|
Бизнес-класс. Архангельск
24 октября 2005 (40)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Нужно ли искать автомобили под железнодорожным мостом?
В ночь на 20 сентября произошла трагедия: с пролёта разведённого моста в реку
упала машина с пятью подростками 16-18 лет. Этому событию было посвящено немало
внимания в телерепортажах, сводках информационных агентств и газетных
публикациях.
Журналисты вполне обоснованно критиковали действия МЧС, ведь автомобиль удалось
обнаружить и извлечь из Северной Двины только 4 октября. Родители, почти две
недели пребывавшие в отчаянии от неизвестности, получили для погребения тела
четверых погибших. Тело ещё одного вынесло течением - вероятно, в момент удара
УАЗа о дно. Учитывая время года, останки парня, скорее всего, останутся
"похороненными" неведомо где. Несчастье имеет печальную предысторию -
автомобиль, потерпевший аналогичную аварию на этом же самом месте в прошлом
году, не найден до сих пор.
Поиск занял шесть часов
Машина оказалась на глубине 25 метров неподалёку от четвертой опоры моста.
Причинами столь длительных неудач в ее поисках называют и слабую техническую
оснащённость архангельской службы спасения, и состояние дна Северной Двины,
сплошь усеянного хламом. Только представьте себе рельеф, где, подобно какой-
нибудь раковине, может затеряться УАЗ-"буханка": Всё-таки это не иголка в стоге
сена!
Есть ещё одно обстоятельство, и оно особенно волнует, если предположить в наше
неспокойное время высокую вероятность катастроф более масштабных.
Государственные службы, испытывающие недостаток материальных ресурсов, и частные
предприятия, где имеется экстренно необходимое в чрезвычайной ситуации
оборудование, должны взаимодействовать. Как показал опыт, когда речь идёт о
гибели людей и горе их близких, владельцы уникального оборудования не думают о
прибыли, ими движет нормальное сострадание, а потому не приходит в голову мысль
говорить об оплате его эксплуатации и затраченных усилий. Однако признания и
благодарности они заслуживают, несомненно.
"Зная о том, что в прошлом году поиски автомобиля "увенчались" полным провалом,
мне позвонили родители одного из парней - они обращались с просьбами о помощи ко
всем знакомым, кто был способен оказать хоть какое-то содействие службе
спасения, - рассказывает генеральный директор группы частных охранных
предприятий "ТИТАН-ЩИТ" Александр ЦЕГАЛКО. - Позвонив в МЧС и выяснив, что у
спасателей нет специального глубоководного оборудования, я тут же связался с
директором фирмы "ПРОГРЕСС-ТЕХ" Анатолием КАРАНИНЫМ и предложил ему объединить
усилия для помощи МЧС. Он согласился - безоговорочно и бескорыстно.
"ПРОГРЕСС-ТЕХ" имеет в распоряжении дорогостоящее оборудование для подводных
работ - этим летом экспедиция Каранина искала в Белом море и на острове Анзер
колокола Соловецкого монастыря, затопленные в 20-е годы. Анатолий Феодосиевич
предоставил в распоряжение спасателей систему подводного наблюдения. Сотрудники
МЧС искали автомобиль двенадцать дней - и ничего не нашли.
"Отчаяние и безысходность возрастали, и мы решили организовать альтернативные
поиски. УАЗ был обнаружен после шестичасовой работы на месте аварии, -
продолжает Анатолий КАРАНИН. - Рассчитывая траекторию падения и локализацию
объекта, мы с Александром Николаевичем исходили из его возможной скорости
движения, высоты падения и скорости течения. Когда нашли машину, позвонили в МЧС
и попросили срочно прислать водолазов. Первой ответной реакцией было
неподдельное удивление. После звонка мэру города помощь пришла мгновенно".
Есть смысл продолжить разговор
:Камера вошла прямо в салон машины, стоящей на колёсах поперёк течения, - и по
этому тросу на её крышу спустился первый водолаз. На следующий день глава МЧС
Михаил БУСИН собрал брифинг и сообщил о находке, ни разу не упомянув тех людей,
кто в действительности нашёл машину с телами погибших ребят. Да, в первых
публикациях СМИ и телесюжетах отсутствовало всякое упоминание о частных
предприятиях, сыгравших ключевую роль в этой истории. Широкая общественность
узнала о ней только тогда, когда с опровержениями в прессе выступили возмущённые
родители, а затем одна из родственниц погибших выступила по телевидению.
"Дело не в лаврах, - продолжает Александр Николаевич. - Просто до сих пор мало
кто знает: в процессе двенадцатидневной операции было выведено из строя ценное
оборудование компании "ПРОГРЕСС-ТЕХ". Анатолий Феодосиевич получил разбитую
цветную камеру подводного наблюдения - по халатности или неосторожности
спасателей она была сломана, а монитор залит водой.
Взамен этой камеры Анатолий Каранин тут же бесплатно предоставил в распоряжение
МЧС другую, не требуя ни извинений, ни благодарности, ни компенсации ущерба. Их
и не последовало. А нам есть смысл продолжить разговор - когда мы обследовали
дно с помощью второй, уцелевшей, камеры, мы мельком видели под Краснофлотским
мостом обломки, очень похожие на фрагменты автомобиля. Вполне возможно, что это
машина, слетевшая с моста в прошлом году, но чтобы убедиться в этом, надо
организовать дополнительные поиски с привлечением спецтехники - "управляемых"
подводных видеокамер".
Государственные структуры нередко обращаются к частным компаниям за содействием.
В чрезвычайных ситуациях их поддержка всегда носит благотворительный характер,
хотя эти факты далеко не всегда становятся достоянием гласности. Цель этого
материала - не только внести дополнения к тому, что уже сказано нашими
коллегами, но и напомнить, какое значение имеет этика взаимодействия, если "цена
вопроса" - судьбы людей.
| |