Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
28 февраля 2005 (7)
Айрат Мустафин,

Кейсовое мышление способствует успеху:

Некоторые фирмы, позиционирующие себя на рынке дополнительного образования или специальных тренинговых обучающих программ, выбирают в качестве своего логотипа изображение портфеля. Таким образом, портфель давно стал атрибутом учёбы. Мы иногда даже не предполагаем, какое большое значение этот "атрибут обучения" имеет в работе современного менеджера.

Обычно мы вспоминаем о портфеле, когда нашим детям пора идти в школу. Папа и мама, собирая детей на учёбу, решают проблему выбора нужного портфеля для своего ребенка. Здесь ими принимаются во внимание многие факторы: удобство, вместительность, практичность, дизайн и безопасность для здоровья. Всё очевидно и понятно.

Ученики любят (или ненавидят) свой портфель. Девчонки с удовольствием перепоручают его добровольным "Санчо Пансам" из числа воздыхателей-ухажёров. Задвигая учёбу на второй план, старшеклассники или учащиеся училищ и техникумов заменяют традиционные портфели на пакеты и сумки. Избавление от портфелей в этом возрасте может свидетельствовать не только об отношении к учёбе. Здесь всё может оказаться вполне благополучным. Речь может идти о том, что портфель для них - это атрибут школьника. А ведь они в своих собственных глазах уже взрослые.

Атрибут успеха

Портфель - атрибут успешного руководителя. Для делового человека хороший качественный портфель выполняет функцию не только хранилища для деловых бумаг, но и сообщает окружающим о статусе своего владельца. Портфель, как и хороший костюм, часы, ручка, оправа очков и обувь, призван соответствовать престижу должности своего владельца.

Редакционный портфель

Трудно найти солидную компанию или фирму, которая не сотрудничала бы с различными СМИ. Без этого бизнес не смог бы развиваться: то ему требуется дать объявление о вакансиях на предприятии, то сообщить миру о том, что ваша фирма самая лучшая и распрекрасная, то напечатать статью о своём боссе. И здесь у приличной газеты всегда формируется редакционный портфель. Он обеспечивает стабильность её выхода. В нём всегда есть запас материалов, которые ждут своего часа. Хорошо, когда для публикации в издании выстраиваются в очередь. Конечно, это один из показателей популярности СМИ. Знаю, что у "Бизнес-класса" есть свой большой и красивый портфель: Туда сотрудники газеты складывают свои материалы. А топ-менеджеры редакции определяют очередность выхода статей. И пока портфель пухлый, газета будет иметь надёжный тыл.

Портфель заказов

Любая компания стремится получить наибольшую прибыль. Зачастую руководители определяют эффективность работы своих менеджеров только по полученной прибыли. Если она велика, тогда всё ОК. Если недостаточна, то необходимо дать взбучку своему персоналу. Однако не всё так просто. Если предприятие рассчитывает просуществовать не один день или даже год, то полезно инвестировать деньги в развитие компании. Отдача может быть не сразу, но если оценкой труда станет ТОЛЬКО прибыль, то руководитель может не получить объективной картины происходящего. Полезно использовать для оценки эффективности работы несколько показателей, среди которых, несомненно, будет и прибыль, и портфель заказов, и другие. Именно портфель заказов будет гарантировать успешность работы в ближайшем будущем. А что в портфеле заказов вашей фирмы?

Обучение по-современному

Можно сколь угодно долго твердить формулы и правила, определения и терминологию, но при этом спасовать, столкнувшись с реальностью. В какой-то мере приблизить обучающихся к жизни поможет разбор кейсов - ситуационных задач. Обычно кейсы подбираются очень тщательно, ведь каждый кейс связан с различными подходами к решению реальных проблем.

Необычность кейсовых заданий заключается в том, что при их разборе главное - это не получение однозначно правильного ответа, а поиск возможных путей разрешения сложной ситуации. Зачастую кейс должен продемонстрировать обучающемуся необходимость выработки вариантов решения, развивает так называемое дивергентное ("вариативное") мышление в противовес однозначному "конвергентному" (предусматривающему единственное решение при любых обстоятельствах).

Ситуационный анализ

Опыт разбора кейсов дорогого стоит. Топ-менеджеры солидных компаний формируют банк кейсовых ситуаций для разбора со своими менеджерами. Это, наверное, правильно.

Основой для кейсов может стать ситуационный анализ, который обычно применяет руководитель, готовя приказ в связи с проблемной ситуацией. Разбирая очередное ЧП, конфликт, сбой в работе и т.д., топ-менеджер проводит анализ, подобный разбору кейсов. Результатом такой работы становится приказ, где отражается и часть анализа, и принятое управленческое решение, ориентированное не только и не столько на наказание виновного, сколько на предотвращение повторения случившегося. Однако проведённый ситуационный анализ не обязательно должен быть изложен в приказе по предприятию или учреждению. Важнее тот факт, что он проведён.

Кейсовые ситуации

Мы посвятили сегодняшний материал тому, как здорово иметь портфель. Впрочем, министр без портфеля все равно остаётся вполне значимой фигурой в любом правительстве. Как вы уже поняли, кейс - это не только "видовая особенность" портфеля, но и одна из форм обучения современного менеджера.

Попробуйте решить одну из весёлых кейсовых ситуаций, которую я предложил менеджерам из России и Швеции на одном из моих тренингов по развитию креативности (творческого мышления) и инновационному менеджменту. Задача звучала предельно просто, кратко и дублировала формулировку испытания из русских народных сказок: "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Надо отдать должное российским менеджерам, которые справились с предложенной ситуацией весьма успешно. Они придумали массу различных вариантов ответов. Шведы же справились с заданием гораздо хуже. Наверное, им не была знакома эта сказка.

Ну а если вы сами, прочитав этот материал, захотите разобрать пару-тройку кейсов вместе со своими сотрудниками, но пока не знаете как, - спрашивайте. Всегда готов ответить на ваши вопросы.

Айрат Мустафин, генеральный директор компании "PeRsona-M"



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя