Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
24 октября 2005 (40)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ

Нужно ли искать автомобили под железнодорожным мостом?

В ночь на 20 сентября произошла трагедия: с пролёта разведённого моста в реку упала машина с пятью подростками 16-18 лет. Этому событию было посвящено немало внимания в телерепортажах, сводках информационных агентств и газетных публикациях.

Журналисты вполне обоснованно критиковали действия МЧС, ведь автомобиль удалось обнаружить и извлечь из Северной Двины только 4 октября. Родители, почти две недели пребывавшие в отчаянии от неизвестности, получили для погребения тела четверых погибших. Тело ещё одного вынесло течением - вероятно, в момент удара УАЗа о дно. Учитывая время года, останки парня, скорее всего, останутся "похороненными" неведомо где. Несчастье имеет печальную предысторию - автомобиль, потерпевший аналогичную аварию на этом же самом месте в прошлом году, не найден до сих пор.

Поиск занял шесть часов

Машина оказалась на глубине 25 метров неподалёку от четвертой опоры моста. Причинами столь длительных неудач в ее поисках называют и слабую техническую оснащённость архангельской службы спасения, и состояние дна Северной Двины, сплошь усеянного хламом. Только представьте себе рельеф, где, подобно какой- нибудь раковине, может затеряться УАЗ-"буханка": Всё-таки это не иголка в стоге сена!

Есть ещё одно обстоятельство, и оно особенно волнует, если предположить в наше неспокойное время высокую вероятность катастроф более масштабных. Государственные службы, испытывающие недостаток материальных ресурсов, и частные предприятия, где имеется экстренно необходимое в чрезвычайной ситуации оборудование, должны взаимодействовать. Как показал опыт, когда речь идёт о гибели людей и горе их близких, владельцы уникального оборудования не думают о прибыли, ими движет нормальное сострадание, а потому не приходит в голову мысль говорить об оплате его эксплуатации и затраченных усилий. Однако признания и благодарности они заслуживают, несомненно.

"Зная о том, что в прошлом году поиски автомобиля "увенчались" полным провалом, мне позвонили родители одного из парней - они обращались с просьбами о помощи ко всем знакомым, кто был способен оказать хоть какое-то содействие службе спасения, - рассказывает генеральный директор группы частных охранных предприятий "ТИТАН-ЩИТ" Александр ЦЕГАЛКО. - Позвонив в МЧС и выяснив, что у спасателей нет специального глубоководного оборудования, я тут же связался с директором фирмы "ПРОГРЕСС-ТЕХ" Анатолием КАРАНИНЫМ и предложил ему объединить усилия для помощи МЧС. Он согласился - безоговорочно и бескорыстно.

"ПРОГРЕСС-ТЕХ" имеет в распоряжении дорогостоящее оборудование для подводных работ - этим летом экспедиция Каранина искала в Белом море и на острове Анзер колокола Соловецкого монастыря, затопленные в 20-е годы. Анатолий Феодосиевич предоставил в распоряжение спасателей систему подводного наблюдения. Сотрудники МЧС искали автомобиль двенадцать дней - и ничего не нашли.

"Отчаяние и безысходность возрастали, и мы решили организовать альтернативные поиски. УАЗ был обнаружен после шестичасовой работы на месте аварии, - продолжает Анатолий КАРАНИН. - Рассчитывая траекторию падения и локализацию объекта, мы с Александром Николаевичем исходили из его возможной скорости движения, высоты падения и скорости течения. Когда нашли машину, позвонили в МЧС и попросили срочно прислать водолазов. Первой ответной реакцией было неподдельное удивление. После звонка мэру города помощь пришла мгновенно".

Есть смысл продолжить разговор

:Камера вошла прямо в салон машины, стоящей на колёсах поперёк течения, - и по этому тросу на её крышу спустился первый водолаз. На следующий день глава МЧС Михаил БУСИН собрал брифинг и сообщил о находке, ни разу не упомянув тех людей, кто в действительности нашёл машину с телами погибших ребят. Да, в первых публикациях СМИ и телесюжетах отсутствовало всякое упоминание о частных предприятиях, сыгравших ключевую роль в этой истории. Широкая общественность узнала о ней только тогда, когда с опровержениями в прессе выступили возмущённые родители, а затем одна из родственниц погибших выступила по телевидению.

"Дело не в лаврах, - продолжает Александр Николаевич. - Просто до сих пор мало кто знает: в процессе двенадцатидневной операции было выведено из строя ценное оборудование компании "ПРОГРЕСС-ТЕХ". Анатолий Феодосиевич получил разбитую цветную камеру подводного наблюдения - по халатности или неосторожности спасателей она была сломана, а монитор залит водой.

Взамен этой камеры Анатолий Каранин тут же бесплатно предоставил в распоряжение МЧС другую, не требуя ни извинений, ни благодарности, ни компенсации ущерба. Их и не последовало. А нам есть смысл продолжить разговор - когда мы обследовали дно с помощью второй, уцелевшей, камеры, мы мельком видели под Краснофлотским мостом обломки, очень похожие на фрагменты автомобиля. Вполне возможно, что это машина, слетевшая с моста в прошлом году, но чтобы убедиться в этом, надо организовать дополнительные поиски с привлечением спецтехники - "управляемых" подводных видеокамер".

Государственные структуры нередко обращаются к частным компаниям за содействием. В чрезвычайных ситуациях их поддержка всегда носит благотворительный характер, хотя эти факты далеко не всегда становятся достоянием гласности. Цель этого материала - не только внести дополнения к тому, что уже сказано нашими коллегами, но и напомнить, какое значение имеет этика взаимодействия, если "цена вопроса" - судьбы людей.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя