Бизнес-класс. Архангельск
14 февраля 2005 (5)
Инф.
Откроем собственное кафе?
Кафе-мороженое - один из наиболее привлекательных для частных инвесторов
форматов организации своего дела в сфере общепита. Создание такого бизнеса не
требует значительных вложений, быстро окупается. Главное - этот рынок почти
свободен, на нем существует значительный неудовлетворенный спрос, что
гарантирует специализированным кафе хорошие перспективы развития. "Бизнес-класс"
и консалтинговая группа "Магазин готового бизнеса" (www.deloshop.ru) продолжают
цикл публикаций, посвященных частным случаям франчайзинга.
Кафе-мороженое сейчас в моде: это отличное место для семейного отдыха,
предоставляющее возможность попробовать широкий ассортимент сравнительно
недорогого и вкусного десерта.
Впрочем, формат семейного отдыха в наибольшей степени востребован в выходные и
праздничные дни. В остальное время гостями кафе чаще всего становятся
представители среднего класса (менеджеры) и студенты. Интересно, что более 40%
покупателей мороженого в заведениях общепита составляют мужчины. По сути, кафе-
мороженое ориентированы на самые широкие группы приобретателей, что позволяет
этим бизнесам приносить стабильный доход.
В настоящий момент оборот российских кафе-мороженых превысил $150 млн в год,
ежегодная динамика роста рынка превышает 20%. Несмотря на это специализированные
кафе до сих пор не получили широкого распространения в нашей стране. Большая
часть оставшихся с советских времен заведений была закрыта или перепрофилирована
в рестораны, а новых точек в 90-е годы прошлого века почти не появлялось.
В последнее время ситуация изменилась - численность, например, московских кафе,
занимающихся производством и продажей мороженого, в 2004 году увеличилась почти
на 10%, превысив 115 точек. Тенденция к росту числа заведений имеет место и в
крупных региональных центрах. В эту отрасль активно вкладывают средства частные
инвесторы. Это объясняется тем, что организация производства и продажи
мороженого не требует значительных вложений (достаточно $70-130 тысяч, в
отдельных случаях может хватить и $20-25 тысяч) и специальных знаний (концепция
заведения проста и понятна). Срок окупаемости вложений обычно не превышает двух
лет - хороший показатель для сферы общепита.
Как и в любом другом бизнесе, у инвестора есть несколько способов стать
собственниками кафе: компанию можно купить, создать "с нуля" или открыть по
франчайзингу. Первый из обозначенных вариантов малодоступен - подобные заведения
практически не поступают в продажу. В 2004 году было проведено всего две сделки
по отчуждению кафе-мороженых, средняя стоимость бизнеса находилась на уровне
$260 тысяч. По сути, у инвестора остается два пути - сделать бизнес самому или
купить франшизу. Первый вариант чаще всего выбирают профессиональные
рестораторы, второй - частные инвесторы, не имеющие значительного опыта работы в
общепите.
В настоящий момент на российском рынке представлены две франшизные системы,
позволяющие открыть кафе-мороженое. Это сети "Баскин Роббинс" и "Миа Дольче
Джулия". В первую из них входит более 100 кафе - она относится к числу пионеров
российского франчайзинга. Условия участия в сети предполагают выплату
паушального взноса (от $11 тысяч) и перечисление роялти (4% от валовых закупок
мороженого и сопутствующих материалов с фабрики). Кроме того, франчайзи обязан
ежемесячно расходовать не менее 1% от валового объема продаж на местную рекламу
кафе. Размер инвестиций при открытии точки "Баскин Роббинс" составляет $70-150
тысяч. "Миа Дольче Джулия" (российская компания, производящая мороженое по
эксклюзивным итальянским технологиям) запустила свою франчайзинговую программу
только в 2004 году.
Западной сети отечественные мороженщики противопоставили льготные условия
сотрудничества для франчайзи (скидки на сырье и оборудование), а также
предложили инвесторам несколько возможностей по открытию точек - от простой
установки витрины для продажи мороженого до комплексного варианта, включающего в
себя производство и продажу десерта. Размер паушального взноса для разных схем
сотрудничества колеблется от $5 до $30 тысяч, роялти имеет фиксированный
характер ($300-500 в месяц). Инвестиции в открытие бизнеса начинаются от $17
тысяч, а доходность вложений может превышать 150% годовых. Независимо от того,
открывается бизнес по франчайзингу или самостоятельно, большая часть работы по
запуску точки ложится на предпринимателя. Прежде чем принять решение о вложении
средств в кафе-мороженое, инвестор должен изучить все нюансы организации этого
бизнеса.
Организация бизнеса
Для создания кафе-мороженого, осуществляющего полный цикл производства и продажи
холодного десерта, инвестору понадобится помещение площадью от 50 кв. м. Оно
должно включать в себя производственную (от 25 кв. м), торговую (от 10 кв. м),
складскую (до 10 кв. м) и бытовую (до 5 кв. м) зоны. Оптимальное расположение -
торгово-развлекательный комплекс, куда люди приходят для того, чтобы не только
совершать покупки, но и отдохнуть. В идеале точка по продаже мороженого должна
быть расположена так, чтобы в ней совершалось не менее 300 покупок в день.
Если говорить о персонале кафе-мороженого, то в таком заведении обычно работает
15-20 человек - кроме кондитеров-продавцов и барменов, штат компании должен
включать в себя исполнительного директора, бухгалтера, инженера по ремонту,
менеджеров бригад и т.д. Весь персонал кафе-мороженого перед открытием и при
найме новых работников должен пройти обучение. Основные тематики для
управленческого персонала:
- Организация производства и розничной реализации мороженого.
- Управление торговой точкой (планирование, контроль, координация работы
персонала).
- Управление персоналом (штатное расписание, оплата труда, мотивация персонала).
- Контроль качества и ответственность.
Торговый и производственный персонал проходит обучение, затрагивающее такие
вопросы, как:
- производство базы мороженого, соблюдение рецептуры,
- обслуживание потребителей,
- работа с кассой,
- обеспечение качества и ответственность.
Алгоритм действий
1. Подбор помещения.
2. Запрос в Государственной санитарно-эпидемиологической службе информации о
пригодности помещения под организацию производства и оказание услуг в сфере
общественного питания.
3. Разработка технологического проекта помещения.
4. Заключение договора аренды помещения.
5. Поиск поставщиков. Заключение договоров с ними.
6. Ремонт помещения и обеспечение его необходимой инфраструктурой в соответствии
с технологическим проектом.
7. Поиск, отбор и наем персонала.
8. Закупка, монтаж и наладка оборудования.
9. Обучение персонала.
10. Закупка сырья и аксессуаров.
11. Получение разрешения на ведение деятельности в Управлении государственной
противопожарной службы.
12. Получение санитарно-эпидемиологического заключения в СЭС и ассортиментного
перечня реализуемой/изготавливаемой продукции.
13. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о согласовании плана
(программы) организации и проведения производственного контроля.
14. Получение свидетельства о внесении в торговый реестр;
15. Получение сертификата соответствия нормативным требованиям документов по
показателям безопасности.
16. Заключение договора (на физико-химические исследования пищевых продуктов,
одноразовой посуды, дезрастворов, микробиологические исследования воды, смывов,
пищевых продуктов; исследования микроклимата, освещенности, шума) с лабораторией
при СЭС.
17. Начало работы кафе.
Технология бизнеса
Для работы в кафе должен быть установлен аппарат производства мороженого,
пастеризатор, морозильная витрина, морозильный шкаф шоковой заморозки,
промежуточное хранилище (специальная емкость) и т.д.
Процесс приготовления мороженого состоит из следующих этапов:
1. Подготовка пищевого сырья к технологическому процессу: просеивание через
магнитоуловитель или вручную через сито;
2. Приготовление базовой смеси (это основа для производства мороженого,
включающая в себя молоко, сахар, сливки, специальные добавки и пр.);
3. Смешивание компонентов мороженого;
4. Приготовление мороженого в машине по производству мороженого;
5. Замораживание мороженого и его хранение.
Для того чтобы на выходе от всех обозначенных мероприятий было получено
действительно качественное мороженое, особое внимание нужно обратить на качество
всех ингредиентов. Например, лучшие московские кафе закупают их у европейским
фирм - получается не так дешево, но зато продукция соответствует самым высоким
требованиям. Правда, молоко и сливки чаще всего берутся отечественные -
предпочтительно работать с одним поставщиком, предлагаемая продукция которого
характеризуется стабильным качеством.
Оборудование в кафе-мороженое в большинстве случаев также является импортным,
причем предпочтение отдается итальянским производителям. Холодильники дешевле
покупать у российских фирм - они проигрывают зарубежным аналогам в дизайне, но
холод генерируют вполне исправно. Если говорить о затратах в этом направлении,
то закупка ингредиентов, необходимых для приготовления мороженого, обойдется
инвестору в $20-22 тыс. Стоит учесть, что этой партии должно хватить почти на
шесть месяцев работы кафе. Стоимость комплекта оборудования начинается от $75
тысяч.
Логика бизнеса
Основное правило экономической эффективности работы бизнеса по производству
мороженого, которого придерживаются, например, итальянские эксперты, заключается
в следующем: этот бизнес выгоден, когда единица затрат на сырье продается за
десять единиц цены. Тогда в дельту "девять" входят четыре-три единицы прибыли и
пять-шесть единиц остальных расходов. Отклонение в меньшую сторону - повод,
чтобы задуматься об эффективности кафе-мороженого.
Формула экономической эффективности кафе-мороженого: P - 10 C, где Р - цена
единицы мороженого, С - затраты на сырье, использованное для производства
единицы продукции.
Также кафе получает доход от продажи напитков - прежде всего кофе и соков. В
данном случае четкие алгоритмы ценообразования отсутствуют: предприниматели чаще
всего ориентируются на среднерыночные цены. Кстати, необходимо отметить, что
средний размер чека в кафе-мороженое находится на уровне 60-70 рублей.
Олеся Селюх,
Владимир Ермолаев,
консультанты КГ "Магазин готового бизнеса"
|