Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
7 февраля 2005 (4)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ

Театры провозглашают европейскую весну

Когда я собиралась в театр к Виктору Панову поговорить о музыкально-театральном фестивале "Европейская весна", едва ли не впервые в жизни ощутила приступ ностальгии по ранним 80-м, когда в Архангельске только начиналось фестивальное движение. До того, как литературные журналы взялись публиковать ранее запрещённые тексты, и тем более задолго до того, как DVD и CD, где записаны до боли любимые фильмы и альбомы, можно стало c лёгкостью заказывать через Интернет.

Да, в те времена невозможно было и помыслить о том, что через какие-нибудь четверть века можно будет лицом к лицу встретиться со вчерашним кумиром, как со старым другом, на пороге концертного зала: Но где? В Москве, Петербурге, Париже или Нью-Йорке?! А как же в Архангельске, где давным-давно появлялись такие замечательные лица - Волков и Гайворонский, Теруто Соеджима, Алексей Айги: А то в лучшем смысле слова безумное шествие, который устраивали на улицах и набережной уличные театры?! А спектакли, которые играли в залах Дома офицеров, Театра кукол и Дворца культуры строителей?! Без них мы и в самом деле станем тупой унылой постсоветской провинцией, которую время от времени с барского плеча потчуют отстойной эстрадной музыкой. Тенденция к тому есть.

Движение и персоналии

Сознательно умалчиваю о "высоком искусстве". Сейчас мы ближе к многоликой действительности - речь идёт о так называемом "новом авангарде". Всё-таки когда есть толки и кривотолки, скандальные рецензии в прессе, когда разгораются споры, когда новая трактовка старого сценария взрывает сознание, тогда есть движение, есть ЖИЗНЬ, наконец, а не то странное оцепенение, в которое день за днём впадает наш город.

Архангельск - город фестивальный. К сожалению, эта фраза превращается в штамп! Некогда Резицкий создал брэнд Fest New Jazz. Да, самого Владимира Петровича можно было раскритиковать в пух и прах, с ним можно было спорить до пены у рта. Однако на сцене нынешнего "Модерна", а позднее - в ДК строителей появлялись Фейертаг и Баташов, три осенних дня люди слушали захватывающе живую музыку, и у входа было не протолкнуться - каждый популярный в городе человек считал своим долгом "засветиться" в зале, полном знаменитостей. А сами знаменитости? Да они и не рвались на пьедестал - они ехали выступать и ОБЩАТЬСЯ с удивительными людьми - самим Резицким и его друзьями - Татьяной Шлык, удивительными архангельскими художниками да всё тем же Пановым с его талантливыми учениками.

Карпунин, Павлов - вы ещё помните эти фамилии?! Я - да, и очень важно произносить их, чтобы не забывали, потому что каждый был отдельным художественным явлением в жизни Архангельска! А на отдельное интервью с Виталием Галилюком я рассчитываю, как только сведёт нас судьба очередной раз - в Москве или Питере.

Сейчас, когда о Владимире Резицком пишут в новой музыкальной энциклопедии, мы сознаём, что потеряли. Панов продолжает буянить, требовать денег и внимания. И Бог ему в помощь. Надо обладать его нравом, чтобы время от времени прорывать информационную и культурную блокаду, в которой оказывается город. "Новый авангард" - так характеризуют его стиль европейские искусствоведы. Новый авангард, постмодернизм: Культурологические клише.

Заслуженный оппонент

Я не собираюсь писать панегирики Панову - он прекрасно это знает, но этот режиссёр уникален тем, что пошлёт подальше любого, кто попытается вычеркнуть созданный им театральный фестиваль из каталога ЮНЕСКО, и ворвётся в любой кабинет - не попросить, а ПОТРЕБОВАТЬ деньги, чтобы в Архангельск приехали артисты, олицетворяющие эпоху. И действительно дорог потому, что тогда, в 70-х и 80-х, собирал вокруг талантливую молодёжь и вместе со сверстниками- шестидесятниками учил их сценическому движению, сценической речи, пению и танцу, самозабвенно грузил их историей всяческих искусств, а потом буквально выталкивал в театральные училища и институты Москвы и Санкт-Петербурга. При том Панов плевать хотел на то, из какой среды вышли эти ребята. Покойный Сергей Павлов - заслуженный артист России и лучший в мире Сеня Малина - всю жизнь был ему благодарен. Если бы не студия, говорил он, то, вполне возможно, я оказался бы в колонии для несовершеннолетних.

Да, Панов бывает авторитарен и ортодоксален, а нередко опрометчив в суждениях, но почему множество известных людей ведётся на проекты, по его собственному выражению, "крепко выпивающего и матюгающегося Виктора Панова"? Почему к нему в гости приезжали и Константин Райкин, и Анатолий Осмоловский, а Михаил Ульянов и неподражаемый Сергей Юрский поздравляли Архангельский молодёжный театр с четвертьвековым юбилеем? Они отдают должное Панову - с его увлечённостью и драйвом.

Да, драйв не иссякает! Поразительно, но сейчас, перевалив за шестьдесят, он перестал морщиться, услышав это слово из "чуждого" жаргона. Помнится, тогда, три десятка лет назад, Панов, сам выбираясь на белый свет из андеграунда, на все лады клеймил рок-музыку, а возможно, не осознавал, что и его детище - молодёжный театр - стало явлением контркультуры. Здесь я никак не смогу не сослаться на имиджмейкера Жириновского - мистификатора, музыканта, продюсера и журналиста Сергея Жарикова, который определяет контркультуру как набор точек, в которой "искрят" параллели субкультур.

Итак, в 2005 году Архангельскому молодёжному театру, подобно фейерверку возникшему в дни моего отрочества, исполняется тридцать лет!

История взросления

Тридцатилетию театра посвящён фестиваль "Европейская весна": с 1 по 27 марта в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске будут выступать известные творческие коллективы.

"Праздник продолжится весь год, потому что слишком много театров и людей, с которыми мы росли, дружили и общались, - говорит Виктор Панов. - А в марте к нам приедут лучшие друзья. В первый день фестиваля ставим спектакль, который стал нашей маркой, - "Памяти Высоцкого". В день открытия на сцене Дома офицеров появятся Никита Высоцкий и Анатолий Васильев - актёр, благодаря которому мы представляли этот спектакль в Театре на Таганке в год 47-летия Высоцкого. 2 марта будет московский режиссёр Космачевский, который ставил спектакль "Бондюэль, или Мировецкая жрачка". А на представление акунинской "Чайки" мы собираемся пригласить самого Григория Чхартишвили (настоящее имя Б. Акунина. - С.К.). Дальше - "Ревизор". Гоголя, к сожалению, уже не пригласить:

В день официального открытия фестиваля, 7 марта, в концертной программе "Вам, любимые женщины!" играют Сергей Манукян, Анжела Манукян и множество наших коллективов, с которыми мы работаем. Жаль, что с нами нет Володи Резицкого, но фамилия остаётся - в проекте "Восток - Север" вместе с Тимом Дорофеевым и Катей Зориной работает Спартачок Резицкий. Думаю, будет "Зеркало" Володи Ульянова и другие люди, дружбой с которыми мы дорожим. Только сегодня мы распечатали письмо от 27 января - приехать в Архангельск согласился Гришковец, но зачем просто ехать?! Он везёт два нашумевших спектакля - "Зима" и "Как я съел собаку".

Помнишь, как с праздничным французским фейерверком мы праздновали двадцатилетие? Тогда в Архангельске выступали "Лицедеи". Я не мог не пригласить их снова, но, что очень интересно, они везут в Архангельск, Северодвинск и Новодвинск два спектакля - собственную "Покатуху" и постановку их молодняка, которым неподдельно восхищается Полунин, - органичную клоунскую миниатюру "Семьянюки".

А вот смотри, каких девочек с квартетом я откопал! Группа "Бархатный сезон": выпускницы Гнесинки, живая музыка, лучшие песни ушедшего века. Всё! От старинных цыганских и русских романсов - через французский шансон и еврейские песни - до Beatles. Они не вылезают из зарубежных гастролей. Только что возвратившись из Америки, выступают у нас - и тут же летят в Австралию. Концерты "Бархатного сезона" в Театре эстрады собирают элиту - женщин и мужчин сорока лет и старше. Евгений Валевич и шоу-балет "Фрейлехс - "Москва - Иерусалим - Транзит"". Единственный в мире (не считая Израиля, разумеется) настоящий еврейский театр. Луис де ля Карраска - этого французского коллектива я добивался двенадцать лет! Настоящее фламенко! Наконец-то их удалось вытащить буквально на три дня!".

Здесь я прерву пламенную речь Виктора Петровича и добавлю, что будет МХАТ: "Рождественские грёзы" с Саввиной, Теняковой и Киндиновым, будет "Снежная Королева" в постановке Родницкого и IGUAN-DANSE-THEATRE из Санкт-Петербурга вместе с нашим Николаем Щетнёвым. Компьютеры в театре Панова перегружены, телефон постоянно занят. Мэтр обещает неожиданности! Следите за афишами и не пропустите значительные СОБЫТИЯ в жизни Архангельска. Представьте, как вы приезжаете в другой город и на какой-нибудь светской вечеринке, вместо ответа на каверзный вопрос: "Так у вас недавно был Евгений Гришковец! Ну и как вам его "универсальная история взросления"?", густо и мучительно краснеете:



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя