Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
14 февраля 2005 (5)
Инф.

Местное производство выгоднее поддержать...

Поводом для этой публикации послужила пресс-конференция в администрации Архангельской области от 24.01.2005 года, в ходе которой председатель областного комитета торговли и потребительского рынка Александр Гречаный потребовал со стороны ОАО "АЛВИЗ" оплаты специальных защитных мер в отношении алкогольной продукции этого предприятия в цене региональной специальной марки. Однако в руководстве ОАО "Алвиз" с этим мнением не согласны.

Мнение о том, что ликероводочный завод должен платить за проверку качества продукции наравне с другими предприятиями, действующими на алкогольном рынке области, было опубликовано на страницах "БК" (N 3 от 21.01.2005 г.). Однако возникает вопрос: за что платить? Ведь все мероприятия по проверке качества и безопасности (предусмотренные постановлениями главы администрации Архангельской области от 06.05.2003 N 75 и от 04.10.2004 N 156) исполняются самим предприятием ОАО "АЛВИЗ". Весь процесс производства алкогольной продукции на каждом этапе контролируется собственной лабораторией предприятия. Компетентность специалистов и оснащенность лаборатории ОАО "Алвиз" подтверждены аттестатом об аккредитации испытательной лаборатории N РОСС RU.001.22ПЦ02 от 22/06/2002 года. Поэтому нет никаких веских оснований для перепроверки качества и безопасности алкогольной продукции со стороны другой аккредитованной лаборатории. Следует отметить, что на обеспечение функционирования лаборатории предприятие несет ежемесячно немалые затраты.

Только одно из мероприятий, связанных с контролем качества и безопасностью алкогольной продукции, фактически может быть исполнено уполномоченным органом администрации области по проведению контроля за качеством, безопасностью и оборотом алкогольной продукции, - это выдача разрешения или мотивированного отказа на маркировку алкогольной продукции. На каком же основании производитель должен оплачивать затраты на осуществление защитных мер в отношении собственной алкогольной продукции, если меры эти фактически никем, кроме производителя, не осуществляются?

Аргумент о необходимости предоставления равных условий для всех участников рынка нами отвергается ввиду того, что именно производители алкогольной продукции Архангельской области находятся в неравных условиях с производителями других регионов. Это связано, в первую очередь, с исполнением обязательств по финансированию льгот и гарантий, установленных Законом РФ от 19.02.1993 N 4520- 1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции дальнейших изменений), а также повышенными затратами на тепло- и электроэнергию ввиду значительных тарифов на них. Только по этим двум причинам себестоимость алкогольной продукции, производимой на территории Архангельской области, объективно выше на 10-12% по сравнению с продукцией, производимой в других регионах Российской Федерации. Именно на компенсацию этой разницы уходили средства, сэкономленные на затратах, которые сейчас хотят вменить в обязанности ОАО "АЛВИЗ". Ведь, несмотря на более высокую себестоимость, цены на нашу продукцию самые низкие на рынке Архангельской области.

Высокий уровень себестоимости продукции исключает возможность конкуренции продукции северного производителя и производителей других регионов по ценовому фактору. ОАО "АЛВИЗ" находится в неравных условиях хозяйствования по отношению к другим участникам алкогольного рынка.

Смягчение существующих условий хозяйствования, несомненно, привело бы к увеличению объемов производства алкогольной продукции на территории Архангельской области и повлекло бы увеличение налоговых платежей (прежде всего акцизов) в бюджет.

Так, за 2004 год ОАО "АЛВИЗ" произвело 635,78 тысячи дал алкогольной продукции, уплачено акцизов на сумму 248 млн рублей. При этом проектная мощность ОАО "АЛВИЗ" составляет 1500 тысяч дал в год. Стопроцентное ее использование принесло бы в бюджет акцизов в сумме более 600 млн рублей за год.

Если основная цель введения института проверки качества в отношении алкогольной продукции, произведенной на территории Архангельской области, это пополнение бюджета, то наши аргументы доказывают некоторую неэффективность данного мероприятия.

Решение проблемы пополнения бюджета, на наш взгляд, необходимо решать через повышение величины такого показателя, как "налоговая отдача" при реализации алкогольной продукции, т.е. сколько денежных средств в виде акциза принесет в бюджет каждая средняя единица алкоголя, реализуемая на территории Архангельской области.

В соответствии с действующим законодательством "налоговая отдача" для региона равна нулю при реализации импортной алкогольной продукции, также при реализации натурального вина, слабоалкогольной продукции при условии, что этот алкоголь не был произведен на территории региона.

Наивысшая "налоговая отдача" наблюдается при достаточно высоком уровне продаж алкогольной продукции, произведенной и реализованной на территории области.

Проще говоря, каждая завезенная из-за пределов области бутылка 0,5 литра может принести в бюджет области в виде акциза 7,08 рубля, произведенная и реализованная на территории области, - 19,86 рубля. "Налоговая отдача" реализации продукции, произведенной на территории области, превышает в 2,8 раза "налоговую отдачу" по привезенной продукции.

Доля местных товаропроизводителей на алкогольном рынке Архангельской области на сегодняшний день составляет лишь 18%. Но при этом доля местных производителей в общем объеме поступления акцизов составляет 38%.

Наибольшая налоговая эффективность (в отношении сбора акциза) наблюдается там, где большая часть произведенной продукции остается для реализации внутри региона одновременно с весомой долей в общей структуре продаж алкоголя. Самым ярким подтверждением тому может стать Республика Татарстан.

На вышеупомянутой пресс-конференции 24 января активно пропагандировался опыт Республики Татарстан в области регулирования алкогольного рынка, как наиболее успешный для внедрения контрольных мер.

На практике в республике, как и в большинстве других регионов РФ, поддерживается строгий паритет между производимой на территории региона алкогольной продукцией и завозной.

Активно используется административный ресурс в вопросе регулирования объемов ввоза алкогольной продукции. Например, по итогам 2004 года 85,2% импортного вина, поставляемого на рынок Республики Татарстан, забраковано и не допущено к реализации в розничной сети (информация предоставлена Intertat.ru).

Для наглядности представим наиболее интересные моменты в сравнительной таблице.

Налоговая отдача по реализуемой алкогольной продукции в Республике Татарстан почти в 2 раза превышает средний показатель по Архангельской области.

Алкогольная отрасль в Российской Федерации имеет особую специфику. Так уж сложилось, что на сегодня все регионы поделились на два лагеря: на тех, кто пытается защищать местный рынок - с целью поддержки собственного производителя и пополнения бюджета, и на тех, кто решил присоединиться к "объективным процессам глобализации". К сожалению, первых гораздо больше, чем вторых. И пока на рынке существует такое положение дел, "культура торговли, общепринятая в мире", о которой говорил г-н А.Н. Гречаный, в России действовать не будет.

Сергей МОЛЧАНОВ

Первая категория производителей алкогольной продукции, поддерживаемая местной властью, будет продолжать развиваться, а регионы, в которых они находятся, - увеличивать доходную часть бюджета; вторая категория производителей, лишенная такой поддержки, с каждым годом будет терять свои объемы, уступая рынок первой категории.

По нашему мнению, ситуация не изменится до тех пор, пока такая поддержка будет выгодна регионам. Это может продлиться еще многие годы. Что произойдет с алкогольным рынком Архангельской области за этот период, зависит, к сожалению, не только от нас...

НАША СПРАВКА

Производство водки и ликероводочных изделий в 2004 г. увеличилось на 0,6% по сравнению с 2003 г. - до 136 млн. дал. Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики.

Производство этилового спирта из пищевого сырья в 2004 г. выросло на 4,7% - до 78 млн. дал, виноградного вина - на 7,2%, до 39,1 млн. дал, вин шампанских - на 37,9%, до 12,1 млн. дал, коньяков - на 10,8%, до 3,91 млн. дал, вин плодовых - на 32,6%, до 4,22 млн. дал, пива - на 11,5%, до 842 млн. дал, безалкогольных напитков - на 15,7%, до 416млн. дал.

Как сообщает ИАА "УралБизнесКонсалтинг", российские предприятия произвели в декабре 9,1 млн. дал этилового спирта из пищевого сырья (снижение на 1% по сравнению с ноябрем 2003 г.), 15,6 млн. дал водки и ликероводочных изделий (- 3,8%), 3,8 млн. дал виноградных вин (+20,6%), 1,6 млн. вин шампанских (+1,1%), 493 тыс. дал коньяков (+12%), 433 тыс. дал плодовых вин (+10,4%), 63,1 млн. дал пива (+5,7%), 35,6 млн. дал безалкогольных напитков (+14,6%).

REGIONS.RU



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя