Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
3 октября 2005 (37)
Анастасия Шоломицкая

Развитие ЛПК тормозится бездорожьем

Вопрос создания областной программы строительства лесных дорог в Архангельской области сегодня стоит очень остро. Только в течение минувшей недели он дважды рассматривался советом Ассоциации работодателей "Промышленники Поморья". В 2006 году в областной бюджет должны будут поступить федеральные средства на лесное дорожное строительство. Однако пока остается неясным, как сделать так, чтобы эти средства использовались с максимальной отдачей и помогли реальному производителю.

По словам председателя совета директоров ООО ПКП "Титан", члена совета Ассоциации "Промышленники Поморья" Василия БАДАНИНА, сегодня Бюджетный кодекс России запрещает использовать бюджетные деньги для развития коммерческих предприятий. Поэтому областная власть не может придумать ничего другого, как направить эти деньги на строительство дорог общего пользования, которые каким-то образом могут использоваться и как дороги для вывозки древесины.

Но цифры говорят сами за себя - себестоимость одного километра лесовозной дороги составляет около 2 млн рублей, тогда как один километр дороги общего пользования обходится не менее чем в 10 млн рублей. Сегодня лесозаготовители дороги все равно вынуждены строить, иначе не будет освоения лесного фонда. Есть областная программа или нет, строительство все равно идет. Производственно-коммерческое предприятие "Титан", например, строит около 50 км дорог в год. И эти расходы ложатся на себестоимость сырья. Даже если финансировать строительство дорог общего пользования из расчета "50 на 50", все равно один километр такой дороги будет стоить как два километра лесовозной магистрали.

В районах - бездорожье

Председатель планово-бюджетной комиссии областного Собрания депутатов, начальник управления "Архангельскавтодор" Алексей ВЕРЕЩАГИН на заседании совета Ассоциации "Промышленники Поморья" заявил, что в Архангельской области сегодня пять районных центров вообще (!) не соединены с областным центром дорогами общего пользования. И это главная из нерешенных задач в области дорожного строительства. Необходимо, чтобы Российская Федерация помогла Архангельской области в решении именно этой задачи, сказал в интервью еженедельнику "Бизнес-класс Архангельск" Василий Баданин.

Существует еще и очень интересный опыт строительства дорог в соседней Вологодской области. Смысл его состоит в том, чтобы построить, скажем, сеть дорог только в одном районе - и оценить экономический эффект от этого строительства. Насколько увеличится доходная часть бюджета, насколько велика инвестиционная привлекательность региона.

О роли дорог

Сегодня, по словам Алексея Верещагина, в Архангельской области есть план строительства дорог, но его надо обязательно корректировать.

Сегодня лесные дороги используется не только для вывозки леса - это и противопожарные мероприятия, и лесовосстановление, и доступ населения в лес для сбора грибов и ягод. Во многих случаях лесовозная дорога ничем не отличается от дороги общего пользования. Большинство магистралей позволяет лесовозам развивать скорость до 80 км/час. В конечном итоге эти магистрали и могут стать дорогами общего пользования. В области уже есть подобные примеры, когда Усть-Покшеньгский леспромхоз в Пинежском районе довел свою магистраль до границ Виноградовского района, и она почти уже соединилась с магистралью, которую ведет Борецкий ЛПХ. Таким образом, осталось достроить всего несколько километров для того, чтобы коротким путем соединить Мезенский, Лешуконский и Пинежский районы с переправой Осиново (п.Березник) и федеральной трассой. Получается, что лесопромышленники вполне оправданно просят поддержки у государства.

Федеральная стратегия

Депутат областного Собрания, член совета Ассоциации "Промышленники Поморья" Антонина ДРАЧЁВА считает, что при выделении средств областной казны на поддержку коммерческих структур Бюджетный кодекс выставляет такие условия, которые трудно будет согласовать с возможностями участников лесных отношений. Поскольку государство - собственник лесного фонда, необходимо, чтобы в первую очередь стратегия развития лесной инфраструктуры была объявлена на уровне Федерации.

"Мы не раз слышали заявления руководителя "Рослесхоза" Валерия Рощупкина о необходимости освоения расчетной лесосеки и увеличения объёмов строительства лесовозных дорог. Причем Рощупкин предлагает обычно вполне приемлемую схему - государство строит дорогу, потом продает на аукционе лесные участки, расположенные вдоль нее. Арендная плата в этом случае должна быть на порядок выше, чем на тех участках лесного фонда, которые отдалены от дорог. В этом случае длинные бюджетные инвестиции будут возвращаться в виде арендной платы", - считает Антонина Драчёва. Впрочем, по ее словам, пока это лишь устные заявления руководства "Рослесхоза", не оформленные никакими документами.

Сегодня существуют и иные способы государственной поддержки дорожного строительства в лесу. Если это не прямые инвестиции в лесовозные дороги, то создание условий для развития ЛПК. Потом лесопромышленный комплекс смог бы пополнять бюджеты разных уровней. Это могут быть различные механизмы - бюджетные, налоговые кредиты.

Нужна программа

Сегодня в Архангельской области действует областной закон об инвестиционной деятельности, который, по мнению лесопромышленников, совершенно не работает. Там прописан сложный механизм получения налогового кредита. Необходимо поработать над этим законом - расширить спектр налогов, упростить механизм получения кредитов, увеличить срок кредитования. И на федеральном, и на областном уровнях нужно разработать механизм возмещения процентов по банковским кредитам. Все эти меры нужно объединить в программу, считает Антонина Драчева. Причем отдельную программу писать смысла нет. Департамент экономики администрации области готовит общую программу социально-экономического развития области, туда нужно просто включить раздел, специально посвященный лесопромышленному комплексу.

"Промышленники Поморья" уже решили обновить состав рабочей группы по созданию специального раздела программы социально-экономического развития области, посвященного ЛПК, кроме того, собрать с предприятий предложения по их развитию, с тем чтобы можно было формировать программу из трёх основных частей. Первая должна быть посвящена стратегии (хотя ее трудно прописать без Лесного кодекса, но участники лесных отношений должны знать, на что рассчитывать), вторая - прописать механизмы, о которых уже говорилось выше, и третье - наметить конкретные мероприятия, которые должны совпадать с планами развития участников лесных отношений.

Пора строить

Есть, конечно, и всякие хитрости, которые необходимо знать, "пробивая" бюджетные деньги на промышленное развитие. Например, отдельную строку, посвященную строительству дорог в лесу, нужно вписывать в областной закон "Об областном бюджете" специальным постановлением главы администрации области, чтобы, например, из-за "неправильного кода бюджетной классификации" сред-ства в конечном итоге не ушли на другие нужды. Как видно, без специального лоббирования строку в областном бюджете в наших условиях "пробить" сложно, но лоббирование уже давно стало нормой региональной политики.

Кроме того, как нам стало известно, крупным лесопромышленным структурам уже пришли предложения "Архавтодора" профинансировать частично строительство или ремонт того или иного объекта на дорогах общего пользования.

Кстати, на тему государственной поддержки строительства дорог в мае 2005 года высказался губернатор Архангельской области Николай КИСЕЛЕВ. В ежегодном послании областному Собранию глава администрации заявил, что область будет участвовать в дорожном строительстве и споры на эту тему пора прекратить.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя