Бизнес-класс. Архангельск
17 октября 2005 (39)
Елена СВЕТЛИЧНАЯ, журналист
Строить дороги будет бизнес
Сегодняшние темпы автомобилизации страны в два раза превышают рост количества
дорог. Увеличивается доля малого и среднего бизнеса - растет нагрузка на дороги,
что влияет на их быструю изнашиваемость. С другой стороны, развитая дорожная
сеть - это, прежде всего, возможность зарабатывания денег. Есть дорога -
появляются магазинчики, ресторанчики, возможность доставлять грузы в отдаленные
территории: Дороги все чаще называют не бедой, а стратегической проблемой
российской экономики, к решению которой привлекается бизнес.
Создание транспортных коридоров Север - Юг, Запад - Восток прописано в
федеральной целевой программе "Дороги России", но она практически не
выполняется. Денег катастрофически не хватает. Эти и другие проблемы дорожного
строительства и совершенствования законодательной базы обсуждались в начале
октября в Госдуме на парламентских слушаниях "Автомобильные дороги России:
правовые и финансовые аспекты развития".
В слушаниях участвовали представители Министерства транспорта, Федерального
дорожного агент-ства, Торгово-промышленной палаты, Союза транспортников. От
Архангельской области на встрече присутствовали начальник управления
"Архангельскавтодор" Алексей ВЕРЕЩАГИН и первый заместитель главы администрации
Архангельской области Юрий ШЕВЕЛЕВ.
Нестандартные дороги
В Государственной Думе охарактеризовали состояние российских дорог как не
соответствующее стандартам. Так, на сети федеральных дорог 56% протяженности
прочных дорог ниже норматива, 37% протяженности - имеют неудовлетворительную
ровность покрытия, в режиме перегрузки движения работают около 28% дорог.
Положение дорог в субъектах еще сложнее. 56 тысяч населенных пунктов вообще не
имеют дорог с твердым покрытием. Эти показатели были заложены при корректировке
федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" и ее
подпрограммы "Автомобильные дороги". Уже в 2006 году на дорожное строительство
будет выделено 43 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в 2005-м. И
здесь необходимо будет жестко контролировать как само качество дорог, так и
качество освоения бюджетных средств.
Акцент на бизнес
Отдельная проблема - финансирование территориального строительства. После
вступления в силу 131-го и 122-го законов и отмены закона "О дорожных фондах"
положение стало еще сложнее. До сих пор ликвидация дорожных фондов остается
спорной, ведь это был один из вариантов привлечения средств бизнеса в дорожную
отрасль.
Сегодня в России планируется реализация четырех пилотных проектов платных дорог
с применением механизма государственно-частного партнерства.
Многие положения разрабатываемого закона вступают в противоречие с действующим
законодательством. Чтобы частный инвестор пошел на выделение средств, участники
слушаний предложили правительству подготовить ключевой для дорожников закон "Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", работа над которым
ведется уже более семи лет. Этот закон закрепит на законодательном уровне нормы
и порядок проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог,
организации финансирования и управления дорожным хозяйством.
Нужна ли нам халтура?
Один из последних примеров привлечения средств из внебюджетных источников в
Архангельской области - реконструкция дороги Архангельск - Северодвинск. В
прошлом году в финансировании проекта активно участвовала компания "Роснефть", в
этом году - предприятия Газпрома.
Сдача 4-километрового участка (16-19 км в районе Рикасихи - Лаи) прошла в эти
дни. Глава области сделал почти заявление - мол, те организации, которые будут
строить некачественно, срок гарантии на работу которых будет не больше, чем на
бытовую технику, не будут строить на территории области - "халтура нам не
нужна!". Однако тут же мы видим противоречивый пример. Дело в том, что, как
отметил генеральный директор компании - подрядчика работ "Севзапдорстрой"
Александр НЕЧАЕВ, цена восстановленного участка - 47 миллионов рублей - не так и
высока. Исходя из этого, гарантия на работы распространяется не на двенадцать
лет, как обычно, а только на семь. Именно такой срок гарантии дается на обычные
водонагреватели:.
"Таких участков в Архангельской области пока не много. Я надеюсь, что их будет
значительно больше, если мы так же настойчиво будем работать над
финансированием. На этой трассе самая высокая интенсивность движения - до 8
тысяч автомобилей в сутки. Поэтому дорога должна хорошо выглядеть и обеспечивать
безопасность проезда, соответствовать экономическому развитию региона. В
следующем году мы должны доделать следующие участки северодвинской дороги", -
сказал губернатор Архангельской области Николай КИСЕЛЕВ.
Дорожная одежда сделана из расчета 12 тонн на ось. Автодорога расширена с 7 до 9
метров. Все эти изменения рассчитаны на сегодняшнюю пропускную способность - 8
тысяч автомобилей в сутки. Но в ближайшие пять лет прогнозируется ее увеличение
до 15 тысяч. И дорога второй категории, которая представлена сейчас, уже не
будет справляться с поставленными задачами. Таким образом, к концу гарантийного
срока строители вновь должны будут приступить к ремонту самой востребованной
трассы области.
Справка "БК"
Формирование сети автомобильных дорог Архангельской области началось в
шестидесятые годы, когда были созданы специальные дорожно-строительные
подразделения и начато строительство дорог и мостов. Центральные области России
приступили к строительству и реконструкции автомобильных дорог в тридцатые годы,
т.е. наша область потеряла несколько десятилетий и далеко отстала в развитии
дорожной сети.
Только 15 лет назад, в 1986 году, наша область получила единственный выход на
общероссийскую сеть дорог, когда на границе Архангельской и Вологодской областей
завершилось строительство федеральной дороги Москва - Архангельск.
Из общей протяженности сети дорог общего пользования - 8338 километров - только
2490 км с асфальтобетонным покрытием, 4478 - гравийные, а 1370 км - грунтовые.
Четыре районных центра (Мезень, Лешуконское, Карпогоры и Яренск) не имеют
круглогодичного автомобильного сообщения с Архангельском.
Из более 1000 мостов на дорогах общего пользования только 11% в капитальном
исполнении, остальные - деревянные, не обеспечивающие пропуск современного
тяжеловесного транспорта.
К развитию дорожной сети планируют привлечь капитал бизнесменов. В этом должен
помочь закон о концессиях. Идея проста - намечается дорога или мост, на
строительство которого у государства денег не хватает, привлекаются
региональные, муниципальные, банковские, частные средства. Дорога становится
платной - частный инвестор-концессионер получает прибыль, и через несколько лет
дорога переходит государству бесплатно. Но тут возникает важный вопрос: как
сделать так, чтобы частные дороги не заменили собой дороги бесплатные?
|