|
Бизнес-класс. Архангельск
24 октября 2005 (40)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Отдадим должное логике рекламистов
Наружная реклама - сверхприбыльный бизнес. По всей видимости, в этом уверены и
работники муниципального департамента экономики, и большинство депутатов
городского Совета. Мэрия подготовила проект введения ЕНВД на размещение наружной
рекламы, и он должен быть утверждён на ближайшей сессии горсовета.
Документ разрабатывали без участия рекламистов, и поправочный коэффициент 0,2,
предусматриваемый проектом, вызвал мощный резонанс в их среде. В начале прошлой
недели на заседании бюджетной комиссии по этому поводу крайне эмоционально
высказался Михаил КАЧАНОВ - председатель Некоммерческого партнёрства операторов
наружной рекламы. Все участники этого сектора рынка сходятся во мнении:
утверждение проекта на законодательном уровне ставит под угрозу само
существование наружной рекламы, а следовательно, может вызвать эффект, прямо
противоположный ожидаемому. Налоговые поступления в местные бюджеты ощутимо
сократятся. Сегодня эту точку зрения аргументируют одни из основателей агентства
наружной рекламы "ГАГАРИН" Сергей ДОЛГОБОРОДОВ и Сергей МАРИНИН.
- Итак, считается, что наружная реклама приносит сверхдоходы. Что показывает
опыт работы рекламных агентств?
С.М. Опыт наших коллег показывает, что в настоящий момент рентабельность услуг
по изготовлению и размещению наружной рекламы в Архангельске не превышает 25%. В
любом случае, и с этим соглашаются депутаты, это менее доходный бизнес, чем,
допустим, торговля. Хотя почему-то именно руководители торговых предприятий
полагают, что расценки на размещение рекламы операторы берут с потолка, в то
время как этот вид деятельности, как и любой другой, сопряжён с затратами.
Поклейка плакатов, аренда транспорта и автовышек, внешняя подсветка, содержание
конструкций в технически исправном состоянии, оплата труда работников, наконец,
- всё это вкупе и определяет ежемесячную цену одной стороны стандартного
биллборда - 8-9 тысяч рублей.
Кроме того, наружная реклама является сегодня единственной сферой данной
отрасли, гарантирующей стабильную наполняемость городского бюджета. Уже сейчас
(до введения ЕНВД) налоги операторов наружной рекламы только в виде платы за
распространение составляют от 8 до 10% оборота компании. В 2005 году сумма
данных поступлений приблизится к 10 млн рублей. Другие составляющие рекламного
рынка - телевидение, радио, газеты и журналы не платят в городскую казну ничего,
кроме налога на прибыль. И это факт. Определенная группа депутатов в виде
"дружеского" совета предлагает нам продать неэффективные, в связи с введением
ЕНВД, рекламные носители, аргументируя свое предложение тем, что найдутся более
умелые собственники. Но в чьих руках окажутся эти щиты - вот в чём вопрос?! Если
они перейдут от специализированных рекламных агентств к торговым фирмам (местным
производителям они будут просто не по карману), городской бюджет, скорее всего,
не получит ничего, так как реклама собственного бизнеса не является
предпринимательской, а следовательно ЕНВД к ним применяться не будет.
- Тогда скажите, в какие цифры выльется ЕНВД при проектном значении поправочного
коэффициента.
С.Д. Ставка налога на самые распространённые щиты размером 3х6 метра повысится в
три раза. Я считаю, что налоговое бремя, превышающее 30% стоимости товара или
услуги, для предпринимателя непосильно. Не забывайте, что существуют еще
расходы, не связанные с налоговыми платежами, и игнорировать их было бы просто
неразумно. Как известно, в производстве они могут составлять до 90% от стоимости
товара. Существующее налогообложение варь-ируется от 6% с оборота до 15% с
прибыли при "упрощенной" системе и 24% от прибыли, при обычной. Предлагаемая
ставка налога для операторов наружной рекламы, на наш взгляд, превышает все
разумные пределы! Мы вынуждены будем отдавать государству минимум 3 тысячи
рублей с каждой проданной стороны.
- Перейдём к возможным последствиям решения городского Совета.
С.Д. Первым последствием станет скачок цен на размещение наружной рекламы, что,
безусловною, скажется на цене всех рекламируемых товаров и в итоге ударит по
конечному потребителю. С рыночной точки зрения этот рост цен будет абсолютно
необоснованным! Наружная реклама приносит доход городу, операторы не
отказываются платить - будь то ЕНВД, плата за распространение рекламы или налог
на землю. Вопрос в том, насколько разумной будет ставка: стоит ли резать на мясо
дойную корову?
Рекламисты рассматривают этот проект как карательный. Конечно, мы можем
подтянуть пояса и работать с минимальной прибылью, но некоторые направления
придётся свернуть, как заведомо убыточные. Например, налог с брандмауэра
площадью 12х18 метра приблизится к 22 тысячам рублей в месяц. Стоимость аренды
для рекламодателя - 27 тысяч рублей в месяц. И это при том, что данная сумма
включает плату в округа 8 тысяч рублей и подсветку. Не экономисту видно - сумма
платежей после введения ЕНВД заметно превысит стоимость услуги.
Вот ещё один важный момент - сама динамика. Рост рекламного рынка в последнее
время давал мощный толчок развитию бизнеса в целом. Сформировались новые
сегменты рынка. Возникли компании по обслуживанию наружной рекламы. Открылись
новые дизайн-студии. В городе появились брэндмобили, уличные видеоэкраны. А
такого вида деятельности, как широкоформатная печать, в Архангельске просто до
этого не существовало, все заказы, а следовательно и деньги, уходили в Питер или
Москву. Сейчас в этом секторе занято более тысячи человек, и их будущее целиком
и полностью зависит от спроса на наружную рекламу.
В Москве, Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах, где уже действует
ЕНВД, принята вполне разумная методика расчета поправочного коэффициента для
щитов 3х6. Вот вполне приемлемый для Архангельска вариант (см. таблицу).
Группа рекламистов обратилась к мэру Архангельска Александру Донскому с
официальным письмом, где предложила вынести вопрос о введении ЕНВД для
операторов рынка наружной рекламы из повестки дня сессии, чтобы совместно
проработать вопрос о возможном значении поправочных коэффициентов, чётко
дифференцировав их в зависимости от зон деловой активности и рекламных площадей.
| |