Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
19 декабря 2005 (48)
Иван МОСЕЕВ, главный редактор

Хочу все знать, или Зачем непрозрачной власти прозрачные граждане?

В предыдущих номерах еженедельника "Бизнес-класс Архангельск" (N45-46) мы подняли тему резкого ужесточения контролирующих функций государства за деятельностью некоммерческих организаций. Напомним, что законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" напрямую задевает интересы некоммерческих объединений, в том числе и предпринимателей (все бизнес-ассоциации, некоммерческие партнерства и др.). Как мы и ожидали, публикации вызвали широкий общественный резонанс. Сегодня по просьбе наших читателей мы попытаемся разобраться, насколько обоснованно вмешательство государства в деятельность некоммерческих организаций.

Скорость, с которой депутаты принимают законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", заставляет задуматься об его реальных целях.

Декларируемые цели законопроекта общеизвестны. Они сводятся к тому, что государство якобы лишь добивается "прозрачности" объединений граждан. На недавней встрече с председателем Совета по правам человека при Президенте России Эллой Памфиловой Владимир Путин так и заявил, что политическая деятельность в России должна быть "максимально прозрачной", а продолжающееся финансирование политической деятельности из-за границы должно быть в поле зрения государства.

Однако, по мнению юристов, этот законопроект фактически дублирует уже действующее законодательство по контролю за общественной деятельностью граждан.

Кто нас контролирует?

Любопытно, каких еще полномочий контроля не хватает государству, если деятельность некоммерческих, общественных организаций сегодня уже контролируют:

- Федеральная регистрационная служба Российской Федерации (все общественные организации сегодня обязаны сдавать ежегодный отчет о своей деятельности в соответствии с требованием ст. 29 Федерального закона РФ "Об общественных объединениях:" Если организация не сдает этот отчет, она может быть закрыта по решению суда. А новый законопроект предлагает разрешить регистрирующему органу закрывать общественные организации без решения суда. Таким образом, создаются идеальные условия для чиновничьего произвола и коррупции.

- Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ее задачи и полномочия понятны всем и не нуждаются в комментариях и ссылках). Сегодня все общественные и некоммерческие организации регулярно сдают ежеквартальные и годовые отчеты в налоговые органы, официально оповещая их о своей финансовой деятельности, открытии и закрытии счетов и о всех денежных поступлениях. Причем если какая-то небольшая общественная организация не имеет своего счета, не ведет никакой хозяйственной деятельности и не имеет источника финансирования - она все равно обязана тратить массу времени и сил на заполнение и сдачу пустых бланков отчетности в налоговые органы. Таким образом, эта функция госконтроля уже является избыточной, так как затрудняет работу общественных организаций, не имеющих источников финансирования.

- Прокуратура Российской Федерации (контролирующие функции прокуратуры также не нуждаются в пояснениях, а ее полномочия позволяют государству проверять любую организацию, в том числе некоммерческую, и в любое время, если для этого есть основания. В частности, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г.

N 2202-I "О Прокуратуре Российской Федерации").

- Федеральная служба безопасности - ФСБ России (ее контролирующие полномочия широко известны). ФСБ имеет право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе без-опасности").

- Министерство внутренних дел Российской Федерации - МВД России. Милиция, как система государственных органов исполнительной власти, тоже имеет право проверять и финансовую, и хозяйственную деятельность юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций (см. например, приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности").

- Счетная палата Российской Федерации - контролирует деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ (статья 12 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации").

- Федеральная служба по финансовому мониторингу. Эта служба осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими лицами, в том числе некоммерческими организациями, требований законодатель-ства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодатель-ства (пункт 51 постановления Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу").

- Лицензирующие органы - осуществляют лицензионный контроль в целях проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г.

N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

- Федеральная служба госстатистики - осуществляет мониторинг деятельности некоммерческих организаций путем сбора количественной информации, в том числе запрашивает в установленном порядке у юридических лиц, их филиалов и представительств сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений (пункт 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики").

Добавим, что, помимо всех этих служб и спецслужб, за выполнением общественными объединениями всех существующих норм и стандартов следят экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы надзора и контроля.

Следовательно, довод авторов законопроекта о том, что он создан исключительно с целью усиления "прозрачности", выглядит неубедительно. Очевидно, что в итоге погони за "прозрачностью" исчезнут многие полезные некоммерческие организации. Ведь согласитесь, что прозрачнее всех тот, кого нет.

Таким образом, вопрос о том, каковы реальные цели законопроекта, остается открытым. Свои мысли по этому поводу вы можете направить по адресу: impress@arh.ru - либо высказать свое мнение в гостевой книге на нашем сайте: www.bclass.ru.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя