Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
14 февраля 2005 (5)
Инф.

Откроем собственное кафе?

Кафе-мороженое - один из наиболее привлекательных для частных инвесторов форматов организации своего дела в сфере общепита. Создание такого бизнеса не требует значительных вложений, быстро окупается. Главное - этот рынок почти свободен, на нем существует значительный неудовлетворенный спрос, что гарантирует специализированным кафе хорошие перспективы развития. "Бизнес-класс" и консалтинговая группа "Магазин готового бизнеса" (www.deloshop.ru) продолжают цикл публикаций, посвященных частным случаям франчайзинга.

Кафе-мороженое сейчас в моде: это отличное место для семейного отдыха, предоставляющее возможность попробовать широкий ассортимент сравнительно недорогого и вкусного десерта.

Впрочем, формат семейного отдыха в наибольшей степени востребован в выходные и праздничные дни. В остальное время гостями кафе чаще всего становятся представители среднего класса (менеджеры) и студенты. Интересно, что более 40% покупателей мороженого в заведениях общепита составляют мужчины. По сути, кафе- мороженое ориентированы на самые широкие группы приобретателей, что позволяет этим бизнесам приносить стабильный доход.

В настоящий момент оборот российских кафе-мороженых превысил $150 млн в год, ежегодная динамика роста рынка превышает 20%. Несмотря на это специализированные кафе до сих пор не получили широкого распространения в нашей стране. Большая часть оставшихся с советских времен заведений была закрыта или перепрофилирована в рестораны, а новых точек в 90-е годы прошлого века почти не появлялось.

В последнее время ситуация изменилась - численность, например, московских кафе, занимающихся производством и продажей мороженого, в 2004 году увеличилась почти на 10%, превысив 115 точек. Тенденция к росту числа заведений имеет место и в крупных региональных центрах. В эту отрасль активно вкладывают средства частные инвесторы. Это объясняется тем, что организация производства и продажи мороженого не требует значительных вложений (достаточно $70-130 тысяч, в отдельных случаях может хватить и $20-25 тысяч) и специальных знаний (концепция заведения проста и понятна). Срок окупаемости вложений обычно не превышает двух лет - хороший показатель для сферы общепита.

Как и в любом другом бизнесе, у инвестора есть несколько способов стать собственниками кафе: компанию можно купить, создать "с нуля" или открыть по франчайзингу. Первый из обозначенных вариантов малодоступен - подобные заведения практически не поступают в продажу. В 2004 году было проведено всего две сделки по отчуждению кафе-мороженых, средняя стоимость бизнеса находилась на уровне $260 тысяч. По сути, у инвестора остается два пути - сделать бизнес самому или купить франшизу. Первый вариант чаще всего выбирают профессиональные рестораторы, второй - частные инвесторы, не имеющие значительного опыта работы в общепите.

В настоящий момент на российском рынке представлены две франшизные системы, позволяющие открыть кафе-мороженое. Это сети "Баскин Роббинс" и "Миа Дольче Джулия". В первую из них входит более 100 кафе - она относится к числу пионеров российского франчайзинга. Условия участия в сети предполагают выплату паушального взноса (от $11 тысяч) и перечисление роялти (4% от валовых закупок мороженого и сопутствующих материалов с фабрики). Кроме того, франчайзи обязан ежемесячно расходовать не менее 1% от валового объема продаж на местную рекламу кафе. Размер инвестиций при открытии точки "Баскин Роббинс" составляет $70-150 тысяч. "Миа Дольче Джулия" (российская компания, производящая мороженое по эксклюзивным итальянским технологиям) запустила свою франчайзинговую программу только в 2004 году.

Западной сети отечественные мороженщики противопоставили льготные условия сотрудничества для франчайзи (скидки на сырье и оборудование), а также предложили инвесторам несколько возможностей по открытию точек - от простой установки витрины для продажи мороженого до комплексного варианта, включающего в себя производство и продажу десерта. Размер паушального взноса для разных схем сотрудничества колеблется от $5 до $30 тысяч, роялти имеет фиксированный характер ($300-500 в месяц). Инвестиции в открытие бизнеса начинаются от $17 тысяч, а доходность вложений может превышать 150% годовых. Независимо от того, открывается бизнес по франчайзингу или самостоятельно, большая часть работы по запуску точки ложится на предпринимателя. Прежде чем принять решение о вложении средств в кафе-мороженое, инвестор должен изучить все нюансы организации этого бизнеса.

Организация бизнеса

Для создания кафе-мороженого, осуществляющего полный цикл производства и продажи холодного десерта, инвестору понадобится помещение площадью от 50 кв. м. Оно должно включать в себя производственную (от 25 кв. м), торговую (от 10 кв. м), складскую (до 10 кв. м) и бытовую (до 5 кв. м) зоны. Оптимальное расположение - торгово-развлекательный комплекс, куда люди приходят для того, чтобы не только совершать покупки, но и отдохнуть. В идеале точка по продаже мороженого должна быть расположена так, чтобы в ней совершалось не менее 300 покупок в день.

Если говорить о персонале кафе-мороженого, то в таком заведении обычно работает 15-20 человек - кроме кондитеров-продавцов и барменов, штат компании должен включать в себя исполнительного директора, бухгалтера, инженера по ремонту, менеджеров бригад и т.д. Весь персонал кафе-мороженого перед открытием и при найме новых работников должен пройти обучение. Основные тематики для управленческого персонала:

- Организация производства и розничной реализации мороженого.

- Управление торговой точкой (планирование, контроль, координация работы персонала).

- Управление персоналом (штатное расписание, оплата труда, мотивация персонала).

- Контроль качества и ответственность.

Торговый и производственный персонал проходит обучение, затрагивающее такие вопросы, как:

- производство базы мороженого, соблюдение рецептуры,

- обслуживание потребителей,

- работа с кассой,

- обеспечение качества и ответственность.

Алгоритм действий

1. Подбор помещения.

2. Запрос в Государственной санитарно-эпидемиологической службе информации о пригодности помещения под организацию производства и оказание услуг в сфере общественного питания.

3. Разработка технологического проекта помещения.

4. Заключение договора аренды помещения.

5. Поиск поставщиков. Заключение договоров с ними.

6. Ремонт помещения и обеспечение его необходимой инфраструктурой в соответствии с технологическим проектом.

7. Поиск, отбор и наем персонала.

8. Закупка, монтаж и наладка оборудования.

9. Обучение персонала.

10. Закупка сырья и аксессуаров.

11. Получение разрешения на ведение деятельности в Управлении государственной противопожарной службы.

12. Получение санитарно-эпидемиологического заключения в СЭС и ассортиментного перечня реализуемой/изготавливаемой продукции.

13. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о согласовании плана (программы) организации и проведения производственного контроля.

14. Получение свидетельства о внесении в торговый реестр;

15. Получение сертификата соответствия нормативным требованиям документов по показателям безопасности.

16. Заключение договора (на физико-химические исследования пищевых продуктов, одноразовой посуды, дезрастворов, микробиологические исследования воды, смывов, пищевых продуктов; исследования микроклимата, освещенности, шума) с лабораторией при СЭС.

17. Начало работы кафе.

Технология бизнеса

Для работы в кафе должен быть установлен аппарат производства мороженого, пастеризатор, морозильная витрина, морозильный шкаф шоковой заморозки, промежуточное хранилище (специальная емкость) и т.д.

Процесс приготовления мороженого состоит из следующих этапов:

1. Подготовка пищевого сырья к технологическому процессу: просеивание через магнитоуловитель или вручную через сито;

2. Приготовление базовой смеси (это основа для производства мороженого, включающая в себя молоко, сахар, сливки, специальные добавки и пр.);

3. Смешивание компонентов мороженого;

4. Приготовление мороженого в машине по производству мороженого;

5. Замораживание мороженого и его хранение.

Для того чтобы на выходе от всех обозначенных мероприятий было получено действительно качественное мороженое, особое внимание нужно обратить на качество всех ингредиентов. Например, лучшие московские кафе закупают их у европейским фирм - получается не так дешево, но зато продукция соответствует самым высоким требованиям. Правда, молоко и сливки чаще всего берутся отечественные - предпочтительно работать с одним поставщиком, предлагаемая продукция которого характеризуется стабильным качеством.

Оборудование в кафе-мороженое в большинстве случаев также является импортным, причем предпочтение отдается итальянским производителям. Холодильники дешевле покупать у российских фирм - они проигрывают зарубежным аналогам в дизайне, но холод генерируют вполне исправно. Если говорить о затратах в этом направлении, то закупка ингредиентов, необходимых для приготовления мороженого, обойдется инвестору в $20-22 тыс. Стоит учесть, что этой партии должно хватить почти на шесть месяцев работы кафе. Стоимость комплекта оборудования начинается от $75 тысяч.

Логика бизнеса

Основное правило экономической эффективности работы бизнеса по производству мороженого, которого придерживаются, например, итальянские эксперты, заключается в следующем: этот бизнес выгоден, когда единица затрат на сырье продается за десять единиц цены. Тогда в дельту "девять" входят четыре-три единицы прибыли и пять-шесть единиц остальных расходов. Отклонение в меньшую сторону - повод, чтобы задуматься об эффективности кафе-мороженого.

Формула экономической эффективности кафе-мороженого: P - 10 C, где Р - цена единицы мороженого, С - затраты на сырье, использованное для производства единицы продукции.

Также кафе получает доход от продажи напитков - прежде всего кофе и соков. В данном случае четкие алгоритмы ценообразования отсутствуют: предприниматели чаще всего ориентируются на среднерыночные цены. Кстати, необходимо отметить, что средний размер чека в кафе-мороженое находится на уровне 60-70 рублей.

Олеся Селюх, Владимир Ермолаев, консультанты КГ "Магазин готового бизнеса"



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя