28% дорог. Положение дорог в субъектах еще сложнее. 56 тысяч населенных пунктов вообще не имеют дорог с твердым покрытием. Эти показатели были заложены при корректировке федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" и ее подпрограммы "Автомобильные дороги". Уже в 2006 году на дорожное строительство будет выделено 43 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в 2005-м. И здесь необходимо будет жестко контролировать как само качество дорог, так и качество освоения бюджетных средств.

Акцент на бизнес

Отдельная проблема - финансирование территориального строительства. После вступления в силу 131-го и 122-го законов и отмены закона "О дорожных фондах" положение стало еще сложнее. До сих пор ликвидация дорожных фондов остается спорной, ведь это был один из вариантов привлечения средств бизнеса в дорожную отрасль.

Сегодня в России планируется реализация четырех пилотных проектов платных дорог с применением механизма государственно-частного партнерства.

Многие положения разрабатываемого закона вступают в противоречие с действующим законодательством. Чтобы частный инвестор пошел на выделение средств, участники слушаний предложили правительству подготовить ключевой для дорожников закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", работа над которым ведется уже более семи лет. Этот закон закрепит на законодательном уровне нормы и порядок проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, организации финансирования и управления дорожным хозяйством.

Нужна ли нам халтура?

Один из последних примеров привлечения средств из внебюджетных источников в Архангельской области - реконструкция дороги Архангельск - Северодвинск. В прошлом году в финансировании проекта активно участвовала компания "Роснефть", в этом году - предприятия Газпрома.

Сдача 4-километрового участка (16-19 км в районе Рикасихи - Лаи) прошла в эти дни. Глава области сделал почти заявление - мол, те организации, которые будут строить некачественно, срок гарантии на работу которых будет не больше, чем на бытовую технику, не будут строить на территории области - "халтура нам не нужна!". Однако тут же мы видим противоречивый пример. Дело в том, что, как отметил генеральный директор компании - подрядчика работ "Севзапдорстрой" Александр НЕЧАЕВ, цена восстановленного участка - 47 миллионов рублей - не так и высока. Исходя из этого, гарантия на работы распространяется не на двенадцать лет, как обычно, а только на семь. Именно такой срок гарантии дается на обычные водонагреватели:.

"Таких участков в Архангельской области пока не много. Я надеюсь, что их будет значительно больше, если мы так же настойчиво будем работать над финансированием. На этой трассе самая высокая интенсивность движения - до 8 тысяч автомобилей в сутки. Поэтому дорога должна хорошо выглядеть и обеспечивать безопасность проезда, соответствовать экономическому развитию региона. В следующем году мы должны доделать следующие участки северодвинской дороги", - сказал губернатор Архангельской области Николай КИСЕЛЕВ.

Дорожная одежда сделана из расчета 12 тонн на ось. Автодорога расширена с 7 до 9 метров. Все эти изменения рассчитаны на сегодняшнюю пропускную способность - 8 тысяч автомобилей в сутки. Но в ближайшие пять лет прогнозируется ее увеличение до 15 тысяч. И дорога второй категории, которая представлена сейчас, уже не будет справляться с поставленными задачами. Таким образом, к концу гарантийного срока строители вновь должны будут приступить к ремонту самой востребованной трассы области.

Справка "БК"

Формирование сети автомобильных дорог Архангельской области началось в шестидесятые годы, когда были созданы специальные дорожно-строительные подразделения и начато строительство дорог и мостов. Центральные области России приступили к строительству и реконструкции автомобильных дорог в тридцатые годы, т.е. наша область потеряла несколько десятилетий и далеко отстала в развитии дорожной сети.

Только 15 лет назад, в 1986 году, наша область получила единственный выход на общероссийскую сеть дорог, когда на границе Архангельской и Вологодской областей завершилось строительство федеральной дороги Москва - Архангельск.

Из общей протяженности сети дорог общего пользования - 8338 километров - только 2490 км с асфальтобетонным покрытием, 4478 - гравийные, а 1370 км - грунтовые. Четыре районных центра (Мезень, Лешуконское, Карпогоры и Яренск) не имеют круглогодичного автомобильного сообщения с Архангельском.

Из более 1000 мостов на дорогах общего пользования только 11% в капитальном исполнении, остальные - деревянные, не обеспечивающие пропуск современного тяжеловесного транспорта.

К развитию дорожной сети планируют привлечь капитал бизнесменов. В этом должен помочь закон о концессиях. Идея проста - намечается дорога или мост, на строительство которого у государства денег не хватает, привлекаются региональные, муниципальные, банковские, частные средства. Дорога становится платной - частный инвестор-концессионер получает прибыль, и через несколько лет дорога переходит государству бесплатно. Но тут возникает важный вопрос: как сделать так, чтобы частные дороги не заменили собой дороги бесплатные?



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя