Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
26 декабря 2005 (49)
Алена Линде,

10 ляпсусов НДС

Одну страницу переходных положений по НДС в Законе 119-ФЗ авторы умудрились написать так, что она содержит немало дефектов. Разберем написанное законодателями "по косточкам". Всех нынешних плательщиков НДС пункт 1 статьи 2 Закона 119-ФЗ обязывает провести инвентаризацию дебиторки и кредиторки, которые сложатся по состоянию на 31 декабря 2005 года (кстати, это можно сделать и в пользу фирмы).

Ляпсус 1. Как видно, для фирм законодатели попытались сохранить по "переходным", то есть не оплаченным до 2006 года, поставкам нынешний метод "по оплате" на два следующих года. И даже перенесли в пункты 3-5 статьи 2 Закона 119-ФЗ положения статьи 167 Налогового кодекса о том, что именно, помимо получения денег за поставленную продукцию, нужно считать ее оплатой (1 января эти положения из статьи 167 исчезнут). Но вот незадача: пункт 2 статьи 2 Закона 119-ФЗ не требует начислять налог, если покупатели рассчитаются с фирмой не деньгами, а как-то иначе. Он предписывает "включать в налоговую базу денежные средства, поступившие до 1 января 2008 года в счет погашения задолженности" перед фирмой по таким поставкам. Получается, что если покупатель рассчитается с вашей фирмой не деньгами, а, например, векселем третьего лица или проведя взаимозачет, то оснований начислить налог у вас не будет. Не появятся они и в первом налоговом периоде 2008 года. Ведь в нем пункт 7 статьи 2 Закона 119-ФЗ требует включить в налоговую базу только не погашенную до 1 января дебиторскую задолженность за "переходные" поставки.

Ляпсус 2. Дебиторскую задолженность, в момент погашения которой нужно будет в ближайшие два года начислять налог, пункт 1 статьи 2 Закона 119-ФЗ определяет как задолженность за реализованные до 2006 года товары. То есть такие, на которые к покупателю до 1 января перешло право собственности. Но покупатель не всегда получает право собственности на товар одновременно с самим товаром. Договор может предусматривать переход права собственности в момент оплаты. И если по такому договору товары отгружены сейчас, а покупатель заплатит за них только в 2006 году, то на конец 2005-го они останутся нереализованными. А значит, переходное правило о начислении НДС в момент оплаты, если она поступит в 2006-2007 годах, либо в первом налоговом периоде 2008 года - если поступит позже, для продавца действовать не будет.

Когда же он должен будет начислить налог с этого товара? Не в этом году - ведь сейчас продавец считает НДС "по оплате", а оплаты до конца года не будет. Может быть, в следующем - в момент перехода права собственности и получения денег за товар? Тоже нет. Ведь с 1 января 2006 года действует новая редакция статьи 167 Налогового кодекса, устанавливающей момент определения налоговой базы. Эта статья предписывает начислять налог в момент отгрузки, а также в момент оплаты, если она происходит раньше отгрузки. В нашем случае покупатель платит позже отгрузки - ведь та состоялась еще в 2005 году. Оснований начислить НДС в момент одновременного с оплатой перехода права собственности, если верить налоговикам, тоже нет. Ведь они настаивают на том, что под отгрузкой нужно понимать именно физическую передачу товара покупателю, а вовсе не переход к нему права собственности. Эта позиция налоговиков ошибочна, но в нашем случае она на руку фирмам. Вот и получается, что НДС по такой "пограничной" поставке начислить нужно, но момент начисления не наступит никогда, поскольку не определен ни переходными положениями Закона 119-ФЗ, ни 21-й главой Налогового кодекса в ее нынешней и будущей редакциях.

Ляпсус 3. Ныне работающие с НДС "по отгрузке" налог начисляют в момент передачи товара покупателям - неважно, пришли за него деньги или нет. Значит, со всей реализации этого года НДС к 1 января года следующего у них уже будет начислен. Несмотря на это, законодатели не освободили их от обязанности провести инвентаризацию дебиторки и зафиксировать ее результат. Он, скорее всего, понадобится налоговикам для встречных проверок. Но самой фирме для дальнейших расчетов по НДС этот результат не пригодится, а никакой ответственности для тех, кто инвентаризацию не проведет, законодатели не предусмотрели. Максимум, что грозит фирме, - штраф в пять тысяч рублей за отсутствие первичного документа - акта инвентаризации.

Результат инвентаризации - это и выявление сложившейся на 31 декабря 2005 года задолженности самой фирмы перед поставщиками, в составе которой есть суммы НДС, предъявленные фирме ее поставщиками и подлежащие у нее вычету по 21-й главе Налогового кодекса (а именно - по ст. 171). Причем определять, подлежит налог вычету или нет, тоже нужно не по нынешней редакции статьи 171, а по той, которая начнет действовать с 1 января следующего года. Речь о товарах, просто принятых до 2006 года на учет. Неважно, перешло к этому моменту право собственности на них или нет. В 2006-2007 годах те, кто сейчас применяет политику "по оплате", будут ставить этот "переходный" НДС к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Налогового кодекса, и "при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога" (п. 8 ст. 2 Закона 119-ФЗ). По всей видимости, авторы имели в виду, что вычет нужно заявлять в том налоговом периоде, в котором фирма заплатит поставщику. Кстати, вот здесь и пригодятся те пункты статьи 2 Закона 119-ФЗ, которые описывают, что приравнивается к оплате деньгами. Входной НДС по принятым до 2006 года на учет приобретениям, который фирма до конца 2007 года так поставщикам и не оплатит, она сможет поставить к вычету в первом налоговом периоде 2008 года (п. 9 ст. 2 Закона 119-ФЗ)!

Ляпсус 4. От того вычета, который нужно заявить в первом налоговом периоде 2008 года, Закон 119-ФЗ уже не требует соответствия требованиям статей 171 и 172 Налогового кодекса. Это значит, что если, например, у фирмы нет счета-фактуры поставщика на товары, которые она получила до начала 2006 года и за которые так и не заплатила до конца 2007 года, то предъявленный в стоимости этого товара НДС она все равно сможет поставить к вычету в первом налоговом периоде 2008 года. Скорее всего, в ближайшие два года законодатели свое упущение исправят, поэтому особо на такой вычет рассчитывать не стоит. Но для того, чтобы исправить аналогичную ошибку в другом пункте статьи 2 Закона 119-ФЗ, времени у них уже не остается. Речь о "переходном" вычете у тех, кто сейчас считает НДС "по отгрузке". Совсем непонятно, зачем законодатели предписали им сверяться при инвентаризации кредиторки со статьей 171 Налогового кодекса. Потому что в дальнейшем таким фирмам понадобится информация абсолютно обо всем входном НДС по покупкам, которые они приняли на учет до 1 января 2006 года и не успели к этому моменту оплатить. Весь этот НДС - именно весь, а не только подлежащий вычету в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса - Закон 119-ФЗ (п. 10 ст. 2) позволяет им поставить к вычету. Более того, закон не обязывает при этом и соблюдать порядок применения вычетов, закрепленный в статье 172 Налогового кодекса. А именно в этой статье сказано, что "вычеты производятся на основании счетов-фактур". Выходит, даже если по каким-то не оплаченным до 1 января покупкам у фирмы нет счета-фактуры поставщика, то у инспекторов не будет оснований отказать ей в вычете входного налога. Подтвердить сумму налога и тот факт, что поставщик его фирме предъявил в стоимости товара, поможет первичка - например, товарная накладная.

Ляпсус 5. Весь свой "переходный" вычет те, кто сейчас считает НДС "по отгрузке", должны будут заявить уже в первом полугодии 2006 года, равномерно распределив его по налоговым периодам (то есть по 1/6 общей суммы вычета каждый месяц первого полугодия или же по половине - каждый квартал). Устанавливая это правило, законодатели не учли, что фирма может погасить долг перед своими поставщиками и раньше чем к середине следующего года. К примеру, заплатит за все сделанные до 2006 года покупки уже в январе. Несмотря на это, вычет ей из-за упущения авторов закона все равно придется "растянуть" на полгода.

Ляпсус 6. На выставление счета-фактуры пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса дает поставщику пять дней с момента отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. И если фирма приобретет их в конце декабря, то она вполне может получить счет-фактуру, датированный первыми числами января. Как принимать входной НДС к вычету, если поставщику фирма заплатит только в 2006 году? С одной стороны, эта ситуация подпадает под переходные правила: покупка до конца 2005 года принята к учету, но еще не оплачена. С другой стороны, инспекторы со ссылкой на пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса всегда утверждали, что НДС к вычету можно ставить лишь после того, как появится основание для него - то есть не раньше того периода, в который попадает дата на счете-фактуре. С этой точки зрения вычет нужно заявить в январе (даже если фирма заплатит позже, ведь в 2006 году оплата входного НДС поставщику для его вычета не важна). Однако можно предположить, что в этом случае налоговики изменят своей позиции: если фирма сейчас начисляет НДС "по оплате" и рассчитается с поставщиком в январе, то ломать голову бухгалтеру не придется: вычет нужно будет заявить в январе в любом случае. А вот если она заплатит позже, то выгодно принимать налог к вычету в том периоде, которым датирован счет-фактура, то есть в январе. Инспекторам, наоборот, выгодно подвести эту ситуацию под переходные правила и на этом основании настаивать, что вычет возможен позже - только в момент оплаты товара. Фирмам, которые сейчас "на отгрузке", тоже выгодней принять НДС по "пограничному" счету-фактуре в январе. Налоговики же заинтересованы считать этот вычет переходным - чтобы растянуть его на полгода.

Ляпсус 7. Существуют моменты, когда для вычета необходимы не только оприходование покупки и ее оплата, но и постановка на определенный счет. Так, налоговики со ссылкой на абзац 3 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса утверждают, что вычет по имуществу, которое фирма будет использовать в качестве основных средств, возможен только в момент перевода его в бухучете на счет 01. Если это недвижимость, то на этот счет ее можно поставить не раньше, чем фирма подаст документы на госрегистрацию права собственности. Как быть с вычетом, если в 2005 году приобретенное здание еще не оплачено, а документы на госрегистрацию фирма подаст только в 2006 году? Эта ситуация вроде бы тоже попадает под переходные правила, а значит, вычет придется либо растягивать на первое полугодие следующего года (если фирма сейчас "на отгрузке"), либо заявлять в момент расчета с продавцом (если "на оплате").

Ляпсус 8. Налоговики убеждены, что НДС по приобретенным основным средствам можно поставить к вычету не раньше, чем фирма их полностью оплатит продавцу. Хотя на самом деле Налоговый кодекс не препятствует заявлять вычет частями по мере оплаты - пропорционально оплаченной части. Те, кто послушался налоговиков, рискуют стать заложниками своей лояльности. Ведь никаких особенностей "переходного" вычета по основным средствам в Законе 119-ФЗ нет. Представьте, что на конец 2005 года фирма лишь частично оплатила приобретенное основное средство. Не желая спорить с налоговиками, в фирме входной НДС, который приходится на оплаченную часть, к вычету не заявляли, откладывая его до момента полной оплаты. Однако правила переходного периода для этой части налога не действуют - ведь они позволяют заявить к вычету только НДС, приходящийся на неоплаченную часть имущества. Не удастся поставить налог к вычету в 2006 году и по новой редакции 21-й главы - она предусматривает вычет в периоде оприходования имущества независимо от момента оплаты. А к началу 2006 года имущество фирма уже оприходовала. Так что если за какое-то из приобретенных основных средств фирма не успевает полностью заплатить его продавцу до 2006 года, лучше не идти на поводу у налоговиков и заявить в 2005 году вычет, приходящийся на оплаченную часть. Иначе есть риск, что этот вычет для фирмы будет потерян.

Ляпсус 9. 1 января 2006 года из 21-й главы исчезнет условие о том, что к вычету можно ставить НДС с авансов не просто начисленный, но еще и заплаченный в бюджет. Никаких переходных положений для НДС с авансов, которые фирма получит в 2005 году под отгрузки 2006 года, законодатели не предусмотрели. А значит, даже если фирма не заплатит такой НДС в бюджет, к вычету она его в момент отгрузки все равно сможет принять (новая редакция п. 6 ст. 172 НК). Кроме того, с 1 января НДС не нужно платить с авансов, полученных под экспортные поставки. А когда принимать к вычету НДС, начисленный с "экспортного" аванса в 2005 году, если отгрузка состоится только в 2006-м? В "переходных" правилах и об этом ничего не сказано. Видимо, новой редакцией пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса можно будет воспользоваться и для вычета НДС "с экспортных" авансов. В ней ведь нет уточнения, что она действует для вычета налога с авансов, полученных исключительно под внутренние поставки. Однако, если следовать подобной логике, НДС с экспортного аванса, полученного в 2005 году, можно будет в момент отгрузки принять к вычету, даже если он еще не перечислен в бюджет.

Ляпсус 10. 1 января начнет действовать поправка в статью 145 Налогового кодекса, которая увеличит с 1 до 2 миллионов рублей лимит трехмесячной выручки, дающий право на освобождение от НДС. В лимит должна уложиться выручка за три предшествующих освобождению последовательных календарных месяца. Какие три месяца станут первыми для подсчета нового двухмиллионного лимита: октябрь- декабрь 2005 года или январь-март 2006-го? Есть вероятность, что инспекторы будут настаивать на втором варианте, пользуясь тем, что Закон 119-ФЗ на этот вопрос не отвечает. Ведь аналогичные споры уже были - при введении 21-й главы Налогового кодекса. Полагаем, что освобождению от НДС с 1 января 2006 года подлежат фирмы, у кого в двухмиллионный лимит "уложится" выручка за IV квартал этого года. Освобождением от НДС нужно пользоваться не меньше 12 месяцев - раньше отказаться от него нельзя (п. 4 ст. 145 НК). Однако если в течение этих 12 месяцев сумма выручки за любые три последовательных месяца превысит лимит, с освобождением придется попрощаться. Какой лимит будет с 1 января 2006 года действовать для тех, кто начал пользоваться освобождением еще в текущем году: два миллиона рублей или один - до тех пор, пока не истекут 12 месяцев? Видимо, дабы не ухудшать положение налогоплательщиков, до 1 января 2006 года - считаем один миллион, а с 1 января - уже два миллиона.

Алена Линде, директор консалтинговой компании "Эксперт-консалт"



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя